Сложение административных наказаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Сложение административных наказаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Соотношение административной ответственности с уголовной и дисциплинарной
(КонсультантПлюс, 2025)Законодатель вправе установить более строгие правила сложения отдельных административных наказаний по сравнению с правилами сложения уголовных наказаний
(КонсультантПлюс, 2025)Законодатель вправе установить более строгие правила сложения отдельных административных наказаний по сравнению с правилами сложения уголовных наказаний
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы практики назначения наказаний при множественности административных правонарушений
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Несмотря на то что случаи одномоментного выявления нескольких однородных деяний широко распространены, КоАП РФ не предусматривает таких процессуальных механизмов, как соединение дел об административных правонарушениях и сложение административных наказаний <20>. Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ, материалы объединяются в одном производстве, если из нескольких протоколов усматривается наличие оснований для назначения наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (т.е. только если несколько составов правонарушений, каждый из которых зафиксирован отдельным протоколом, содержатся в одном деянии) <21>.
(Ким Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Несмотря на то что случаи одномоментного выявления нескольких однородных деяний широко распространены, КоАП РФ не предусматривает таких процессуальных механизмов, как соединение дел об административных правонарушениях и сложение административных наказаний <20>. Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ, материалы объединяются в одном производстве, если из нескольких протоколов усматривается наличие оснований для назначения наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (т.е. только если несколько составов правонарушений, каждый из которых зафиксирован отдельным протоколом, содержатся в одном деянии) <21>.
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Очевидно, что в значительно большей мере этим принципам соответствуют правила назначения наказания по совокупности преступлений, предусмотренные ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В зависимости от тяжести составляющих совокупность преступлений окончательное наказание определяется путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения наказаний, назначенных за каждое преступление. Множество субъектов административной юрисдикции разной ведомственной принадлежности, отсутствие единой информационной базы о возбужденных делах об административных правонарушениях исключают возможность полного заимствования предусмотренных ст. 69 УК РФ правил административно-деликтным законодательством. Одному из них фактически соответствует предусмотренное ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ правило назначения наказания за каждое из совершенных в совокупности административных правонарушений. Содержащееся в ч. 2 этой статьи исключение из этого правила по указанным выше основаниям представляется несостоятельным.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Очевидно, что в значительно большей мере этим принципам соответствуют правила назначения наказания по совокупности преступлений, предусмотренные ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В зависимости от тяжести составляющих совокупность преступлений окончательное наказание определяется путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения наказаний, назначенных за каждое преступление. Множество субъектов административной юрисдикции разной ведомственной принадлежности, отсутствие единой информационной базы о возбужденных делах об административных правонарушениях исключают возможность полного заимствования предусмотренных ст. 69 УК РФ правил административно-деликтным законодательством. Одному из них фактически соответствует предусмотренное ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ правило назначения наказания за каждое из совершенных в совокупности административных правонарушений. Содержащееся в ч. 2 этой статьи исключение из этого правила по указанным выше основаниям представляется несостоятельным.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК"Вместе с тем при назначении штрафов, размер которых определен кратно стоимости предмета административного правонарушения, не происходит уменьшения итогового размера таких штрафов, назначенных по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, на основании части 5 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации, что обусловлено правовой природой предмета административного правонарушения, учтенной законодателем в рамках предоставленной ему дискреции по конструированию составов административных правонарушений и установлению санкций за их совершение. Исключением из общего правила является случай, когда суммирование размеров таких штрафов не создаст правовых предпосылок для того, чтобы возникли основания для реализации права судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, назначить в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, что устанавливается судом при заявлении лицом, привлеченным к административной ответственности, требований об отмене по этим основаниям ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случаях, когда исходя из сроков давности привлечения к административной ответственности возможно вынесение нового постановления о назначении административного наказания.
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК"Вместе с тем при назначении штрафов, размер которых определен кратно стоимости предмета административного правонарушения, не происходит уменьшения итогового размера таких штрафов, назначенных по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, на основании части 5 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации, что обусловлено правовой природой предмета административного правонарушения, учтенной законодателем в рамках предоставленной ему дискреции по конструированию составов административных правонарушений и установлению санкций за их совершение. Исключением из общего правила является случай, когда суммирование размеров таких штрафов не создаст правовых предпосылок для того, чтобы возникли основания для реализации права судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, назначить в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, что устанавливается судом при заявлении лицом, привлеченным к административной ответственности, требований об отмене по этим основаниям ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случаях, когда исходя из сроков давности привлечения к административной ответственности возможно вынесение нового постановления о назначении административного наказания.
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2) неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности.
(ред. от 04.11.2025)2) неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности.
Статья: Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При назначении штрафов, размер которых определен кратно стоимости предмета административного правонарушения, не происходит уменьшения итогового размера таких штрафов, назначенных по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, что обусловлено правовой природой предмета административного правонарушения, учтенной законодателем в рамках предоставленной ему дискреции по конструированию составов административных правонарушений и установлению санкций за их совершение. Исключением из общего правила является случай, когда суммирование размеров таких штрафов не создаст правовых предпосылок для того, чтобы возникли основания для реализации права судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, назначить в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, что устанавливается судом при заявлении лицом, привлеченным к административной ответственности, требований об отмене по этим основаниям ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случаях, когда исходя из сроков давности привлечения к административной ответственности возможно вынесение нового постановления о назначении административного наказания.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При назначении штрафов, размер которых определен кратно стоимости предмета административного правонарушения, не происходит уменьшения итогового размера таких штрафов, назначенных по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, что обусловлено правовой природой предмета административного правонарушения, учтенной законодателем в рамках предоставленной ему дискреции по конструированию составов административных правонарушений и установлению санкций за их совершение. Исключением из общего правила является случай, когда суммирование размеров таких штрафов не создаст правовых предпосылок для того, чтобы возникли основания для реализации права судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, назначить в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, что устанавливается судом при заявлении лицом, привлеченным к административной ответственности, требований об отмене по этим основаниям ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случаях, когда исходя из сроков давности привлечения к административной ответственности возможно вынесение нового постановления о назначении административного наказания.
Статья: Повторное условное осуждение: в свете нового Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике отмены условного осуждения или продления испытательного срока"
(Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Криминальный рейтинг осужденных - 2023 включает кражи (26,5% от общего числа осужденных), незаконный оборот наркотических средств (9%), управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (8,8%), уклонение от уплаты средств на содержание детей (7,4%) и, наконец, сбыт наркотиков (3,7%).
(Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Криминальный рейтинг осужденных - 2023 включает кражи (26,5% от общего числа осужденных), незаконный оборот наркотических средств (9%), управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость (8,8%), уклонение от уплаты средств на содержание детей (7,4%) и, наконец, сбыт наркотиков (3,7%).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>