Собрание собственников земельных долей
Подборка наиболее важных документов по запросу Собрание собственников земельных долей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Межевание арендованного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Исходя из буквального толкования... норм права, реализация участником общей долевой собственности, который не возражал против заключения договора аренды, права на выдел земельного участка в счет земельных долей не приведет к прекращению действия ранее заключенного по решению общего собрания собственников земельных долей договора аренды в отношении выделенного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)...Исходя из буквального толкования... норм права, реализация участником общей долевой собственности, который не возражал против заключения договора аренды, права на выдел земельного участка в счет земельных долей не приведет к прекращению действия ранее заключенного по решению общего собрания собственников земельных долей договора аренды в отношении выделенного участка.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13.1 "Проект межевания земельного участка" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Таким образом, право выделить земельную долю у собственника земельной доли возникает на основании решения общего собрания или при наличии согласованного кадастровым инженером в установленном законом порядке проекта межевания земельного участка и утвержденного решением общего собрания либо в установленных случаях решением собственника доли, с обязательным согласованием с участниками долевой собственности размера и местоположения границ выделяемого участка, а также заключения кадастрового инженера об отсутствии возражений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о совершенствовании механизма информирования и идентификации участников долевой собственности при проведении собрания
(Чайковская Л.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В ходе настоящего исследования был проведен анализ существующего законодательства в части информирования заинтересованных лиц о проведении общего собрания собственников земельных долей, а также порядка проведения указанного собрания; актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процедуры подготовки и проведения общего собрания собственников земельных долей с учетом тенденций современности; в статье определены направления развития нормативно-правовой базы в области исследования.
(Чайковская Л.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В ходе настоящего исследования был проведен анализ существующего законодательства в части информирования заинтересованных лиц о проведении общего собрания собственников земельных долей, а также порядка проведения указанного собрания; актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процедуры подготовки и проведения общего собрания собственников земельных долей с учетом тенденций современности; в статье определены направления развития нормативно-правовой базы в области исследования.
Статья: Особенности отчуждения земель сельскохозяйственного назначения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Таким образом, если решения общего собрания нет, то собственнику земельной доли следует заключить договор с кадастровым инженером о подготовке последним проекта межевания земельного участка. В последующем собственник обязан опубликовать сообщение в СМИ о выделении земельного участка в счет земельной доли (письмо Минэкономразвития России от 11.01.2012 N ог-д23-18).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Таким образом, если решения общего собрания нет, то собственнику земельной доли следует заключить договор с кадастровым инженером о подготовке последним проекта межевания земельного участка. В последующем собственник обязан опубликовать сообщение в СМИ о выделении земельного участка в счет земельной доли (письмо Минэкономразвития России от 11.01.2012 N ог-д23-18).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В обоснование заявленных требований истцы указали, что им принадлежат земельные доли в праве собственности на земельный участок. По договору от 30 мая 2000 г. земельные доли переданы в аренду обществу (ответчику). Истцами проведены работы по выделу земельных долей в натуре, однако кадастровый учет образованных земельных участков не осуществлен, поскольку в регистрирующий орган не представлено согласие арендатора (общества) на выдел земельных участков. Действующим законодательством не предусмотрена возможность аренды земельных долей без выдела их в натуре в виде сформированного земельного участка, в то время как договор аренды земельных долей от 30 мая 2000 г. в соответствие с законом не приведен, границы переданного в аренду участка не установлены, общее собрание собственников земельных долей по вопросу внесения изменений в предмет договора аренды не проводилось. В связи с этим истцы полагали, что договор аренды спорного земельного участка не заключен, а договор аренды земельных долей не может быть расценен в качестве договора аренды земельного участка, поэтому на него не распространяются требования закона о необходимости получения согласия арендатора на выдел земельных долей из спорного земельного участка. Общее собрание участников общей собственности на данный земельный участок по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельных долей не проводилось, его условия собственниками земельных долей не обсуждались, полномочий на изменение условий договора аренды земельных долей Ф. (лицо, действующее от имени дольщиков) не имела, дополнительное соглашение от 15 сентября 2020 г. не подписывалось, что свидетельствует о его недействительности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В обоснование заявленных требований истцы указали, что им принадлежат земельные доли в праве собственности на земельный участок. По договору от 30 мая 2000 г. земельные доли переданы в аренду обществу (ответчику). Истцами проведены работы по выделу земельных долей в натуре, однако кадастровый учет образованных земельных участков не осуществлен, поскольку в регистрирующий орган не представлено согласие арендатора (общества) на выдел земельных участков. Действующим законодательством не предусмотрена возможность аренды земельных долей без выдела их в натуре в виде сформированного земельного участка, в то время как договор аренды земельных долей от 30 мая 2000 г. в соответствие с законом не приведен, границы переданного в аренду участка не установлены, общее собрание собственников земельных долей по вопросу внесения изменений в предмет договора аренды не проводилось. В связи с этим истцы полагали, что договор аренды спорного земельного участка не заключен, а договор аренды земельных долей не может быть расценен в качестве договора аренды земельного участка, поэтому на него не распространяются требования закона о необходимости получения согласия арендатора на выдел земельных долей из спорного земельного участка. Общее собрание участников общей собственности на данный земельный участок по вопросу заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельных долей не проводилось, его условия собственниками земельных долей не обсуждались, полномочий на изменение условий договора аренды земельных долей Ф. (лицо, действующее от имени дольщиков) не имела, дополнительное соглашение от 15 сентября 2020 г. не подписывалось, что свидетельствует о его недействительности.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является земельным участком общего назначения). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является земельным участком общего назначения). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в ч. 2 - 6 данной статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется. С заявлением о кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение (ч. 1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в ч. 2 - 6 данной статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется. С заявлением о кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение (ч. 1);
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, вследствие неопределенности законодательства относительно соотношения наличия решения общего собрания и волеизъявления отсутствующего на нем собственника невостребованной земельной доли возникает дилемма: если решение общего собрания выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, то отсутствуют основания для признания доли, которой распорядился собственник, невостребованной. В противном случае использование будет осуществляться при отсутствии волеизъявления собственника, а значит, часть участка, соответствующая общей площади невостребованных земельных долей, может быть признана самовольно занятой. Согласие органа местного самоуправления, в том числе оформленное в виде соглашения, не предусмотрено законодательством и не выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, поэтому в качестве надлежащего основания для использования земельного участка рассматриваться не может.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Так, вследствие неопределенности законодательства относительно соотношения наличия решения общего собрания и волеизъявления отсутствующего на нем собственника невостребованной земельной доли возникает дилемма: если решение общего собрания выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, то отсутствуют основания для признания доли, которой распорядился собственник, невостребованной. В противном случае использование будет осуществляться при отсутствии волеизъявления собственника, а значит, часть участка, соответствующая общей площади невостребованных земельных долей, может быть признана самовольно занятой. Согласие органа местного самоуправления, в том числе оформленное в виде соглашения, не предусмотрено законодательством и не выражает мнение собственника невостребованной земельной доли, поэтому в качестве надлежащего основания для использования земельного участка рассматриваться не может.