Социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ: К требованиям, вытекающим из отношений по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется общий срок исковой давности
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 N 31-КГ13-2 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗЕсли между сторонами возникли правоотношения, связанные не с установлением, осуществлением и прекращением опеки, а с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, т.е. правоотношения, касающиеся социального обеспечения данной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, вывод, согласно которому при рассмотрении спора применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, является ошибочным.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2013 N 31-КГ13-2 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗЕсли между сторонами возникли правоотношения, связанные не с установлением, осуществлением и прекращением опеки, а с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, т.е. правоотношения, касающиеся социального обеспечения данной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, вывод, согласно которому при рассмотрении спора применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, является ошибочным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Установив в ходе судебного разбирательства, что У.,ДД.ММ.ГГГГ.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи включенной на основании приказа Министерства социальной защиты населения от 16.07.2021 N в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение за счет государства жилым помещением специализированного жилого фонда, в то же время, соответствующим жильем по достижении совершеннолетия не обеспечена, и ее обращение к ответчику в июне 2024 года по поводу предоставления ей специализированного жилого помещения оставлено администрацией без удовлетворения, что повлекло нарушение гарантированных законом жилищных прав У., как лица, нуждающегося в особой заботе государства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. ст. 39, 40 Конституции РФ, ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришли к выводу о правомерности заявленного иска и о наличии оснований для понуждения администрации г. Белогорска к предоставлению истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения 18 кв. м, на территории г. Белогорска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
Нормативные акты
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Увольняемым в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работникам, таким, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должно быть обеспечено получение за счет средств работодателя необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых ситуациях может потребоваться установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком в судебном порядке, например в целях реализации гарантий по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020; Письмо Минобрнауки России от 02.09.2016 N 07-3765).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых ситуациях может потребоваться установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком в судебном порядке, например в целях реализации гарантий по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020; Письмо Минобрнауки России от 02.09.2016 N 07-3765).
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Такое право предоставлено прокурору и рядом федеральных законов. Так, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, соответствующие нормы СК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <164>, комментируемого Закона создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения; кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные названными законодательными актами РФ, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств; с учетом изложенного предлагается исключить из указанных актов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
Статья: Анализ судов по теме сирот и жилья
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В Государственную Думу внесен законопроект (N 1247651-7) относительно гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по вопросу предоставления жилых помещений. Данная категория граждан особенно нуждается в помощи и защите со стороны государства в силу отсутствия родительской поддержки, а также нахождения в течение продолжительного периода в воспитательном учреждении.
(Бойкова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 11)В Государственную Думу внесен законопроект (N 1247651-7) относительно гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) по вопросу предоставления жилых помещений. Данная категория граждан особенно нуждается в помощи и защите со стороны государства в силу отсутствия родительской поддержки, а также нахождения в течение продолжительного периода в воспитательном учреждении.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) право на жилье имеют те, кто обладает статусом "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.