Служебное расследование госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное расследование госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гарантии и компенсации госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)"...травма, ставшая причиной временной нетрудоспособности... была получена [госслужащим - ред.]... во время... участия в спортивных соревнованиях, на которые [он направлен - ред.]... в порядке служебной командировки.
(КонсультантПлюс, 2025)"...травма, ставшая причиной временной нетрудоспособности... была получена [госслужащим - ред.]... во время... участия в спортивных соревнованиях, на которые [он направлен - ред.]... в порядке служебной командировки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
Статья: Административно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения производства по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Основанием для возбуждения дисциплинарного дела служит докладная записка должностного лица, осуществляющего руководство, контроль или надзор за деятельностью государственного служащего <22>. На данной стадии при ведущей роли субъектов дисциплинарной власти проводятся проверочные действия и складываются соответствующие им административно-процессуальные правоотношения. В первую очередь после выявления (и фиксирования) факта проступка госслужащего, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание, решается вопрос о необходимости проведения разбирательства (служебной проверки, административного, служебного расследования). Производство по делу может так и не быть возбуждено, для этого устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для его возбуждения, либо руководитель находит нецелесообразным наложение дисциплинарного взыскания. В отличие от производства по делам об административных правонарушениях, в производстве по дисциплинарным делам начало деятельности, отвечающей признакам юридического процесса, и фактический момент ее возбуждения не всегда фиксируются в процессуальном документе (например, в письменной резолюции руководителя, содержащей поручение разобраться, провести проверку), что обусловлено существующими правилами наложения дисциплинарных взысканий.
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Основанием для возбуждения дисциплинарного дела служит докладная записка должностного лица, осуществляющего руководство, контроль или надзор за деятельностью государственного служащего <22>. На данной стадии при ведущей роли субъектов дисциплинарной власти проводятся проверочные действия и складываются соответствующие им административно-процессуальные правоотношения. В первую очередь после выявления (и фиксирования) факта проступка госслужащего, за который может быть наложено дисциплинарное взыскание, решается вопрос о необходимости проведения разбирательства (служебной проверки, административного, служебного расследования). Производство по делу может так и не быть возбуждено, для этого устанавливается наличие или отсутствие фактических и юридических оснований для его возбуждения, либо руководитель находит нецелесообразным наложение дисциплинарного взыскания. В отличие от производства по делам об административных правонарушениях, в производстве по дисциплинарным делам начало деятельности, отвечающей признакам юридического процесса, и фактический момент ее возбуждения не всегда фиксируются в процессуальном документе (например, в письменной резолюции руководителя, содержащей поручение разобраться, провести проверку), что обусловлено существующими правилами наложения дисциплинарных взысканий.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"18.3. Профилактика правонарушений, служебные проверки и расследования
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"18.3. Профилактика правонарушений, служебные проверки и расследования
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)связанные с применением взысканий за коррупционные правонарушения, совершенные государственными (муниципальными) служащими
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)связанные с применением взысканий за коррупционные правонарушения, совершенные государственными (муниципальными) служащими
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В другом случае меры реагирования были продублированы. По выявленному факту неурегулирования конфликта интересов заместителем министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству региона кроме внесения представления главе субъекта Федерации направлена информация в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)В другом случае меры реагирования были продублированы. По выявленному факту неурегулирования конфликта интересов заместителем министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству региона кроме внесения представления главе субъекта Федерации направлена информация в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства.
