Скрытая реклама алкоголя
Подборка наиболее важных документов по запросу Скрытая реклама алкоголя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14319/04 по делу N А65-25074/2003-СА1-32
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отказано правомерно, поскольку наружная реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов не допускается, а изображение, распространяемое изготовителем алкогольной продукции, является скрытой рекламой водки.ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отказано правомерно, поскольку наружная реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов не допускается, а изображение, распространяемое изготовителем алкогольной продукции, является скрытой рекламой водки.ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подборка судебных решений за 2005 год: Статья 10 "Скрытая реклама" Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе"
(В.Н. Трофимов)По мнению суда, использование в тексте газетной статьи выражений о качественности и уникальности продукции с применением торгового знака хозяйствующего субъекта, совпадающего с названием выпускаемой алкогольной продукции, может быть квалифицировано как скрытая реклама алкогольной продукции.
(В.Н. Трофимов)По мнению суда, использование в тексте газетной статьи выражений о качественности и уникальности продукции с применением торгового знака хозяйствующего субъекта, совпадающего с названием выпускаемой алкогольной продукции, может быть квалифицировано как скрытая реклама алкогольной продукции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии разграничения рекламы и органичной интеграции
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
Статья: Актуальные нативные инструменты бренд-коммуникаций
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Безусловно, столь неоднозначный подход к понятию "продакт-плейсмент" порождает разноречивую судебную практику и увеличивает риски претензий со стороны ФАС в связи с использованием скрытой рекламы. В итоге рынок продакт-плейсмента в РФ становится по сути "серым", от чего страдают как продюсеры и рекламодатели, так и потребители контента. Следует отметить, что из-за своего неопределенного правового статуса продакт-плейсмент является на сегодняшний день едва ли не единственной возможностью массового продвижения табачной и алкогольной продукции, а также игр и пари, основанных на риске. И, хотя правозащитники сейчас активно добиваются минимизации сцен с присутствием подобных размещений на экране, производители пока этим активно пользуются.
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Безусловно, столь неоднозначный подход к понятию "продакт-плейсмент" порождает разноречивую судебную практику и увеличивает риски претензий со стороны ФАС в связи с использованием скрытой рекламы. В итоге рынок продакт-плейсмента в РФ становится по сути "серым", от чего страдают как продюсеры и рекламодатели, так и потребители контента. Следует отметить, что из-за своего неопределенного правового статуса продакт-плейсмент является на сегодняшний день едва ли не единственной возможностью массового продвижения табачной и алкогольной продукции, а также игр и пари, основанных на риске. И, хотя правозащитники сейчас активно добиваются минимизации сцен с присутствием подобных размещений на экране, производители пока этим активно пользуются.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 N 3547-р
<Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу>Несмотря на принятые в рамках Концепции до 2020 года меры, сохраняется проблема скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которой наиболее чувствительны молодые люди. В связи с этим Концепция предусматривает меры по привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, новым видам отдыха и досуга с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни, несовместимых с пагубным потреблением алкоголя.
<Об утверждении Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу>Несмотря на принятые в рамках Концепции до 2020 года меры, сохраняется проблема скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к которой наиболее чувствительны молодые люди. В связи с этим Концепция предусматривает меры по привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, новым видам отдыха и досуга с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни, несовместимых с пагубным потреблением алкоголя.
"Примерная основная образовательная программа начального общего образования"
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15)
(ред. от 28.10.2015)получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учатся говорить "нет") (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15)
(ред. от 28.10.2015)получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения (учатся говорить "нет") (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.);
Позиции ФАС и УФАС по спорным вопросам. Реклама: Реклама алкоголя ближе 100 метров от спортивных (оздоровительных) сооружений и образовательных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)...реклама, размещенная на баннере и содержащая надпись: "АПЕРОЛЬ ШПРИЦ ПО 100", содержит скрытую рекламу алкогольного напитка (в совокупности с изображением).
(КонсультантПлюс, 2025)...реклама, размещенная на баннере и содержащая надпись: "АПЕРОЛЬ ШПРИЦ ПО 100", содержит скрытую рекламу алкогольного напитка (в совокупности с изображением).
Статья: Правовые аспекты отграничения рекламы "зонтичных брендов" от ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в эфире телеканалов
(Копытин Д.А.)
("Предпринимательское право", 2006, N 2)1. После запрета на телерекламу алкогольных напитков в 1996 г. заинтересованные лица стали "использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы "торговых марок", товарных знаков, "брендов" известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий. Распространялось мнение, что если на телевидении нельзя рекламировать алкоголь и сигареты, то можно сделать рекламу соответствующей марки" <*> или организации-производителя. Однако представители федерального антимонопольного органа и многие доктринальные исследователи посчитали иначе, указав, что "такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной... продукции, так как именно это является ее целью" <**>. Исследователями описаны примеры запрещения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в телеэфире, которые теперь уже можно назвать хрестоматийными. Так, были запрещены рекламные кампании товарных знаков "Довгань", "Кремлевская", "Белый орел" и др. <***>.
