Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 по делу N 88-8909/2024 (УИД 23RS0004-01-2019-003581-63)
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону.
Требования правообладателя: 3) О снятии с кадастрового учета; 4) О признании незаконными действий по исключению регистрационной записи из реестра; 5) О прекращении права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указывает, что у ответчика отсутствует право собственности на спорный объект недвижимого имущества, в связи с чем объект состоит на кадастровом учете незаконно.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Принимая во внимание, что указанные земельные участки являются ранее учтенными, сведения о них не носят временный характер и, следовательно, данные участки не подлежали снятию с кадастрового учета по правилам статьи 24 Закона N 221-ФЗ, учитывая, что земельные участки N, N, N не являются преобразуемыми в силу статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не имело правовых оснований осуществить действия по аннулированию сведений об участках N, N, N, по истечению двухлетнего срока на основании п. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Категория: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю; 3) Наследственные споры.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону.
Требования правообладателя: 3) О снятии с кадастрового учета; 4) О признании незаконными действий по исключению регистрационной записи из реестра; 5) О прекращении права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указывает, что у ответчика отсутствует право собственности на спорный объект недвижимого имущества, в связи с чем объект состоит на кадастровом учете незаконно.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Принимая во внимание, что указанные земельные участки являются ранее учтенными, сведения о них не носят временный характер и, следовательно, данные участки не подлежали снятию с кадастрового учета по правилам статьи 24 Закона N 221-ФЗ, учитывая, что земельные участки N, N, N не являются преобразуемыми в силу статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не имело правовых оснований осуществить действия по аннулированию сведений об участках N, N, N, по истечению двухлетнего срока на основании п. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2025 N 18АП-9334/2025 по делу N А07-36735/2024
Требование: Об обязании восстановить сведения о земельном участке.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По истечении 3-х месяцев со дня направления указанного запроса в связи с не поступлением ответа на него, а также в связи с отсутствием в Управлении информации о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010107:45 этот земельный участок был снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010107:45 в настоящее время не может являться объектом гражданских правоотношений.
Требование: Об обязании восстановить сведения о земельном участке.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По истечении 3-х месяцев со дня направления указанного запроса в связи с не поступлением ответа на него, а также в связи с отсутствием в Управлении информации о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010107:45 этот земельный участок был снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010107:45 в настоящее время не может являться объектом гражданских правоотношений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вносятся сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и как он снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как ранее учтенный земельный участок снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как ранее учтенный земельный участок снимается с кадастрового учета
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Снятие с кадастрового учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Снятие с кадастрового учета
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказ Росреестра от 07.12.2023 N П/0514
(ред. от 24.07.2025)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)238. В отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
(ред. от 24.07.2025)
"Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2024 N 77083)238. В отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Земельные участки со статусом "ранее учтенные" (т.е. те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Поэтому порядок снятия с кадастрового учета, установленный для земельных участков со статусом "временные", на них не распространяется.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Земельные участки со статусом "ранее учтенные" (т.е. те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Поэтому порядок снятия с кадастрового учета, установленный для земельных участков со статусом "временные", на них не распространяется.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При разделе земельного участка одновременно происходит государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные земельные участки, а также снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на исходный земельный участок (ч. 2, 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При разделе земельного участка одновременно происходит государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные земельные участки, а также снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на исходный земельный участок (ч. 2, 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ).
Статья: ГК РФ и недвижимость: нуждается ли Кодекс в обновлении?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)ГК РФ называет в качестве критерия недвижимости прочную связь с землей и говорит, что объектом регулируемых им отношений, т.е. объектом оборота, выступает то недвижимое имущество, права на которое зарегистрировано. Механизм реализации данных положений содержится уже в регистрационном законодательстве, прежде всего Законе о госрегистрации недвижимости, основанном на обеспечении принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленном в ч. 1 ст. 7 Закона. Как совершенно справедливо указал Верховный Суд РФ, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объектов признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть обоснованным <44>. Таким образом, сфера ответственности Росреестра - квалификация объекта в качестве недвижимого имущества для целей его оборота; достигается это путем проведения правовой экспертизы с целью выявить наличие или отсутствие признаков недвижимости у объекта, в отношении которого подано заявление о его учете в реестре недвижимости. При возникновении сомнений регистратор принимает решение о приостановлении учета (ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости) и назначает срок для предоставления дополнительных документов, наличие которых будет свидетельствовать о соблюдении принципа достоверности сведений ЕГРН в случае внесения в реестр информации о таком объекте. Сложно представить, какие изменения и дополнения могут быть внесены в ГК РФ, чтобы упростить процесс правовой экспертизы, проводимой Росреестром. И уж совсем бессмысленной кажется попытка внести в ГК РФ изменения для целей определения объекта налогообложения. Как было показано выше, ГК РФ гибко реагирует на изменения специального законодательства, когда это оправданно, - из ГК РФ были исключены части объектов недвижимости, древесно-кустарниковая растительность как объекты оборота. Налоговый же кодекс должен сам решать свои проблемы.