Собрание кредиторов наблюдение
Подборка наиболее важных документов по запросу Собрание кредиторов наблюдение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 67 "Обязанности временного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Тот факт, что Кузнецов А.А. не подготовил анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также заключение о наличии сделок, подлежащих конкурсному оспариванию, в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для снижения вознаграждения. Из системного толкования положений пункта 2 статьи 67, статей 70, 72, 75 Закона о банкротстве следует, что соответствующие документы составляются временным управляющим по итогам процедуры наблюдения и представляются собранию кредиторов, а затем, не позднее, чем за 5 дней до даты проведения судебного заседания по итогам процедуры наблюдения - в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Как установили суды первой и апелляционной инстанций, Кузнецов А.А. в период исполнения обязанностей временного управляющего (немногим более 2 месяцев) выполнил необходимые и разумные действия для того, чтобы следующий временный управляющий, утвержденный после его освобождения от исполнения обязанностей, смог на основании полученной от него информации составить финансовый анализ и заключение о наличии подозрительных сделок - выявил имущество должника, принял меры к обеспечению сохранности этого имущества, направил необходимые запросы и др. Таким образом, вклад Кузнецова А.А. в общий результат, ожидаемый от итогов процедуры наблюдения, расценен судами как достаточный для получения им фиксированной части вознаграждения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Окончание наблюдения" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Таким образом, само по себе отсутствие решения первого собрания кредиторов не является обстоятельством, препятствующим рассмотрению дела о банкротстве с соблюдением требований статей 51, 75 Закона о банкротстве. Возможность принятия судом соответствующего судебного акта по окончании процедуры наблюдения при отсутствии решения первого собрания кредиторов о выборе последующей процедуры банкротства предусмотрена нормами Закона о банкротстве."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы, возникающие в судебной практике в связи с отсутствием решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, первое собрание кредиторов, выбор процедуры банкротства, процедура наблюдения.
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, первое собрание кредиторов, выбор процедуры банкротства, процедура наблюдения.
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц как разновидность гражданско-правовой ответственности
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Соглашаясь с таким подходом, отметим, что причины подобного разделения заключаются в иных целях деятельности арбитражных управляющих, призванных обеспечить надлежащую реализацию предусмотренных законом процедур банкротства, обеспечив баланс интересов кредиторов и должника. Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом в процедурах банкротства, тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления). При этом ведение предпринимательской деятельности должника продолжают осуществлять органы управления должника. Арбитражный управляющий в таких процедурах обеспечивает реализацию мер по обеспечению сохранности имущества. Примечательно, что в рамках процедуры наблюдения данное полномочие является обязанностью управляющего и реализуется им самостоятельно, в то время как в процессе финансового оздоровления административный управляющий имеет право обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества. Представленная модель предполагает оценку стоимости недвижимого имущества. Учитывая, что зачастую стоимость недвижимого имущества составляет существенную часть балансовой стоимости активов должника, такой подход означает наличие дополнительных условий, направленных на защиту имущественных прав кредиторов. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, в рамках внешнего управления и конкурсного производства с даты их введения прекращаются полномочия руководителя должника. Возможность принятия каких-либо решений у органов управления должником в таком случае значительно сокращается. Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, а также распоряжаться им в соответствии с планом внешнего управления. Механизм распоряжения имуществом должника в процедуре внешнего управления зависит от характера сделок. Как следует из положений ст. 101 Закона о банкротстве, крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия собрания кредиторов. В качестве крупных рассматриваются сделки, балансовая стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Каких-либо особенностей в отношении недвижимого имущества законодатель в таком случае не предусматривает. Восстановление платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления может достигаться путем продажи части имущества должника. При этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве). В контексте недвижимости продажа такого имущества должна производиться на торгах, проводимых в электронной форме. Безусловно, наибольший интерес вызывают продажа и управление имуществом в процедуре конкурсного производства. Во-первых, конкурсное производство является самой распространенной процедурой, применяемой в деле о банкротстве после наблюдения или вводимой без проведения такового, что обусловлено слабой развитостью процесса оздоровления юридических лиц в отечественном правопорядке.
