Снятие почвы
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие почвы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)...Выводы суда первой инстанции о том, что, ликвидируя разлив нефтепродуктов путем снятия плодородного слоя почвы, Общество действовало не в состоянии крайней необходимости, а в нарушение требования действующего законодательства, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
(КонсультантПлюс, 2025)...Выводы суда первой инстанции о том, что, ликвидируя разлив нефтепродуктов путем снятия плодородного слоя почвы, Общество действовало не в состоянии крайней необходимости, а в нарушение требования действующего законодательства, признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)правонарушение малозначительно, поскольку снятие плодородного слоя почвы без получения соответствующего разрешения связано с необходимостью проведения неотложных аварийно-восстановительных работ
(КонсультантПлюс, 2025)правонарушение малозначительно, поскольку снятие плодородного слоя почвы без получения соответствующего разрешения связано с необходимостью проведения неотложных аварийно-восстановительных работ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования возмещения вреда при добыче полезных ископаемых в Арктической зоне России
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)Судебная практика свидетельствует также и о другом понимании причинения вреда в процессе недропользования. Так, добывающему предприятию были переданы участки лесного фонда с целью строительства и эксплуатации нефтяного месторождения <21>. При проверке было выявлено самовольное снятие почв и уничтожение растительности - как результат пожара нефтяной скважины. К предприятию был предъявлен иск Министерством природных ресурсов РФ о возмещении вреда, причиненного в процессе повреждения почвы и растительности. Ответчик при этом иск не признал и в возражение отметил, что причинение вреда почве и растительности произошло вследствие пожара, который был им ликвидирован в положенные сроки и является по сути обстоятельством непреодолимой силы.
(Баттахов П.П., Овчинникова Ю.С.)
("Право и экономика", 2023, N 12)Судебная практика свидетельствует также и о другом понимании причинения вреда в процессе недропользования. Так, добывающему предприятию были переданы участки лесного фонда с целью строительства и эксплуатации нефтяного месторождения <21>. При проверке было выявлено самовольное снятие почв и уничтожение растительности - как результат пожара нефтяной скважины. К предприятию был предъявлен иск Министерством природных ресурсов РФ о возмещении вреда, причиненного в процессе повреждения почвы и растительности. Ответчик при этом иск не признал и в возражение отметил, что причинение вреда почве и растительности произошло вследствие пожара, который был им ликвидирован в положенные сроки и является по сути обстоятельством непреодолимой силы.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь представления статистической отчетности на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (форма N 2-ТП (рекультивация), ОКУД 0609015)
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельным участком как объектом права собственности признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи; согласно ст. 261 ГК РФ объектом, на который распространяются права собственности собственника земельного участка, является почва, выступающая в то же время компонентом окружающей среды, подлежащим публичной охране со стороны государства. В почве выделяются плодородный слой, потенциально-плодородный слой, иные слои и потенциально-плодородные породы <1>. В случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, почвенные слои могут быть сняты, перемещены и складированы; нарушенные земли подлежат восстановлению - рекультивации, предусматривающей нанесение плодородного слоя почвы, определяемого как искусственно созданный рекультивационный слой <2>. В технической литературе процесс улучшения малопродуктивных земель и угодий определяется как землевание - комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы и (или) потенциально-плодородных пород <3>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В соответствии со ст. 6 ЗК РФ земельным участком как объектом права собственности признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи; согласно ст. 261 ГК РФ объектом, на который распространяются права собственности собственника земельного участка, является почва, выступающая в то же время компонентом окружающей среды, подлежащим публичной охране со стороны государства. В почве выделяются плодородный слой, потенциально-плодородный слой, иные слои и потенциально-плодородные породы <1>. В случаях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, почвенные слои могут быть сняты, перемещены и складированы; нарушенные земли подлежат восстановлению - рекультивации, предусматривающей нанесение плодородного слоя почвы, определяемого как искусственно созданный рекультивационный слой <2>. В технической литературе процесс улучшения малопродуктивных земель и угодий определяется как землевание - комплекс работ по снятию, транспортированию и нанесению плодородного слоя почвы и (или) потенциально-плодородных пород <3>.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)При возложении судом на землепользователя обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде снятием плодородного слоя почвы до перевода участка в другую категорию, должны быть установлены и оценены неблагоприятные последствия допущенного нарушения для окружающей среды, в том числе с учетом перспектив использования как самого земельного участка, так и снятого слоя почвы для нужд сельского хозяйства.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)При возложении судом на землепользователя обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде снятием плодородного слоя почвы до перевода участка в другую категорию, должны быть установлены и оценены неблагоприятные последствия допущенного нарушения для окружающей среды, в том числе с учетом перспектив использования как самого земельного участка, так и снятого слоя почвы для нужд сельского хозяйства.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<10> См.: Игнатьева И.А. Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы // Экологическое право. 2024. N 2. С. 16 - 21.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<10> См.: Игнатьева И.А. Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы // Экологическое право. 2024. N 2. С. 16 - 21.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в результате порчи почв при снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы - по формуле, предусмотренной п. 11 Методики N 238;
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- в результате порчи почв при снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы - по формуле, предусмотренной п. 11 Методики N 238;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;