Снижение кадастровой стоимости земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение кадастровой стоимости земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 245 "Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения" КАС РФУтверждения заявителя апелляционной жалобы о том, что в результате установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости произошло значительное снижение размера кадастровой стоимости, неубедительны, так как возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормами действующего законодательства и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Применение сведений о кадастровой стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""Вопреки доводам кассационной жалобы, по смыслу положений статьи 18 Закона N 237-ФЗ в рассматриваемом случае при определении размера арендной платы на 2023 года и выкупной стоимости земельного участка подлежит применению уменьшенная (с учетом исправленных ошибок) кадастровая стоимость. При этом то обстоятельство, что кадастровая стоимость в данном случае изменилась и внесена в таком размере в ЕГРН уже после заключения договора купли-продажи, не должно исключать возможность перерасчета с учетом приведенного выше правового регулирования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
(ред. от 17.11.2025)1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
Статья: Проблемы законодательного регулирования компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Вместе с тем в некоторых случаях неадекватность правового регулирования может стать основанием для признания его неконституционным. Так, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ при применении этой нормы устойчиво опирается на принцип соразмерности вводимых ограничений прав и свобод конституционно значимым целям <18>. Например, в Постановлении КС РФ от 05.07.2016 N 15-П <19> отмечено, что положение ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", полностью исключая для органов местного самоуправления возможность самостоятельно оспаривать принятое по инициативе собственника решение о снижении кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, по существу, несоразмерно ограничивает конституционные гарантии защиты прав и законных интересов муниципальных образований (п. 6 мотивировочной части). В подобных случаях аргумент адекватности приобретает правовой характер, поскольку он вытекает из самой Конституции.
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Вместе с тем в некоторых случаях неадекватность правового регулирования может стать основанием для признания его неконституционным. Так, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ при применении этой нормы устойчиво опирается на принцип соразмерности вводимых ограничений прав и свобод конституционно значимым целям <18>. Например, в Постановлении КС РФ от 05.07.2016 N 15-П <19> отмечено, что положение ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", полностью исключая для органов местного самоуправления возможность самостоятельно оспаривать принятое по инициативе собственника решение о снижении кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, по существу, несоразмерно ограничивает конституционные гарантии защиты прав и законных интересов муниципальных образований (п. 6 мотивировочной части). В подобных случаях аргумент адекватности приобретает правовой характер, поскольку он вытекает из самой Конституции.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с тем что кадастровая оценка земельного участка имеет ярко выраженную фискальную функцию, особую актуальность и востребованность в правоприменительной и судебной практике приобрело оспаривание в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков. Оспаривание результатов кадастровой стоимости имеет определенные правовые последствия, так как в результате такого оспаривания суд может признать кадастровую стоимость земельного участка завышенной, снизить ее, и, как следствие, уменьшится размер земельного налога, арендной платы, а для лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, - размер выкупной цены и других платежей. Так как оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивает интересы достаточно большого круга лиц, особую значимость приобретает появление отдельной главы в КАС РФ, нормы которой определяют круг лиц, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, правила подсудности, требования к содержанию административного искового заявления и перечень прилагаемых к нему в обязательном порядке документов.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с тем что кадастровая оценка земельного участка имеет ярко выраженную фискальную функцию, особую актуальность и востребованность в правоприменительной и судебной практике приобрело оспаривание в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков. Оспаривание результатов кадастровой стоимости имеет определенные правовые последствия, так как в результате такого оспаривания суд может признать кадастровую стоимость земельного участка завышенной, снизить ее, и, как следствие, уменьшится размер земельного налога, арендной платы, а для лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, - размер выкупной цены и других платежей. Так как оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивает интересы достаточно большого круга лиц, особую значимость приобретает появление отдельной главы в КАС РФ, нормы которой определяют круг лиц, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, правила подсудности, требования к содержанию административного искового заявления и перечень прилагаемых к нему в обязательном порядке документов.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Следовательно, если речь идет о полномочии собственника по использованию земельного участка, обремененного публичным сервитутом в указанных целях, предполагающем несение им необоснованных расходов, то такая норма вряд ли уместна без соразмерного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка и размера земельного налога на сумму платы за сервитут.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения7.9. Вправе ли муниципальные образования увеличивать ставки по договорам аренды принадлежащих им земельных участков из-за уменьшения их кадастровой стоимости
Ситуация: Как рассчитывается земельный налог для физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Некоторые категории физических лиц могут уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость земельного участка) на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного из принадлежащих им земельных участков. Данным налоговым вычетом могут воспользоваться, в частности, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны и инвалиды боевых действий, пенсионеры, а также физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 391 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Некоторые категории физических лиц могут уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость земельного участка) на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного из принадлежащих им земельных участков. Данным налоговым вычетом могут воспользоваться, в частности, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны и инвалиды боевых действий, пенсионеры, а также физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Статья: Уменьшение кадастровой стоимости земли как основание перерасчета земельного налога
(Волконитин А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1
(Волконитин А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)"Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации представлена информация о выявлении нарушений и недостатков в работе уполномоченных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при реализации полномочий по распоряжению земельными участками. К наиболее часто встречающимся относятся нарушения при начислении и взимании арендной платы, приводящие к недополучению доходов бюджета <155>, нецелевое использование земельных участков <156>, уклонение от процедуры проведения торгов, что способствует ограничению количества участников торгов и приводит к заключению договоров продажи (аренды) земельных участков по заниженной стоимости <157>, нарушения при оформлении правоустанавливающих документов <158>, нарушения порядка учета и ведения реестра государственного (муниципального) имущества <159>, а также снижение кадастровой стоимости земельных участков перед их продажей собственникам зданий и сооружений, расположенных на них <160>.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации представлена информация о выявлении нарушений и недостатков в работе уполномоченных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при реализации полномочий по распоряжению земельными участками. К наиболее часто встречающимся относятся нарушения при начислении и взимании арендной платы, приводящие к недополучению доходов бюджета <155>, нецелевое использование земельных участков <156>, уклонение от процедуры проведения торгов, что способствует ограничению количества участников торгов и приводит к заключению договоров продажи (аренды) земельных участков по заниженной стоимости <157>, нарушения при оформлении правоустанавливающих документов <158>, нарушения порядка учета и ведения реестра государственного (муниципального) имущества <159>, а также снижение кадастровой стоимости земельных участков перед их продажей собственникам зданий и сооружений, расположенных на них <160>.