Событие административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Событие административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор фрахтования (чартера) и его существенные условия
(КонсультантПлюс, 2025)"...формальное исполнение обязанности по заключению договора фрахтования, не соответствующего обязательным требованиям, предъявляемым к содержанию его условий, не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...формальное исполнение обязанности по заключению договора фрахтования, не соответствующего обязательным требованиям, предъявляемым к содержанию его условий, не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Течение сроков в гражданском праве
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество уведомило контролирующий орган с соблюдением установленного срока, в связи с чем событие административного правонарушения отсутствует.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество уведомило контролирующий орган с соблюдением установленного срока, в связи с чем событие административного правонарушения отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что признается отсутствием события административного правонарушения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Событие административного правонарушения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Событие административного правонарушения
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
(ред. от 04.11.2025)По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Суть заявления, то есть данные о преступлении, о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, об обстоятельствах происшествия (пп. 2.1.1 - 2.1.3 Инструкции N 736).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)3. Суть заявления, то есть данные о преступлении, о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, об обстоятельствах происшествия (пп. 2.1.1 - 2.1.3 Инструкции N 736).
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности и настаивать на своей невиновности. В этом случае суд должен рассмотреть и оценить доводы такого лица об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Это необходимо в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало событие административного правонарушения, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Такой вывод отражен в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
(КонсультантПлюс, 2025)Лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности и настаивать на своей невиновности. В этом случае суд должен рассмотреть и оценить доводы такого лица об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Это необходимо в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало событие административного правонарушения, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Такой вывод отражен в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
Ситуация: Как лишают водительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)место, время совершения и событие административного правонарушения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)место, время совершения и событие административного правонарушения;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем прокурорские проверки показывают, что органы государственного земельного надзора нередко не усматривают признаков состава или события административного правонарушения в действиях проверяемых лиц по материалам муниципального земельного контроля и принимают решения об отказе в возбуждении дел об административном производстве. В данном случае выданное органом муниципального земельного контроля предписание теряет юридическую силу и должно быть отменено этим органом <1>. Законодательством не установлена возможность обжалования в суде решения, принятого органом государственного земельного надзора по материалам органа муниципального земельного контроля. Нередки случаи, когда органы государственного земельного надзора длительное время рассматривают материалы дела и срок привлечения виновного лица к административной ответственности истекает, что подтверждается судебной практикой <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем прокурорские проверки показывают, что органы государственного земельного надзора нередко не усматривают признаков состава или события административного правонарушения в действиях проверяемых лиц по материалам муниципального земельного контроля и принимают решения об отказе в возбуждении дел об административном производстве. В данном случае выданное органом муниципального земельного контроля предписание теряет юридическую силу и должно быть отменено этим органом <1>. Законодательством не установлена возможность обжалования в суде решения, принятого органом государственного земельного надзора по материалам органа муниципального земельного контроля. Нередки случаи, когда органы государственного земельного надзора длительное время рассматривают материалы дела и срок привлечения виновного лица к административной ответственности истекает, что подтверждается судебной практикой <2>.
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Особое внимание должно быть уделено формулировке события административного правонарушения и его квалификации. Ведь неправильная квалификация деяния может повлечь непривлечение лица к ответственности ввиду того, что при рассмотрении дела судья (или иной субъект административной юрисдикции) не вправе произвольно переквалифицировать деяние. Ограничительные рамки для переквалификации деяния состоят в том, что она допускается только между статьями (либо конкретными их частями), предусматривающими правонарушения с единым родовым объектом посягательства. При этом должно соблюдаться еще одно важнейшее условие - переквалификация деяния не должна ухудшать положение лица, привлекаемого к административной ответственности <16>.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Особое внимание должно быть уделено формулировке события административного правонарушения и его квалификации. Ведь неправильная квалификация деяния может повлечь непривлечение лица к ответственности ввиду того, что при рассмотрении дела судья (или иной субъект административной юрисдикции) не вправе произвольно переквалифицировать деяние. Ограничительные рамки для переквалификации деяния состоят в том, что она допускается только между статьями (либо конкретными их частями), предусматривающими правонарушения с единым родовым объектом посягательства. При этом должно соблюдаться еще одно важнейшее условие - переквалификация деяния не должна ухудшать положение лица, привлекаемого к административной ответственности <16>.