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Необходимо также подчеркнуть, что не совсем правильным представляется выделять в качестве самостоятельной или факультативной стадии дисциплинарного производства служебную проверку (расследование) (Ю.Б. Носова, М.Б. Добробаба). Здесь хотелось бы возразить, что задачи служебной проверки, проведение которой не всегда обязательно, полностью совпадают с задачами стадии возбуждения дела (полное и объективное выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, виновности госслужащего в его совершении), и поэтому более правильно служебную проверку считать факультативным этапом (видом процессуальной деятельности) первой стадии - возбуждения дела. Что касается выделенных М.Б. Добробабой "стадий" учета дисциплинарных взысканий и информирования руководителей - это отдельно взятые этапы, а не стадии производства, а точнее - материально-технические действия.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Необходимо также подчеркнуть, что не совсем правильным представляется выделять в качестве самостоятельной или факультативной стадии дисциплинарного производства служебную проверку (расследование) (Ю.Б. Носова, М.Б. Добробаба). Здесь хотелось бы возразить, что задачи служебной проверки, проведение которой не всегда обязательно, полностью совпадают с задачами стадии возбуждения дела (полное и объективное выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, виновности госслужащего в его совершении), и поэтому более правильно служебную проверку считать факультативным этапом (видом процессуальной деятельности) первой стадии - возбуждения дела. Что касается выделенных М.Б. Добробабой "стадий" учета дисциплинарных взысканий и информирования руководителей - это отдельно взятые этапы, а не стадии производства, а точнее - материально-технические действия.
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Агентство посредством издания подзаконных нормативных правовых актов осуществляет конкретизацию некоторых законодательно установленных антикоррупционных ограничений и запретов. В качестве примера можно отметить приказ директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан от 11 марта 2023 г. N 54 "Об утверждении Положения о стоимости подарка, который может быть получен в связи со служебными командировками, международными и другими официальными мероприятиями государственным гражданским служащим, а также о порядке распоряжения им".
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Агентство посредством издания подзаконных нормативных правовых актов осуществляет конкретизацию некоторых законодательно установленных антикоррупционных ограничений и запретов. В качестве примера можно отметить приказ директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан от 11 марта 2023 г. N 54 "Об утверждении Положения о стоимости подарка, который может быть получен в связи со служебными командировками, международными и другими официальными мероприятиями государственным гражданским служащим, а также о порядке распоряжения им".
Статья: Еще раз об административном принуждении и его функциях
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Красненкова Е.В., Тульская Е.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Надо отметить, что дисциплинарное принуждение не следует отождествлять с дисциплинарной ответственностью. Дисциплинарная ответственность является серьезным, но далеко не единственным видом соответствующего принуждения. В служебном законодательстве, в той части, которая касается дисциплинарного воздействия, есть меры, возможно претворяющие применение мер дисциплинарной ответственности, в частности отстранение от исполнения служебных обязанностей в период проведения служебной проверки (служебного расследования). В рамках данного мероприятия запрашиваются необходимые документы, осуществляются дисциплинарно-процессуальные действия, имеющие принудительный характер. Дисциплинарное принуждение, по своей сути, имеет административно-правовую природу. Можно сказать, что дисциплинарное воздействие является разновидностью административного принуждения, однако осуществляемого во внутриорганизационных или служебных отношениях.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Красненкова Е.В., Тульская Е.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Надо отметить, что дисциплинарное принуждение не следует отождествлять с дисциплинарной ответственностью. Дисциплинарная ответственность является серьезным, но далеко не единственным видом соответствующего принуждения. В служебном законодательстве, в той части, которая касается дисциплинарного воздействия, есть меры, возможно претворяющие применение мер дисциплинарной ответственности, в частности отстранение от исполнения служебных обязанностей в период проведения служебной проверки (служебного расследования). В рамках данного мероприятия запрашиваются необходимые документы, осуществляются дисциплинарно-процессуальные действия, имеющие принудительный характер. Дисциплинарное принуждение, по своей сути, имеет административно-правовую природу. Можно сказать, что дисциплинарное воздействие является разновидностью административного принуждения, однако осуществляемого во внутриорганизационных или служебных отношениях.
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<263> Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.; Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации утвержден Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации утвержден Следственным комитетом РФ 11 апреля 2011 г.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<263> Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.; Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации утвержден Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации утвержден Следственным комитетом РФ 11 апреля 2011 г.