Служебное жилье мвд
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное жилье мвд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2024 N 33-18755/2024 по делу N 02-4584/2023 (УИД 77RS0027-02-2023-012929-19)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: Об обязании продлить действие договора найма служебного жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что договор найма служебного жилого помещения не продлен, несмотря на то, что он состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты. Полагает, что имеются основания для продления срока действия договора найма.
Решение: Отказано.Оценив представленные доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования истца об обязании ГУ МВД России по адрес продлить действие договора найма служебного жилого помещения N 348Н от 05 августа 2021 года, поскольку исходил из того, что увольнение истца со службы в настоящем случае не может являться основанием для отказа в продлении действия договора найма служебного жилого помещения, поскольку из условий договора следует, что служебное жилое помещение подлежит освобождению в течение трех месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты, которая до настоящего времени истцу не произведена.
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: Об обязании продлить действие договора найма служебного жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что договор найма служебного жилого помещения не продлен, несмотря на то, что он состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты. Полагает, что имеются основания для продления срока действия договора найма.
Решение: Отказано.Оценив представленные доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования истца об обязании ГУ МВД России по адрес продлить действие договора найма служебного жилого помещения N 348Н от 05 августа 2021 года, поскольку исходил из того, что увольнение истца со службы в настоящем случае не может являться основанием для отказа в продлении действия договора найма служебного жилого помещения, поскольку из условий договора следует, что служебное жилое помещение подлежит освобождению в течение трех месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты, которая до настоящего времени истцу не произведена.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 по делу N 88-21582/2024 (УИД 66RS0001-01-2023-005761-43)
Категория спора: 1) Приватизация; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования заявителя: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О выселении, прекращении права пользования помещением.
Обстоятельства: Ответчики вселились в спорное помещение, безвозмездно пользуются им, коммунальные услуги не оплачивают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что Ш.В. проходил службу в отделе Государственной противопожарной службы N 49 ГУГПС МВД России и предполагал, что квартира ему предоставляется в качестве служебного жилья в связи с работой, не свидетельствует о приобретении права пользования квартирой и о наличии между сторонами сложившихся правоотношений по договору найма служебного жилого помещения.
Категория спора: 1) Приватизация; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования заявителя: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования уполномоченных органов и лиц: 2) О выселении, прекращении права пользования помещением.
Обстоятельства: Ответчики вселились в спорное помещение, безвозмездно пользуются им, коммунальные услуги не оплачивают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что Ш.В. проходил службу в отделе Государственной противопожарной службы N 49 ГУГПС МВД России и предполагал, что квартира ему предоставляется в качестве служебного жилья в связи с работой, не свидетельствует о приобретении права пользования квартирой и о наличии между сторонами сложившихся правоотношений по договору найма служебного жилого помещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 N 33-П
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"Несмотря на то что действовавшей до принятия упомянутого приказа МВД России от 28 апреля 2022 года N 301 Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях) (утверждена приказом МВД России от 6 мая 2012 года N 490) предусматривалось, что договор найма заключается на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не превышая периода службы сотрудника (пункт 12), лица, признанные нуждающимися в жилом помещении и имевшие стаж службы не менее 10 лет, на практике проживали в служебном жилье и после истечения максимального срока договора найма. Более того, их право пользования таковым не могло быть оспорено в силу невозможности их выселения, закрепленной в пункте 28 Типового положения, действие которого в отношении сотрудников органов внутренних дел было формально прекращено лишь в 2022 году. Соответственно, при заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда до вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ у сотрудников органов внутренних дел, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты или нуждающихся в жилом помещении, при этом имевших стаж службы не менее 10 лет, возникали - в силу действовавшего тогда правового регулирования и последовательной административной и судебной практики - правомерные ожидания того, что их увольнение со службы не повлечет их выселения из служебного жилья до обеспечения их другим жилым помещением или единовременной социальной выплатой.
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"Несмотря на то что действовавшей до принятия упомянутого приказа МВД России от 28 апреля 2022 года N 301 Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях) (утверждена приказом МВД России от 6 мая 2012 года N 490) предусматривалось, что договор найма заключается на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не превышая периода службы сотрудника (пункт 12), лица, признанные нуждающимися в жилом помещении и имевшие стаж службы не менее 10 лет, на практике проживали в служебном жилье и после истечения максимального срока договора найма. Более того, их право пользования таковым не могло быть оспорено в силу невозможности их выселения, закрепленной в пункте 28 Типового положения, действие которого в отношении сотрудников органов внутренних дел было формально прекращено лишь в 2022 году. Соответственно, при заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда до вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ у сотрудников органов внутренних дел, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты или нуждающихся в жилом помещении, при этом имевших стаж службы не менее 10 лет, возникали - в силу действовавшего тогда правового регулирования и последовательной административной и судебной практики - правомерные ожидания того, что их увольнение со службы не повлечет их выселения из служебного жилья до обеспечения их другим жилым помещением или единовременной социальной выплатой.