(Копытин Д.А.)
("Предпринимательское право", 2006, N 2)1. После запрета на телерекламу алкогольных напитков в 1996 г. заинтересованные лица стали "использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы "торговых марок", товарных знаков, "брендов" известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий. Распространялось мнение, что если на телевидении нельзя рекламировать алкоголь и сигареты, то можно сделать рекламу соответствующей марки" <*> или организации-производителя. Однако представители федерального антимонопольного органа и многие доктринальные исследователи посчитали иначе, указав, что "такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной... продукции, так как именно это является ее целью" <**>. Исследователями описаны примеры запрещения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в телеэфире, которые теперь уже можно назвать хрестоматийными. Так, были запрещены рекламные кампании товарных знаков "Довгань", "Кремлевская", "Белый орел" и др. <***>.
"Комментарий к Федеральному закону "О рекламе"
(постатейный)
(Спектор Е.И.)
("Юстицинформ", 2007)Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что изображение, распространяемое предприятием, является скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", поскольку призвано привлекать интерес потребителей именно к алкогольной продукции.
(постатейный)
(Спектор Е.И.)
("Юстицинформ", 2007)Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что изображение, распространяемое предприятием, является скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", поскольку призвано привлекать интерес потребителей именно к алкогольной продукции.
Вопрос: Антимонопольным органом привлечен к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ рекламораспространитель - журнал, посвященный фотографии и фотопринадлежностям. На развороте журнала размещена иллюстрация: на черном фоне изображены капли стекающей воды, в центре - бутылка без этикетки, при этом виден только фигурный изгиб, характерный для бутылок определенного производителя водки, сверху изображен товарный знак производителя алкогольной продукции, под ним имеется надпись "Совершенство простоты...". Антимонопольный орган посчитал это скрытой рекламой алкогольной продукции. Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Антимонопольным органом привлечен к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ рекламораспространитель - журнал, посвященный фотографии и фотопринадлежностям. На развороте журнала размещена иллюстрация: на черном фоне изображены капли стекающей воды, в центре - бутылка без этикетки, при этом виден только фигурный изгиб, характерный для бутылок определенного производителя водки, сверху изображен товарный знак производителя алкогольной продукции, под ним имеется надпись "Совершенство простоты...". Антимонопольный орган посчитал это скрытой рекламой алкогольной продукции. Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Антимонопольным органом привлечен к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ рекламораспространитель - журнал, посвященный фотографии и фотопринадлежностям. На развороте журнала размещена иллюстрация: на черном фоне изображены капли стекающей воды, в центре - бутылка без этикетки, при этом виден только фигурный изгиб, характерный для бутылок определенного производителя водки, сверху изображен товарный знак производителя алкогольной продукции, под ним имеется надпись "Совершенство простоты...". Антимонопольный орган посчитал это скрытой рекламой алкогольной продукции. Правомерна ли позиция антимонопольного органа?
Тематический выпуск: Учет в общественном питании. Часть II
(Галенко В.Ю.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2019, N 2)- демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
(Галенко В.Ю.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2019, N 2)- демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
"Правовое регулирование рекламы"
(Мамонова Е.А.)
("Дашков и К", 2008)Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что изображение, распространяемое предприятием, является скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", поскольку призвано привлекать интерес потребителей именно к алкогольной продукции.
(Мамонова Е.А.)
("Дашков и К", 2008)Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что изображение, распространяемое предприятием, является скрытой рекламой водки "Ваш Выбор", поскольку призвано привлекать интерес потребителей именно к алкогольной продукции.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков, а также на разработку системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере.
(постатейный)
(Кузнецова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков, а также на разработку системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере.
"Настольная книга руководителя организации: правовые основы"
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Юстицинформ", 2015)1. После запрета на телерекламу алкогольных напитков в 1996 году заинтересованные лица стали "использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы "торговых марок", товарных знаков, "брендов" известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий. Распространялось мнение, что если на телевидении нельзя рекламировать алкоголь и сигареты, то можно сделать рекламу соответствующей марки" <1> или организации-производителя. Однако представители федерального антимонопольного органа и многие доктринальные исследователи посчитали иначе, указав, что "...такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной продукции, так как именно это является ее целью" <2>. Исследователями описаны примеры запрещения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в телеэфире, которые теперь уже можно назвать хрестоматийными. Так, были запрещены рекламные кампании товарных знаков "Довгань", "Кремлевская", "Белый орел" и других <3>.
