Социальная ответственность бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная ответственность бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое содержание социальной ответственности бизнеса
(Антонова Е.Г.)
("Гражданское право", 2024, N 6)"Гражданское право", 2024, N 6
(Антонова Е.Г.)
("Гражданское право", 2024, N 6)"Гражданское право", 2024, N 6
Статья: Социальные инвестиции как составляющий элемент корпоративной социальной ответственности бизнеса
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3
Нормативные акты
"Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(утв. Президентом РФ 30.04.2012)к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;
(утв. Президентом РФ 30.04.2012)к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;
Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р
<Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года>содействие включению мероприятий по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса;
<Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года>содействие включению мероприятий по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса;
Статья: Злоупотребление правом со стороны потребителя - актуальная проблема современной цивилистики
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Правовое регулирование отношений с участием потребителей отличается неравномерным распределением между их участниками прав и обязанностей, а также мер юридической ответственности. В цивилистике такая аномалия объясняется тем, что предприниматель, будучи профессиональным участником рынка, изначально обладает большими экономическими и организационными ресурсами, чем потребитель, и, как следствие, для увеличения своей прибыли может воспользоваться таким положением и выйти за установленные границы правоосуществления, то есть злоупотребить правом. В связи с этим и наукой гражданского права, и судебной практикой потребитель признается слабым субъектом, нуждающимся в особой защите со стороны государства, а законодательство в целях сбалансирования интересов участников этого вида правоотношений предусматривает для потребителя целый комплекс правовых преференций. Такая тенденция сохраняется на протяжении всех 33 лет действия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), несмотря на то, что за эти годы в отечественной правовой системе произошли существенные изменения - повысилась правовая грамотность населения, возросла роль общественных объединений потребителей, стала более эффективной работа компетентных государственных органов по защите прав потребителей, повысилась социальная ответственность бизнес-сообщества. В этом смысле современный правопорядок в области защиты прав потребителей имеет признаки анахронизма. Кроме того, больший объем гарантий реализации и защиты прав потребителя по сравнению с другими субъектами гражданского оборота приводит к возникновению злоупотреблений правом, но уже со стороны потребителя. Казалось бы, эту проблему способны решать суды при рассмотрении гражданско-правовых споров, однако это не происходит, поскольку понятие "злоупотребление правом" является максимально абстрактным и трудно реализуемым на практике. В результате многие злоупотребления потребителей остаются без должного внимания правоприменителя.
(Усольцев Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Правовое регулирование отношений с участием потребителей отличается неравномерным распределением между их участниками прав и обязанностей, а также мер юридической ответственности. В цивилистике такая аномалия объясняется тем, что предприниматель, будучи профессиональным участником рынка, изначально обладает большими экономическими и организационными ресурсами, чем потребитель, и, как следствие, для увеличения своей прибыли может воспользоваться таким положением и выйти за установленные границы правоосуществления, то есть злоупотребить правом. В связи с этим и наукой гражданского права, и судебной практикой потребитель признается слабым субъектом, нуждающимся в особой защите со стороны государства, а законодательство в целях сбалансирования интересов участников этого вида правоотношений предусматривает для потребителя целый комплекс правовых преференций. Такая тенденция сохраняется на протяжении всех 33 лет действия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), несмотря на то, что за эти годы в отечественной правовой системе произошли существенные изменения - повысилась правовая грамотность населения, возросла роль общественных объединений потребителей, стала более эффективной работа компетентных государственных органов по защите прав потребителей, повысилась социальная ответственность бизнес-сообщества. В этом смысле современный правопорядок в области защиты прав потребителей имеет признаки анахронизма. Кроме того, больший объем гарантий реализации и защиты прав потребителя по сравнению с другими субъектами гражданского оборота приводит к возникновению злоупотреблений правом, но уже со стороны потребителя. Казалось бы, эту проблему способны решать суды при рассмотрении гражданско-правовых споров, однако это не происходит, поскольку понятие "злоупотребление правом" является максимально абстрактным и трудно реализуемым на практике. В результате многие злоупотребления потребителей остаются без должного внимания правоприменителя.
