Социальная поддержка семей с детьми коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная поддержка семей с детьми коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Эстафета введения мер социальной поддержки семей с детьми в связи с мероприятиями, направленными на ограничение распространения коронавируса, была подхвачена регионами. Положительным представляется опыт установления новых выплат в субъектах Российской Федерации, исследование правового регулирования которых позволило выделить определенные тенденции в предоставлении социального обеспечения отдельным категориям семей в различных регионах.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Эстафета введения мер социальной поддержки семей с детьми в связи с мероприятиями, направленными на ограничение распространения коронавируса, была подхвачена регионами. Положительным представляется опыт установления новых выплат в субъектах Российской Федерации, исследование правового регулирования которых позволило выделить определенные тенденции в предоставлении социального обеспечения отдельным категориям семей в различных регионах.
Статья: Дополнительные нефтегазовые доходы как источник формирования Фонда национального благосостояния: новеллы и проблемы правового регулирования в период пандемии COVID-2019
(Кавкаева К.П.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Но все же самым актуальным направлением расходования средств Фонда национального благосостояния является социально-экономическая политика государства. На официальной ежегодной пресс-конференции Президента РФ В.В. Путин сообщил, что в период пандемии COVID-2019 средства суверенного фонда направляются на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на социальную поддержку семей с детьми, врачей, студентов медицинских вузов и колледжей, на помощь крупным предприятиям <8>. Также В.В. Путин в ходе конференции озвучил один из положительных элементов развития экономики: российский бюджет на 70% формируется уже не за счет нефтегазовых доходов. Президент РФ отметил, что данный факт свидетельствует о том, что Россия начинает слезать с "нефтегазовой иглы". Представляется, что зависимость федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов по-прежнему велика. Однако сложно переоценить роль нефтегазовых доходов для всей экономики государства, особенно на современном этапе, ведь с помощью именно этих доходов Россия имеет возможность достойно преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-2019.
(Кавкаева К.П.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Но все же самым актуальным направлением расходования средств Фонда национального благосостояния является социально-экономическая политика государства. На официальной ежегодной пресс-конференции Президента РФ В.В. Путин сообщил, что в период пандемии COVID-2019 средства суверенного фонда направляются на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на социальную поддержку семей с детьми, врачей, студентов медицинских вузов и колледжей, на помощь крупным предприятиям <8>. Также В.В. Путин в ходе конференции озвучил один из положительных элементов развития экономики: российский бюджет на 70% формируется уже не за счет нефтегазовых доходов. Президент РФ отметил, что данный факт свидетельствует о том, что Россия начинает слезать с "нефтегазовой иглы". Представляется, что зависимость федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов по-прежнему велика. Однако сложно переоценить роль нефтегазовых доходов для всей экономики государства, особенно на современном этапе, ведь с помощью именно этих доходов Россия имеет возможность достойно преодолеть кризис, вызванный пандемией COVID-2019.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.01.2021 N АПЛ20-476
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N АКПИ20-548
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "б" и "г" пункта 3 изменений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2020 г. N 652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 474">В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 249).
Статья: Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)- социальная поддержка семей с детьми - 569,3 млрд руб.;
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)- социальная поддержка семей с детьми - 569,3 млрд руб.;
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)2) введены дополнительные ограничения пределов права на исполнение судебных актов: перечень доходов должника, на которые не допускается обращение взыскания, был дополнен единовременной выплатой в размере 10 000 руб. на каждого ребенка, выплачиваемой в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <8>;
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)2) введены дополнительные ограничения пределов права на исполнение судебных актов: перечень доходов должника, на которые не допускается обращение взыскания, был дополнен единовременной выплатой в размере 10 000 руб. на каждого ребенка, выплачиваемой в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <8>;
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 одной из важнейших задач государства стало принятие мер социальной поддержки, направленных на минимизацию социальных рисков и защиту граждан от бедности. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на поддержку работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, повышение социальной защиты граждан в случае потери работы, поддержку семей с детьми, а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 одной из важнейших задач государства стало принятие мер социальной поддержки, направленных на минимизацию социальных рисков и защиту граждан от бедности. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на поддержку работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, повышение социальной защиты граждан в случае потери работы, поддержку семей с детьми, а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<34> См.: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<34> См.: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Статья: Современное состояние и проблемные аспекты формирования гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Важнейшая задача государства - обеспечение демографической устойчивости нации. Современная система мер социальной поддержки семей с детьми тоже формируется при участии институтов гражданского общества, в том числе Общественной палаты РФ. Так, в 2022 году Общественная палата РФ выступила организатором площадки, на которой обсуждаются нефинансовые отчеты, выпускаемые организациями, регионами и органами власти.
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Важнейшая задача государства - обеспечение демографической устойчивости нации. Современная система мер социальной поддержки семей с детьми тоже формируется при участии институтов гражданского общества, в том числе Общественной палаты РФ. Так, в 2022 году Общественная палата РФ выступила организатором площадки, на которой обсуждаются нефинансовые отчеты, выпускаемые организациями, регионами и органами власти.
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<10> См., напр.: Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 104-ФЗ; О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей: Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249; др. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.01.2021).
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<10> См., напр.: Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка: Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 104-ФЗ; О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей: Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249; др. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.01.2021).
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Государственное социальное обеспечение. Цифровизация экономики активно стимулирует развитие социальной сферы в направлении использования современных передовых технологий и процессов. Предоставление многих социальных услуг упростилось благодаря использованию единого портала государственных услуг, но возникли также трудности, с которыми раньше не приходилось иметь дело. Недостаточное внимание государства к функционированию электронных цифровых сервисов, их развитие, опережающее обновление законодательной базы, вместо ожидаемой отдачи иногда дает обратный эффект. Наглядной иллюстрацией служит ситуация с получением пособий на детей от 3 до 16 лет в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 2020 г. N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в беззаявительном порядке лицами, которые в силу определенных причин не могли претендовать на получение названной выплаты. Как позже выяснилось, целевое назначение данной выплаты - материальная поддержка граждан с детьми во время пандемии COVID-19 независимо от уровня доходов - не соответствовало избранному способу ее предоставления с использованием цифровых технологий.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей. Данный пункт изложен с 1 января 2022 г. полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ, принятым в целях защиты социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности. Пункт был введен с 8 июня 2020 г. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. В первоначальной редакции пункта указывалось на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей. Данный пункт изложен с 1 января 2022 г. полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ, принятым в целях защиты социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности. Пункт был введен с 8 июня 2020 г. Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ, внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. В первоначальной редакции пункта указывалось на единовременную выплату в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)<30> См. Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)<30> См. Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".