Собственник меняет вид разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственник меняет вид разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Предприниматель является собственником... специализированного магазина...
(КонсультантПлюс, 2025)...Предприниматель является собственником... специализированного магазина...
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88-4518/2024 (УИД 27RS0003-01-2023-003707-90)
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с неправомерным пользованием чужим имуществом.
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - сооружение. Данная автодорога является дорогой необщего пользования. Данную дорогу безвозмездно использует Ответчик, в результате чего у него возникло неосновательное обогащение.
Решение: Отказано.Давая оценку внесенным по заявлению истца сведениям в ЕГРАД от 11 марта 2023 г. об отнесении спорной дороги к автодорогам необщего пользования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что такие сведения являются недостоверными, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судом. Кроме того, такие сведения не носят правоустанавливающий характер и не меняют правового режима автомобильной дороги общего пользования. Суд пришел к выводу, что самостоятельное объявление собственником автомобильной дороги в отсутствие на то фактических оснований вида разрешенного использования автомобильной дороги в качестве дороги необщего пользования и предоставление им об этом сведений в ЕГРАД не свидетельствовало о возникновении у него оснований для взыскания платы за прошедший период использования этой автомобильной дороги с ответчика, имеющего право свободного и бесплатного проезда, перевозки пассажиров, грузов по дороге общего пользования.
Категория спора: Неосновательное обогащение.
Требования: О взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с неправомерным пользованием чужим имуществом.
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - сооружение. Данная автодорога является дорогой необщего пользования. Данную дорогу безвозмездно использует Ответчик, в результате чего у него возникло неосновательное обогащение.
Решение: Отказано.Давая оценку внесенным по заявлению истца сведениям в ЕГРАД от 11 марта 2023 г. об отнесении спорной дороги к автодорогам необщего пользования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что такие сведения являются недостоверными, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам, установленным судом. Кроме того, такие сведения не носят правоустанавливающий характер и не меняют правового режима автомобильной дороги общего пользования. Суд пришел к выводу, что самостоятельное объявление собственником автомобильной дороги в отсутствие на то фактических оснований вида разрешенного использования автомобильной дороги в качестве дороги необщего пользования и предоставление им об этом сведений в ЕГРАД не свидетельствовало о возникновении у него оснований для взыскания платы за прошедший период использования этой автомобильной дороги с ответчика, имеющего право свободного и бесплатного проезда, перевозки пассажиров, грузов по дороге общего пользования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С другой стороны, меняя вид разрешенного использования, собственник земельного участка своим выбором влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка, как правило, в сторону ее увеличения. В свою очередь, земельный налог за пользование землей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка <32>. Следовательно, меняя вид разрешенного использования земельного участка для цели его дальнейшей застройки, собственник увеличивает налоговую базу по земельному налогу, а значит, будет платить земельный налог в более высоком размере, чем раньше.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С другой стороны, меняя вид разрешенного использования, собственник земельного участка своим выбором влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка, как правило, в сторону ее увеличения. В свою очередь, земельный налог за пользование землей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка <32>. Следовательно, меняя вид разрешенного использования земельного участка для цели его дальнейшей застройки, собственник увеличивает налоговую базу по земельному налогу, а значит, будет платить земельный налог в более высоком размере, чем раньше.
Статья: Кадастровая стоимость объектов недвижимости: особенности определения, применения и соотношение с рыночной стоимостью
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)- собственник объекта может поменять вид его разрешенного использования, узаконить перепланировку. В этом случае изменится и кадастровая стоимость;
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)- собственник объекта может поменять вид его разрешенного использования, узаконить перепланировку. В этом случае изменится и кадастровая стоимость;
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2025 N 295-ФЗ
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации""14) цель использования такого земельного участка, указанная в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, или видам разрешенного использования земельного участка, установленным регламентом использования территории. Положения настоящего подпункта не применяются, если для цели, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка, такой земельный участок может использоваться независимо от категории земель и вида разрешенного использования, а также в случае размещения линейного объекта в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;";
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации""14) цель использования такого земельного участка, указанная в заявлении о предоставлении земельного участка, не соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, или видам разрешенного использования земельного участка, установленным регламентом использования территории. Положения настоящего подпункта не применяются, если для цели, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка, такой земельный участок может использоваться независимо от категории земель и вида разрешенного использования, а также в случае размещения линейного объекта в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;";
Решение Верховного Суда РФ от 23.12.2024 N АКПИ24-861