Статья: Индексация заработной платы в 2025 году
(Насонова А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Таким образом, законодательные основы индексации заработной платы, изложенные в Трудовом кодексе, создают четкие рамки для работодателей, обязывая их поддерживать уровень реального содержания заработной платы и обеспечивать защиту прав работников. Южалин подчеркнул, что "соблюдение этих норм является не только юридической обязанностью, но и важным аспектом социальной ответственности бизнеса".
(Насонова А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Таким образом, законодательные основы индексации заработной платы, изложенные в Трудовом кодексе, создают четкие рамки для работодателей, обязывая их поддерживать уровень реального содержания заработной платы и обеспечивать защиту прав работников. Южалин подчеркнул, что "соблюдение этих норм является не только юридической обязанностью, но и важным аспектом социальной ответственности бизнеса".
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Обеспечение устойчивого развития напрямую связано с социальной ответственностью отдельных участников экономической деятельности. Если классический капитализм критикуют за то, что юридические лица, особенно крупные корпорации, заботятся только о собственной прибыли, игнорируя негативное влияние, которое они могут оказывать на общество, то современная концепция ответственного капитализма (responsible capitalism) предполагает социальную ответственность бизнеса <1>. Оценивая соотношение понятий "устойчивое развитие" и "социальная ответственность, можно согласиться с тем, что "глобальная цель устойчивого развития состоит в том, чтобы достичь устойчивости общества как целого и планеты. Социальная ответственность направлена на определенную организацию и касается ее ответственности перед обществом. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать ее вклад в устойчивое развитие" <2>. В этой связи важно подчеркнуть, что устойчивое развитие является перманентно формирующимся макроэкономическим результатом социально ответственного поведения отдельных участников экономической деятельности. Поэтому именно социальная ответственность находится в фокусе внимания при исследовании экономической деятельности юридических лиц.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Обеспечение устойчивого развития напрямую связано с социальной ответственностью отдельных участников экономической деятельности. Если классический капитализм критикуют за то, что юридические лица, особенно крупные корпорации, заботятся только о собственной прибыли, игнорируя негативное влияние, которое они могут оказывать на общество, то современная концепция ответственного капитализма (responsible capitalism) предполагает социальную ответственность бизнеса <1>. Оценивая соотношение понятий "устойчивое развитие" и "социальная ответственность, можно согласиться с тем, что "глобальная цель устойчивого развития состоит в том, чтобы достичь устойчивости общества как целого и планеты. Социальная ответственность направлена на определенную организацию и касается ее ответственности перед обществом. В качестве всеобъемлющей цели социальной ответственности организации следует рассматривать ее вклад в устойчивое развитие" <2>. В этой связи важно подчеркнуть, что устойчивое развитие является перманентно формирующимся макроэкономическим результатом социально ответственного поведения отдельных участников экономической деятельности. Поэтому именно социальная ответственность находится в фокусе внимания при исследовании экономической деятельности юридических лиц.
Статья: Современные векторы развития корпоративных отношений в России: финансово-правовой аспект
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)- социальная ответственность бизнеса (сегодня многие исследователи посвящают свои труды вопросам развития социального предпринимательства, при котором бизнес ставит целью не только извлечение максимальной прибыли, но и решение социально значимых задач <28>);
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)- социальная ответственность бизнеса (сегодня многие исследователи посвящают свои труды вопросам развития социального предпринимательства, при котором бизнес ставит целью не только извлечение максимальной прибыли, но и решение социально значимых задач <28>);
Статья: Особенности правового регулирования оказания социальных услуг в фонде как унитарной некоммерческой организации
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)- расширение сферы корпоративной социальной ответственности бизнес-структур с целью создания комфортной среды для сотрудников компании - участников мероприятий благотворительных организаций на основе уже имеющегося отечественного опыта.
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)- расширение сферы корпоративной социальной ответственности бизнес-структур с целью создания комфортной среды для сотрудников компании - участников мероприятий благотворительных организаций на основе уже имеющегося отечественного опыта.
Статья: Правовое регулирование конкуренции в контексте принципов устойчивого развития
(Антонова Е.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В российских условиях проблема управления устойчивыми цепочками поставок рассматривается исходя из необходимости создания цепочки добавленной стоимости, подчиненной исходным принципам корпоративной социальной ответственности бизнеса. Подобная практика основывается на необходимости проверки поставщиков на предмет их соответствия принципам ответственного поведения в бизнесе.