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)ГК РФ называет в качестве критерия недвижимости прочную связь с землей и говорит, что объектом регулируемых им отношений, т.е. объектом оборота, выступает то недвижимое имущество, права на которое зарегистрировано. Механизм реализации данных положений содержится уже в регистрационном законодательстве, прежде всего Законе о госрегистрации недвижимости, основанном на обеспечении принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленном в ч. 1 ст. 7 Закона. Как совершенно справедливо указал Верховный Суд РФ, подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объектов признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть обоснованным <44>. Таким образом, сфера ответственности Росреестра - квалификация объекта в качестве недвижимого имущества для целей его оборота; достигается это путем проведения правовой экспертизы с целью выявить наличие или отсутствие признаков недвижимости у объекта, в отношении которого подано заявление о его учете в реестре недвижимости. При возникновении сомнений регистратор принимает решение о приостановлении учета (ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости) и назначает срок для предоставления дополнительных документов, наличие которых будет свидетельствовать о соблюдении принципа достоверности сведений ЕГРН в случае внесения в реестр информации о таком объекте. Сложно представить, какие изменения и дополнения могут быть внесены в ГК РФ, чтобы упростить процесс правовой экспертизы, проводимой Росреестром. И уж совсем бессмысленной кажется попытка внести в ГК РФ изменения для целей определения объекта налогообложения. Как было показано выше, ГК РФ гибко реагирует на изменения специального законодательства, когда это оправданно, - из ГК РФ были исключены части объектов недвижимости, древесно-кустарниковая растительность как объекты оборота. Налоговый же кодекс должен сам решать свои проблемы.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.
Статья: Актуальные особенности государственной регистрации права собственности на ранее учтенные земельные участки: тенденции правового регулирования и пути унификации судебной практики
(Кульчиков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Следует отметить, что наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке как сформированном и поставленном на кадастровый учет вновь образованном объекте недвижимости со статусом временного не исключает право законного правообладателя этого участка заявить требование о снятии данного правового статуса и признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости.
(Кульчиков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Следует отметить, что наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке как сформированном и поставленном на кадастровый учет вновь образованном объекте недвижимости со статусом временного не исключает право законного правообладателя этого участка заявить требование о снятии данного правового статуса и признании земельного участка ранее учтенным объектом недвижимости.
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии что не изменились ее границы (ч. 2 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии что не изменились ее границы (ч. 2 ст. 44 Закона о госрегистрации недвижимости).
Готовое решение: Выдается ли в настоящее время кадастровая выписка о земельном участке
(КонсультантПлюс, 2025)Она выдавалась в период с 1 марта 2008 г. и до 1 января 2017 г. в следующих случаях (п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 23 ранее действовавшей редакции названного Закона):
(КонсультантПлюс, 2025)Она выдавалась в период с 1 марта 2008 г. и до 1 января 2017 г. в следующих случаях (п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 23 ранее действовавшей редакции названного Закона):
Статья: Основные направления совершенствования регистрационного законодательства: формирование реестрового права в России
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Основная проблема, возникающая при формировании сведений о ранее учтенных земельных участках, - неустановленность (или приблизительность) их границ. Это обстоятельство исключает возможность совершения с ними различных сделок, что следует из статей 554 и 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о требовании гражданского законодательства в определении предмета сделки. В этой части сведения Реестра недвижимости не отвечают их основным принципам - принципам полноты и достоверности.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Основная проблема, возникающая при формировании сведений о ранее учтенных земельных участках, - неустановленность (или приблизительность) их границ. Это обстоятельство исключает возможность совершения с ними различных сделок, что следует из статей 554 и 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о требовании гражданского законодательства в определении предмета сделки. В этой части сведения Реестра недвижимости не отвечают их основным принципам - принципам полноты и достоверности.
Вопрос: Как действует закон о выявлении ранее возникших прав на объекты недвижимости?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Реализация Закона позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения о прекративших существование ранее учтенных объектах недвижимости на основании акта осмотра, подготовленного самим органом местного самоуправления. Составление кадастровым инженером акта обследования в указанном случае для снятия объекта с кадастрового учета не потребуется.
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Реализация Закона позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения о прекративших существование ранее учтенных объектах недвижимости на основании акта осмотра, подготовленного самим органом местного самоуправления. Составление кадастровым инженером акта обследования в указанном случае для снятия объекта с кадастрового учета не потребуется.
Статья: Изъятие земель, предоставленных муниципальными органами частным лицам: вечные вопросы - кто виноват и что делать?