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим письма ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@>Административный истец считает, что Письмо меняет правовую норму, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 и пунктом 15 статьи 396 НК РФ, устанавливает новое правовое регулирование, тем самым нарушает права и законные интересы Общества как собственника земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Указывает, что АО "БСП-Актив" обращалось в Управление ФНС России по Белгородской области с просьбой не применять повышающий коэффициент при исчислении земельного налога в отношении принадлежащих ему земельных участков, в чем было отказано со ссылкой на Письмо.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим письма ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@>Административный истец считает, что Письмо меняет правовую норму, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 и пунктом 15 статьи 396 НК РФ, устанавливает новое правовое регулирование, тем самым нарушает права и законные интересы Общества как собственника земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Указывает, что АО "БСП-Актив" обращалось в Управление ФНС России по Белгородской области с просьбой не применять повышающий коэффициент при исчислении земельного налога в отношении принадлежащих ему земельных участков, в чем было отказано со ссылкой на Письмо.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)В дополнение суды отмечали, что в отношении нового собственника не зафиксирован факт нарушений земельного законодательства. Например, в одном из дел было установлено, что участок с видом разрешенного использования "для строительства индивидуального жилого дома" неоднократно отчуждался. С 2011 по 2018 год он менял собственников четыре раза <19>. По другому делу аналогичным образом земельный участок был перепродан уже после предъявления искового заявления об изъятии. Покупателем явилась организация, которая была учреждена самим ответчиком в преддверии суда, а ходатайство истца об обеспечении иска судом было отклонено <20>. Причем в этих делах предыдущим собственникам земельных участков много раз выдавались предписания об устранении нарушений, они привлекались к административной ответственности. Два приведенных примера демонстрируют злоупотребление своими правами со стороны ответчиков, при этом суды молчаливо санкционируют их действия, отказывая в изъятии земли.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)В дополнение суды отмечали, что в отношении нового собственника не зафиксирован факт нарушений земельного законодательства. Например, в одном из дел было установлено, что участок с видом разрешенного использования "для строительства индивидуального жилого дома" неоднократно отчуждался. С 2011 по 2018 год он менял собственников четыре раза <19>. По другому делу аналогичным образом земельный участок был перепродан уже после предъявления искового заявления об изъятии. Покупателем явилась организация, которая была учреждена самим ответчиком в преддверии суда, а ходатайство истца об обеспечении иска судом было отклонено <20>. Причем в этих делах предыдущим собственникам земельных участков много раз выдавались предписания об устранении нарушений, они привлекались к административной ответственности. Два приведенных примера демонстрируют злоупотребление своими правами со стороны ответчиков, при этом суды молчаливо санкционируют их действия, отказывая в изъятии земли.
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Минусом описанного варианта является то, что собственник участка ограничен в выборе ВРИ, так как замена возможна только на наиболее подходящий ВРИ из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, причем при этом необходимо учитывать и иные качественные и количественные характеристики земельного участка, а также различные факторы, такие как природные, экономические, социальные и т.д., определяющие его правовой режим.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Минусом описанного варианта является то, что собственник участка ограничен в выборе ВРИ, так как замена возможна только на наиболее подходящий ВРИ из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, причем при этом необходимо учитывать и иные качественные и количественные характеристики земельного участка, а также различные факторы, такие как природные, экономические, социальные и т.д., определяющие его правовой режим.
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
Статья: Резорбция регламентом jus in rem
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Относительно второго обстоятельства, видов разрешенного использования, закрепляемых в градостроительном регламенте, следует отметить, что правообладатель, согласно закону, вправе выбрать в заявительном порядке вид использования, его удовлетворяющий, и даже все виды использования из закрепленных в регламенте (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Относительно второго обстоятельства, видов разрешенного использования, закрепляемых в градостроительном регламенте, следует отметить, что правообладатель, согласно закону, вправе выбрать в заявительном порядке вид использования, его удовлетворяющий, и даже все виды использования из закрепленных в регламенте (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что другие правообладатели (например, арендаторы) для изменения вида разрешенного использования участка должны обратиться к собственнику (с учетом позиции Верховного Суда РФ о невозможности самостоятельно менять вид, если участок предоставлен для определенного вида использования). Например, если вы изменяете вид использования земли в собственности Москвы не для капитального строительства, обратитесь в Департамент городского имущества г. Москвы.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что другие правообладатели (например, арендаторы) для изменения вида разрешенного использования участка должны обратиться к собственнику (с учетом позиции Верховного Суда РФ о невозможности самостоятельно менять вид, если участок предоставлен для определенного вида использования). Например, если вы изменяете вид использования земли в собственности Москвы не для капитального строительства, обратитесь в Департамент городского имущества г. Москвы.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)К примеру, в Правилах землепользования и застройки города Томска [5] на правообладателя земельного участка возложена обязанность указывать данные о всех видах разрешенного использования. Так, в статье 11 отмечается: "собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон. Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор недвижимости обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость".
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)К примеру, в Правилах землепользования и застройки города Томска [5] на правообладателя земельного участка возложена обязанность указывать данные о всех видах разрешенного использования. Так, в статье 11 отмечается: "собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, имеют право в соответствии с законодательством по своему усмотрению выбирать и менять вид/виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон. Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор недвижимости обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы учета недвижимости и документы о регистрации прав на недвижимость".