(Антонова Е.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В российских условиях проблема управления устойчивыми цепочками поставок рассматривается исходя из необходимости создания цепочки добавленной стоимости, подчиненной исходным принципам корпоративной социальной ответственности бизнеса. Подобная практика основывается на необходимости проверки поставщиков на предмет их соответствия принципам ответственного поведения в бизнесе.
Статья: Корпоративная социальная ответственность - новое направление в развитии социального партнерства?
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Долгое время для описания социальной ответственности бизнеса использовался термин Corporate Social Responsibility, или CSR (корпоративная социальная ответственность, или КСО) <3>. Для бизнеса важным инструментом реализации ESG - стратегии устойчивого развития в сфере корпоративной социальной ответственности стал Глобальный договор ООН (2000 г.).
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Долгое время для описания социальной ответственности бизнеса использовался термин Corporate Social Responsibility, или CSR (корпоративная социальная ответственность, или КСО) <3>. Для бизнеса важным инструментом реализации ESG - стратегии устойчивого развития в сфере корпоративной социальной ответственности стал Глобальный договор ООН (2000 г.).
Статья: Стандарты ESG в структуре корпоративных правоотношений
(Антонова Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)В представленной статье рассматриваются особенности использования стандартов ESG в структуре корпоративных правоотношений. Обращается внимание на то, что информация о переходе к принципам социальной ответственности бизнеса оказывает влияние на принятие управленческих решений исполнительными органами соответствующей корпорации, учитывается при разрешении вопросов, возникающих в системе корпоративного управления. Основные вопросы, обсуждаемые при принятии данного решения, обусловливаются появлением у компании дополнительных расходов, непосредственно связанных с переходом к стандартам и принципам социальной ответственности бизнеса. Таким образом, информация об использовании ESG-стандартов является основным критерием инвестиционной привлекательности крупных компаний, активно взаимодействующих с государственными органами и соответствующими институтами гражданского общества.
(Антонова Е.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)В представленной статье рассматриваются особенности использования стандартов ESG в структуре корпоративных правоотношений. Обращается внимание на то, что информация о переходе к принципам социальной ответственности бизнеса оказывает влияние на принятие управленческих решений исполнительными органами соответствующей корпорации, учитывается при разрешении вопросов, возникающих в системе корпоративного управления. Основные вопросы, обсуждаемые при принятии данного решения, обусловливаются появлением у компании дополнительных расходов, непосредственно связанных с переходом к стандартам и принципам социальной ответственности бизнеса. Таким образом, информация об использовании ESG-стандартов является основным критерием инвестиционной привлекательности крупных компаний, активно взаимодействующих с государственными органами и соответствующими институтами гражданского общества.
Статья: Выполнение субъектами права принципов ESG в области корпоративного управления
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Ключевые слова: принципы ESG в области корпоративного управления, "ответственное предпринимательство", принципы устойчивого развития предприятия, коррупция, социальная ответственность бизнеса, комплаенс-контроль, модели корпоративного управления.
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Ключевые слова: принципы ESG в области корпоративного управления, "ответственное предпринимательство", принципы устойчивого развития предприятия, коррупция, социальная ответственность бизнеса, комплаенс-контроль, модели корпоративного управления.
Статья: Формирование рыночной цены при конкурентных способах выбора поставщика товара
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, судебная практика движется по пути не столько буквы закона, сколько исходя из понимания фактически складывающихся экономических отношений, следуя общепризнанному правилу, что ценообразование, в первую очередь, должно быть основано на базовых принципах и ориентирах - принципах добросовестности, экономической, политической и социальной солидарности, исходя из которых в том числе формируется и социальная ответственность бизнеса <8>.
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Таким образом, судебная практика движется по пути не столько буквы закона, сколько исходя из понимания фактически складывающихся экономических отношений, следуя общепризнанному правилу, что ценообразование, в первую очередь, должно быть основано на базовых принципах и ориентирах - принципах добросовестности, экономической, политической и социальной солидарности, исходя из которых в том числе формируется и социальная ответственность бизнеса <8>.