Статья: Представление доказательств участниками производства по делам об административных правонарушениях
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Не определяет Кодекс и действия правоприменителя по получению предъявляемых ему доказательств. Лишь ч. 2 ст. 28.1 обязывает его рассмотреть (проверить) поступившие от физических и юридических лиц, содержащиеся в ч. 1 - 3 этой статьи заявлениях, материалах сведения о событии административного правонарушения. Касательно других доказательств, представляемых участниками производства, подобной обязательности правоприменителя не установлено, не определены и процессуальные формы получения доказательств, представленных участниками производства по своей инициативе. Поиск путей устранения указанных пробелов правового регулирования вызывает необходимость обращения к нормам уголовно-процессуального законодательства, регламентирующим аналогичные действия (решения) субъектов процессуальных отношений. Сопоставление нормативных конструкций и теоретических концепций позволяет комплексно подойти к исследованию института доказывания, выявить общие и специфические тенденции, закономерности и экстраполировать достижения и подходы из одной отрасли в другую. Общность принципов и механизмов института доказывания в административно-юрисдикционном и уголовном праве может способствовать совершенствованию законодательного регулирования и практики доказывания.
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Не определяет Кодекс и действия правоприменителя по получению предъявляемых ему доказательств. Лишь ч. 2 ст. 28.1 обязывает его рассмотреть (проверить) поступившие от физических и юридических лиц, содержащиеся в ч. 1 - 3 этой статьи заявлениях, материалах сведения о событии административного правонарушения. Касательно других доказательств, представляемых участниками производства, подобной обязательности правоприменителя не установлено, не определены и процессуальные формы получения доказательств, представленных участниками производства по своей инициативе. Поиск путей устранения указанных пробелов правового регулирования вызывает необходимость обращения к нормам уголовно-процессуального законодательства, регламентирующим аналогичные действия (решения) субъектов процессуальных отношений. Сопоставление нормативных конструкций и теоретических концепций позволяет комплексно подойти к исследованию института доказывания, выявить общие и специфические тенденции, закономерности и экстраполировать достижения и подходы из одной отрасли в другую. Общность принципов и механизмов института доказывания в административно-юрисдикционном и уголовном праве может способствовать совершенствованию законодательного регулирования и практики доказывания.
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)При этом в производстве по делам об административных правонарушениях ревизионное начало призвано не допустить поворот к худшему при пересмотре вступившего в законную силу постановления <10>. Однако при проверке законности и обоснованности постановления подлежат выяснению вопросы в том числе о том, имело ли место событие административного правонарушения, установлены ли признаки состава данного правонарушения и виновность лица в его совершении, каков объем компетенции административно-юрисдикционного органа, соразмерно ли назначаемое административное наказание характеру совершенного правонарушения <11>.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)При этом в производстве по делам об административных правонарушениях ревизионное начало призвано не допустить поворот к худшему при пересмотре вступившего в законную силу постановления <10>. Однако при проверке законности и обоснованности постановления подлежат выяснению вопросы в том числе о том, имело ли место событие административного правонарушения, установлены ли признаки состава данного правонарушения и виновность лица в его совершении, каков объем компетенции административно-юрисдикционного органа, соразмерно ли назначаемое административное наказание характеру совершенного правонарушения <11>.
Статья: Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Слабое использование принципа презумпции невиновности на стадии обжалования в решениях вышестоящих административно-юрисдикционных органов еще можно оправдать корпоративной солидарностью, объяснимой склонностью доверять своим коллегам. Однако крайне редкое использование ссылки на ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в решениях судов при наличии спора о событии административного правонарушения, не подкрепленного объективными доказательствами, на этих основаниях объяснить нельзя.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Слабое использование принципа презумпции невиновности на стадии обжалования в решениях вышестоящих административно-юрисдикционных органов еще можно оправдать корпоративной солидарностью, объяснимой склонностью доверять своим коллегам. Однако крайне редкое использование ссылки на ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в решениях судов при наличии спора о событии административного правонарушения, не подкрепленного объективными доказательствами, на этих основаниях объяснить нельзя.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена для ликвидационной комиссии (ликвидатора) при ликвидации юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)Дело возбуждают в общем порядке при наличии повода (п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). В частности, если данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 - 3 ст. 28.1 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Дело возбуждают в общем порядке при наличии повода (п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). В частности, если данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 - 3 ст. 28.1 КоАП РФ):
Статья: О структуре административного производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)отсутствие спора между лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, по поводу наличия события административного правонарушения и (или) назначенного административного наказания.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)отсутствие спора между лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, по поводу наличия события административного правонарушения и (или) назначенного административного наказания.