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Проблемные вопросы правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации давно находятся в центре исследований ученых <4>. Активное реформирование земельного законодательства в последние годы позволило начать процесс упорядочивания земли, в первую очередь выявляя правообладателей и обеспечивая постепенное пополнение сведений о них в базе ЕГРН. Так, в соответствии со ст. 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мероприятия на территории муниципальных образований по выявлению правообладателей, объектов недвижимости, которые были учтены ранее 31 января 1998 г., и содействию в учете их органами Росреестра. Это способствует включению земельных участков в гражданский оборот, так как в связи с отсутствием в государственном реестре сведений о правах ранее учтенных объектов невозможно установить полные и достоверные сведения о недвижимом имуществе. Например, в Курской области с начала действия Закона (с 29 июня 2021 г.) зарегистрированы ранее возникшие права на 14 047 объектов недвижимости, снято с кадастрового учета 2 092 объекта, выявлено 286 собственников ранее учтенных объектов недвижимости <5>. Выступая объектом правоотношений, земельный участок как индивидуально-определенная вещь характеризуется регистрационными и сущностными характеристиками. Внесение дополнительных сведений, по мнению О.А. Малютиной, как раз и демонстрирует взаимосвязь частных и публичных интересов <6>. Следует учитывать, что значимым ограничением гражданского оборота является особый правовой режим земель особого назначения <7>. Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ), определено семь категорий земель, которые должны использоваться правообладателями только по их назначению. Наиболее уязвимыми в этом плане являются особо ценные и участки, обеспечивающие безопасность государства, такие как земли обороны. В этом случае основополагающими являются положения ст. 27 ЗК РФ: их оборотоспособность либо ограничивается, либо запрещается для участков федеральной собственности. Таким образом, для последних исключается нахождение в собственности частных лиц. Положительные промежуточные итоги "земельной реформы", связанные с пополнением сведений Росреестра об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях, "обратной стороной", на наш взгляд, имеют выявление случаев, когда происходит столкновение частных и публичных интересов на участках, фактически находящихся в пользовании физических и юридических лиц, но юридически - изъятых из оборота. Подобные случаи нами рассматривались ранее, когда речь шла о землях особо охраняемых территорий <8>. Анализ судебной практики демонстрирует аналогичные проблемы, связанные с предоставлением участков, относящихся к специальной категории - землям обороны, которые в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" являются собственностью Российской Федерации, что нарушает интересы собственника - Российской Федерации и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности <9>.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Проблемные вопросы правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации давно находятся в центре исследований ученых <4>. Активное реформирование земельного законодательства в последние годы позволило начать процесс упорядочивания земли, в первую очередь выявляя правообладателей и обеспечивая постепенное пополнение сведений о них в базе ЕГРН. Так, в соответствии со ст. 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мероприятия на территории муниципальных образований по выявлению правообладателей, объектов недвижимости, которые были учтены ранее 31 января 1998 г., и содействию в учете их органами Росреестра. Это способствует включению земельных участков в гражданский оборот, так как в связи с отсутствием в государственном реестре сведений о правах ранее учтенных объектов невозможно установить полные и достоверные сведения о недвижимом имуществе. Например, в Курской области с начала действия Закона (с 29 июня 2021 г.) зарегистрированы ранее возникшие права на 14 047 объектов недвижимости, снято с кадастрового учета 2 092 объекта, выявлено 286 собственников ранее учтенных объектов недвижимости <5>. Выступая объектом правоотношений, земельный участок как индивидуально-определенная вещь характеризуется регистрационными и сущностными характеристиками. Внесение дополнительных сведений, по мнению О.А. Малютиной, как раз и демонстрирует взаимосвязь частных и публичных интересов <6>. Следует учитывать, что значимым ограничением гражданского оборота является особый правовой режим земель особого назначения <7>. Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ), определено семь категорий земель, которые должны использоваться правообладателями только по их назначению. Наиболее уязвимыми в этом плане являются особо ценные и участки, обеспечивающие безопасность государства, такие как земли обороны. В этом случае основополагающими являются положения ст. 27 ЗК РФ: их оборотоспособность либо ограничивается, либо запрещается для участков федеральной собственности. Таким образом, для последних исключается нахождение в собственности частных лиц. Положительные промежуточные итоги "земельной реформы", связанные с пополнением сведений Росреестра об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях, "обратной стороной", на наш взгляд, имеют выявление случаев, когда происходит столкновение частных и публичных интересов на участках, фактически находящихся в пользовании физических и юридических лиц, но юридически - изъятых из оборота. Подобные случаи нами рассматривались ранее, когда речь шла о землях особо охраняемых территорий <8>. Анализ судебной практики демонстрирует аналогичные проблемы, связанные с предоставлением участков, относящихся к специальной категории - землям обороны, которые в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" являются собственностью Российской Федерации, что нарушает интересы собственника - Российской Федерации и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности <9>.