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 3)Соглашаясь с таким подходом, отметим, что причины подобного разделения заключаются в иных целях деятельности арбитражных управляющих, призванных обеспечить надлежащую реализацию предусмотренных законом процедур банкротства, обеспечив баланс интересов кредиторов и должника. Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом в процедурах банкротства, тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления). При этом ведение предпринимательской деятельности должника продолжают осуществлять органы управления должника. Арбитражный управляющий в таких процедурах обеспечивает реализацию мер по обеспечению сохранности имущества. Примечательно, что в рамках процедуры наблюдения данное полномочие является обязанностью управляющего и реализуется им самостоятельно, в то время как в процессе финансового оздоровления административный управляющий имеет право обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества. Представленная модель предполагает оценку стоимости недвижимого имущества. Учитывая, что зачастую стоимость недвижимого имущества составляет существенную часть балансовой стоимости активов должника, такой подход означает наличие дополнительных условий, направленных на защиту имущественных прав кредиторов. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, в рамках внешнего управления и конкурсного производства с даты их введения прекращаются полномочия руководителя должника. Возможность принятия каких-либо решений у органов управления должником в таком случае значительно сокращается. Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, а также распоряжаться им в соответствии с планом внешнего управления. Механизм распоряжения имуществом должника в процедуре внешнего управления зависит от характера сделок. Как следует из положений ст. 101 Закона о банкротстве, крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия собрания кредиторов. В качестве крупных рассматриваются сделки, балансовая стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Каких-либо особенностей в отношении недвижимого имущества законодатель в таком случае не предусматривает. Восстановление платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления может достигаться путем продажи части имущества должника. При этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве). В контексте недвижимости продажа такого имущества должна производиться на торгах, проводимых в электронной форме. Безусловно, наибольший интерес вызывают продажа и управление имуществом в процедуре конкурсного производства. Во-первых, конкурсное производство является самой распространенной процедурой, применяемой в деле о банкротстве после наблюдения или вводимой без проведения такового, что обусловлено слабой развитостью процесса оздоровления юридических лиц в отечественном правопорядке.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.
"Обзор судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023)Признавая бездействие конкурсного управляющего незаконным, арбитражный суд указал, что в случае банкротства ликвидируемого должника процедура наблюдения не проводится (пункт 1 статьи 225 Закона о банкротстве). Если заявление о банкротстве подано кредитором, то кандидатура конкурсного управляющего утверждается судом по его предложению по аналогии с утверждением временного управляющего (пункт 2 статьи 39 Закона о банкротстве). Отступление от правила о приоритете воли собрания кредиторов в процедуре наблюдения оправдано некритичностью этой процедуры для кредиторов и необходимостью определения лица, которое должно подготовить и провести общее собрание после первичного формирования сообщества кредиторов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023)Признавая бездействие конкурсного управляющего незаконным, арбитражный суд указал, что в случае банкротства ликвидируемого должника процедура наблюдения не проводится (пункт 1 статьи 225 Закона о банкротстве). Если заявление о банкротстве подано кредитором, то кандидатура конкурсного управляющего утверждается судом по его предложению по аналогии с утверждением временного управляющего (пункт 2 статьи 39 Закона о банкротстве). Отступление от правила о приоритете воли собрания кредиторов в процедуре наблюдения оправдано некритичностью этой процедуры для кредиторов и необходимостью определения лица, которое должно подготовить и провести общее собрание после первичного формирования сообщества кредиторов.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Опыт России. В России предусмотрена презумпция отсутствия необходимости проведения реабилитации. Так, реабилитация может быть открыта после наблюдения, если решением собрания кредиторов будет выбрана одна из возможных реабилитационных процедур.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Опыт России. В России предусмотрена презумпция отсутствия необходимости проведения реабилитации. Так, реабилитация может быть открыта после наблюдения, если решением собрания кредиторов будет выбрана одна из возможных реабилитационных процедур.
Статья: Мотив как элемент гражданского процессуального поведения
(Горелов М.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Установление истинных мотивов поведения является предметом судебного познания: "...целью банка при предъявлении настоящего иска являлось получение в дальнейшем возможности сменить в деле о банкротстве общества процедуру с конкурсного производства на наблюдение. Однако при этом банк не оспаривал выводы, касающиеся неплатежеспособности (недостаточности имущества) ответчика. Поэтому истинные мотивы поведения банка состояли в том, чтобы после смены процедуры, в наблюдении на первом собрании кредиторов голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего в следующей процедуре, тем самым исключив возможности влияния аффилированных по отношению к должнику лиц на выбор соответствующей кандидатуры. По сути, к этим же доводам сводится содержание кассационной жалобы" <5>.