Статья: Служебное жилье участковым уполномоченным полиции из муниципального жилищного фонда: проблемы правового регулирования
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)При этом специально оговаривается, что, если участковый уполномоченный полиции не только увольняется, но и переводится на другую должность в органах внутренних дел, указанный сотрудник с семьей должны освободить предоставленное муниципальное жилье. В противном случае он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Предоставлять другое жилое помещение орган местного самоуправления должен ему лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 103 ЖК РФ, а не иными специальными законами. Никакие дополнительные гарантии, предусмотренные для сотрудников полиции, при выселении из жилья муниципального жилищного фонда не действуют. Тут прежде всего идет речь о гарантиях сотрудникам полиции, которые имеют выслугу более десяти лет, а также признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. По общему правилу они не подлежат выселению из служебных жилых помещений до предоставления им иного жилого помещения или специальной выплаты на улучшение жилищных условий, но это лишь тогда, когда жилое помещение им предоставлено из жилищного фонда МВД, а не муниципального. Трудности реализации провозглашенного права на социальную выплату анализируются в том числе и в научных источниках <5>, но это не меняет положения вещей, связанных с выселением.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)При этом специально оговаривается, что, если участковый уполномоченный полиции не только увольняется, но и переводится на другую должность в органах внутренних дел, указанный сотрудник с семьей должны освободить предоставленное муниципальное жилье. В противном случае он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. Предоставлять другое жилое помещение орган местного самоуправления должен ему лишь в случаях, прямо предусмотренных ст. 103 ЖК РФ, а не иными специальными законами. Никакие дополнительные гарантии, предусмотренные для сотрудников полиции, при выселении из жилья муниципального жилищного фонда не действуют. Тут прежде всего идет речь о гарантиях сотрудникам полиции, которые имеют выслугу более десяти лет, а также признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. По общему правилу они не подлежат выселению из служебных жилых помещений до предоставления им иного жилого помещения или специальной выплаты на улучшение жилищных условий, но это лишь тогда, когда жилое помещение им предоставлено из жилищного фонда МВД, а не муниципального. Трудности реализации провозглашенного права на социальную выплату анализируются в том числе и в научных источниках <5>, но это не меняет положения вещей, связанных с выселением.
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Анализ приведенных норм позволяет выявить некоторое социальное неравенство. Из служебного жилья и помещений общежитий не могут быть выселены члены семьи умершего работника независимо от причин смерти, а члены семей погибших военнослужащих (и лиц, приравненных к ним жилищным законодательством) не могут принудительно выселяться лишь в случае, если такие лица погибли или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Практикующий юрист попадает в сложную этическую ситуацию, консультируя военнослужащих, сотрудников органов МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, противопожарной службы. Приходится разъяснять обращающимся за юридическим советом сотрудникам упомянутых органов, что при их увольнении они и члены их семей, а в случае смерти сотрудника - члены его семьи будут подлежать выселению даже в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; но если сотрудник погибнет при исполнении служебных обязанностей, то его семья останется проживать в общежитии или служебном помещении.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Анализ приведенных норм позволяет выявить некоторое социальное неравенство. Из служебного жилья и помещений общежитий не могут быть выселены члены семьи умершего работника независимо от причин смерти, а члены семей погибших военнослужащих (и лиц, приравненных к ним жилищным законодательством) не могут принудительно выселяться лишь в случае, если такие лица погибли или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Практикующий юрист попадает в сложную этическую ситуацию, консультируя военнослужащих, сотрудников органов МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, противопожарной службы. Приходится разъяснять обращающимся за юридическим советом сотрудникам упомянутых органов, что при их увольнении они и члены их семей, а в случае смерти сотрудника - члены его семьи будут подлежать выселению даже в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; но если сотрудник погибнет при исполнении служебных обязанностей, то его семья останется проживать в общежитии или служебном помещении.
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Таким образом, реализация положений о ЕСВ для сотрудников МВД России не лишена недостатков: в частности, это наличие строгих требований к сотрудникам для постановки на очередь ЕСВ, а также длительное ожидание в очереди. При этом во многих субъектах Российской Федерации ощущается недостаток служебных жилых помещений. Так, согласно Отчету Счетной палаты РФ за 2021 год "период ожидания большинством сотрудников служебных жилых помещений составляет от 2 до 10 лет" <5>, что не способствует улучшению жилищных условий сотрудников. Только в отношении участковых уполномоченных установлен четкий срок предоставления служебного помещения: в течение шести месяцев со дня вступления в должность (ч. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции"). Следовательно, приходится констатировать неэффективность реализации закрепленных в законодательстве мер социальной поддержки сотрудников ОВД в жилищной сфере.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Таким образом, реализация положений о ЕСВ для сотрудников МВД России не лишена недостатков: в частности, это наличие строгих требований к сотрудникам для постановки на очередь ЕСВ, а также длительное ожидание в очереди. При этом во многих субъектах Российской Федерации ощущается недостаток служебных жилых помещений. Так, согласно Отчету Счетной палаты РФ за 2021 год "период ожидания большинством сотрудников служебных жилых помещений составляет от 2 до 10 лет" <5>, что не способствует улучшению жилищных условий сотрудников. Только в отношении участковых уполномоченных установлен четкий срок предоставления служебного помещения: в течение шести месяцев со дня вступления в должность (ч. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции"). Следовательно, приходится констатировать неэффективность реализации закрепленных в законодательстве мер социальной поддержки сотрудников ОВД в жилищной сфере.