Собственник мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственник мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Судебные акты арбитражного суда, Верховного Суда Российской Федерации" АПК РФ"Однако, обстоятельства, связанные с тем, включена ли указанная в приложении к представленному истцом договору площадка накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится ли ответчик к собственникам ТКО, осуществляющим складирование ТКО на указанной площадке, судами не исследованы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Доводы заявителя о том, что вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО относятся исключительно к органам местного самоуправления, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах - товариществе собственников жилья, управляющих организациях, жилищных кооперативах и т.д. (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что контейнерная площадка, указанная в качестве места накопления отходов предпринимателя, в соответствии с приказом департамента от 21.04.2023 N 76 в территориальной схеме обозначена собственностью товарищества собственников жилья, до указанного приказа - общедоступная (представитель собственника администрация города Томска), сведений о помещении и самом предпринимателе в перечне мусорообразователей, складирующих ТКО на контейнерной площадке, не содержит, собственная контейнерная площадка для накопления ТКО в исковом периоде предпринимателем не организована, правомерно возложив бремя доказывания факта оказания услуг на предприятие как регионального оператора, констатировав непредставление им доказательств фактического оказания услуг именно предпринимателю, суд апелляционной инстанций пришел к аргументированному выводу о необоснованности исковых требований и в иске отказал.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что контейнерная площадка, указанная в качестве места накопления отходов предпринимателя, в соответствии с приказом департамента от 21.04.2023 N 76 в территориальной схеме обозначена собственностью товарищества собственников жилья, до указанного приказа - общедоступная (представитель собственника администрация города Томска), сведений о помещении и самом предпринимателе в перечне мусорообразователей, складирующих ТКО на контейнерной площадке, не содержит, собственная контейнерная площадка для накопления ТКО в исковом периоде предпринимателем не организована, правомерно возложив бремя доказывания факта оказания услуг на предприятие как регионального оператора, констатировав непредставление им доказательств фактического оказания услуг именно предпринимателю, суд апелляционной инстанций пришел к аргументированному выводу о необоснованности исковых требований и в иске отказал.
Статья: Подписывайте всегда договор и акт
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 7)- договор об оказании услуг по вывозу ТКО заключается напрямую между оператором и потребителем. Для жителей многоквартирных домов его заключает управляющая организация или товарищество собственников жилья, а в частных домовладениях - непосредственно собственник участка;
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 7)- договор об оказании услуг по вывозу ТКО заключается напрямую между оператором и потребителем. Для жителей многоквартирных домов его заключает управляющая организация или товарищество собственников жилья, а в частных домовладениях - непосредственно собственник участка;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)29. При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)29. При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
(КонсультантПлюс, 2025)информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Кроме того, внесены корреспондирующие изменения в иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Кроме того, внесены корреспондирующие изменения в иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Вопрос: Когда федеральное законодательство имеет приоритет перед законодательством субъектов РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также необходимо отметить, что помимо случаев противоречия регионального законодательства федеральному имеют место ситуации, когда вопрос федеральным законодательством не урегулирован, а законодательством субъекта Федерации предпринята попытка восполнения пробела, но с несоблюдением требований о разграничении предмета ведения. Так, например, законодательством РФ обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления и отсутствует закон РФ, обязывающий собственника индивидуального жилого дома организовать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем суды приходят к выводу о недопустимости установления такой обязанности нормативно-правовым актом субъекта РФ (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88-17/2023 по делу N 2-964/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также необходимо отметить, что помимо случаев противоречия регионального законодательства федеральному имеют место ситуации, когда вопрос федеральным законодательством не урегулирован, а законодательством субъекта Федерации предпринята попытка восполнения пробела, но с несоблюдением требований о разграничении предмета ведения. Так, например, законодательством РФ обязанность создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления и отсутствует закон РФ, обязывающий собственника индивидуального жилого дома организовать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем суды приходят к выводу о недопустимости установления такой обязанности нормативно-правовым актом субъекта РФ (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88-17/2023 по делу N 2-964/2022).
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (за исключением уборки мест погрузки таких отходов);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (за исключением уборки мест погрузки таких отходов);
Вопрос: Возможно ли в договор с региональным оператором ТКО включить условие об учете ТКО на основе количества и объема контейнеров для накопления ТКО?
(Консультация эксперта, 2022)Таким образом, с точки зрения федерального законодательства региональный оператор ТКО не вправе отказать в коммерческом учете вывозимых ТКО на основе количества и объема контейнеров, если место (площадка) накопления отходов соответствует требованиям действующего законодательства.
(Консультация эксперта, 2022)Таким образом, с точки зрения федерального законодательства региональный оператор ТКО не вправе отказать в коммерческом учете вывозимых ТКО на основе количества и объема контейнеров, если место (площадка) накопления отходов соответствует требованиям действующего законодательства.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункты 5 и 6 Правил N 505).
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Статья: Два МКД на одном участке
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Также арбитры не исследовали вопрос, являются ли спорные МКД единым жилищным комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры (элементами озеленения, асфальтированными подъездными путями и тротуарами, парковкой для автотранспорта, игровыми площадками, контейнерной площадкой по месту накопления твердых коммунальных отходов и т.д.).
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Также арбитры не исследовали вопрос, являются ли спорные МКД единым жилищным комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры (элементами озеленения, асфальтированными подъездными путями и тротуарами, парковкой для автотранспорта, игровыми площадками, контейнерной площадкой по месту накопления твердых коммунальных отходов и т.д.).
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления, если иное не установлено законодательством. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО на земельном участке, который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, несут лица, осуществляющие управление этим домом.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления, если иное не установлено законодательством. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО на земельном участке, который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, несут лица, осуществляющие управление этим домом.