(Горелов М.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 10)Установление истинных мотивов поведения является предметом судебного познания: "...целью банка при предъявлении настоящего иска являлось получение в дальнейшем возможности сменить в деле о банкротстве общества процедуру с конкурсного производства на наблюдение. Однако при этом банк не оспаривал выводы, касающиеся неплатежеспособности (недостаточности имущества) ответчика. Поэтому истинные мотивы поведения банка состояли в том, чтобы после смены процедуры, в наблюдении на первом собрании кредиторов голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего в следующей процедуре, тем самым исключив возможности влияния аффилированных по отношению к должнику лиц на выбор соответствующей кандидатуры. По сути, к этим же доводам сводится содержание кассационной жалобы" <5>.
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц в контексте осуществления должником хозяйственной деятельности
(Петухов С.В.)
("Legal Bulletin", 2023, N 4)Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом, в процедурах банкротства тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления).
(Петухов С.В.)
("Legal Bulletin", 2023, N 4)Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом, в процедурах банкротства тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления).
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Закон о несостоятельности связывает наборы правовых последствий, действующие в отношении должника, с введением тех или иных процедур несостоятельности. При этом в современной юридической теории свобода правомерной, по оценке государства, деятельности юридических лиц в состоянии несостоятельности рассматривается в контексте ограничения правоспособности и даже дееспособности должника. Так, например, Е.С. Пирогова и А.Я. Курбатов пишут, что "ограничение правоспособности (в виде запретов совершения определенных действий и необходимости согласования сделок с арбитражным управляющим и собранием [комитетом] кредиторов) используется при проведении наблюдения и финансового оздоровления, а ограничение дееспособности (в виде передачи полномочий по управлению юридическим лицом арбитражному управляющему) - при проведении внешнего управления и конкурсного производства" <1>. Таким образом, от введенной процедуры существенно зависит то, какие лица будут управлять юридическим лицом и каких стратегий управления они будут придерживаться.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Закон о несостоятельности связывает наборы правовых последствий, действующие в отношении должника, с введением тех или иных процедур несостоятельности. При этом в современной юридической теории свобода правомерной, по оценке государства, деятельности юридических лиц в состоянии несостоятельности рассматривается в контексте ограничения правоспособности и даже дееспособности должника. Так, например, Е.С. Пирогова и А.Я. Курбатов пишут, что "ограничение правоспособности (в виде запретов совершения определенных действий и необходимости согласования сделок с арбитражным управляющим и собранием [комитетом] кредиторов) используется при проведении наблюдения и финансового оздоровления, а ограничение дееспособности (в виде передачи полномочий по управлению юридическим лицом арбитражному управляющему) - при проведении внешнего управления и конкурсного производства" <1>. Таким образом, от введенной процедуры существенно зависит то, какие лица будут управлять юридическим лицом и каких стратегий управления они будут придерживаться.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Наблюдение по общему правилу является обязательной для юридического лица процедурой банкротства. В ходе этой процедуры временный управляющий осуществляет комплекс мероприятий, направленных на определение имущественного состояния должника, а именно: проводит инвентаризацию его имущества, открывает реестр требований кредиторов, готовит анализ финансового состояния, созывает первое собрание кредиторов. Участие в первом собрании принимают кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов в течение одного месяца после введения в отношении должника процедуры наблюдения. Первое собрание кредиторов решает ряд важных вопросов, в том числе о введении следующей процедуры банкротства и, соответственно, об утверждении управляющего. В числе возможных процедур могут быть реабилитационные и ликвидационные процедуры.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Наблюдение по общему правилу является обязательной для юридического лица процедурой банкротства. В ходе этой процедуры временный управляющий осуществляет комплекс мероприятий, направленных на определение имущественного состояния должника, а именно: проводит инвентаризацию его имущества, открывает реестр требований кредиторов, готовит анализ финансового состояния, созывает первое собрание кредиторов. Участие в первом собрании принимают кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов в течение одного месяца после введения в отношении должника процедуры наблюдения. Первое собрание кредиторов решает ряд важных вопросов, в том числе о введении следующей процедуры банкротства и, соответственно, об утверждении управляющего. В числе возможных процедур могут быть реабилитационные и ликвидационные процедуры.