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Юстицинформ", 2015)1. После запрета на телерекламу алкогольных напитков в 1996 году заинтересованные лица стали "использовать завуалированные способы рекламирования своих товаров, в том числе путем рекламы "торговых марок", товарных знаков, "брендов" известных ранее наименований алкогольных напитков и табачных изделий. Распространялось мнение, что если на телевидении нельзя рекламировать алкоголь и сигареты, то можно сделать рекламу соответствующей марки" <1> или организации-производителя. Однако представители федерального антимонопольного органа и многие доктринальные исследователи посчитали иначе, указав, что "...такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной продукции, так как именно это является ее целью" <2>. Исследователями описаны примеры запрещения ненадлежащей рекламы алкогольных напитков в телеэфире, которые теперь уже можно назвать хрестоматийными. Так, были запрещены рекламные кампании товарных знаков "Довгань", "Кремлевская", "Белый орел" и других <3>.
Статья: Запрет продажи алкогольной продукции вблизи образовательных организаций
(Королева Г.И., Уварова Е.В.)
("Законность", 2016, N 8)Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, с учетом остро стоящей проблемы подросткового алкоголизма является сбережение здоровья каждого ребенка, необходимость принятия мер, направленных на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Стратегией предусмотрены формирование единого подхода органов государственной власти и органов местного самоуправления к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства, обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в подростковой среде, обновление форм и методов борьбы с детским алкоголизмом, ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
(Королева Г.И., Уварова Е.В.)
("Законность", 2016, N 8)Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, с учетом остро стоящей проблемы подросткового алкоголизма является сбережение здоровья каждого ребенка, необходимость принятия мер, направленных на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Стратегией предусмотрены формирование единого подхода органов государственной власти и органов местного самоуправления к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства, обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в подростковой среде, обновление форм и методов борьбы с детским алкоголизмом, ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
"Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования"
(Кирилловых А.А.)
("Деловой двор", 2013)Производители и дистрибьюторы крепких алкогольных напитков нередко прибегают к завуалированным способам рекламы своей продукции. В 2000 г. канал "Дарьял ТВ" был оштрафован на 200 руб. за скрытую рекламу алкоголя. Ведущий программы "Ночной VJ", получив в подарок от гостя студии бутылку портвейна, зачитал в эфире содержание этикетки. В начале 2003 г. прошла реклама водки "Флагман" с использованием одноименного слабоалкогольного коктейля с тем же товарным знаком. Позиция МАП, подтвержденная Президиумом Арбитражного Суда, основана на том, что использование товарного знака в рекламе различной продукции формирует интерес к бренду в целом, причем коктейль, вода или конфеты в данном случае являются лишь сопутствующими продуктами. PR-акцией корпорации BMW можно назвать использование автомобиля марки BMW в кинофильме "Бумер", которая являлась "органично интегрированной" в одноименное произведение. Приверженность части населения страны данной марке машины - примета конкретного исторического периода <1>.
(Кирилловых А.А.)
("Деловой двор", 2013)Производители и дистрибьюторы крепких алкогольных напитков нередко прибегают к завуалированным способам рекламы своей продукции. В 2000 г. канал "Дарьял ТВ" был оштрафован на 200 руб. за скрытую рекламу алкоголя. Ведущий программы "Ночной VJ", получив в подарок от гостя студии бутылку портвейна, зачитал в эфире содержание этикетки. В начале 2003 г. прошла реклама водки "Флагман" с использованием одноименного слабоалкогольного коктейля с тем же товарным знаком. Позиция МАП, подтвержденная Президиумом Арбитражного Суда, основана на том, что использование товарного знака в рекламе различной продукции формирует интерес к бренду в целом, причем коктейль, вода или конфеты в данном случае являются лишь сопутствующими продуктами. PR-акцией корпорации BMW можно назвать использование автомобиля марки BMW в кинофильме "Бумер", которая являлась "органично интегрированной" в одноименное произведение. Приверженность части населения страны данной марке машины - примета конкретного исторического периода <1>.
"Законодательство Российской Федерации в области психиатрии. Комментарий к Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ГК РФ и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами)"
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. Т.Б. Дмитриевой)
("Спарк", 2002)По мнению Уполномоченного по правам человека, основными причинами роста психических заболеваний являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется нехваткой специалистов-психологов, социальных работников, юристов, неэффективностью существующей социально-психологической службы, осуществляющей предупреждение эмоционально-стрессовых расстройств граждан. В нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия. В ряде регионов пациенты не получают необходимого лечения из-за отсутствия достаточного количества современных психотропных средств.
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. Т.Б. Дмитриевой)
("Спарк", 2002)По мнению Уполномоченного по правам человека, основными причинами роста психических заболеваний являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется нехваткой специалистов-психологов, социальных работников, юристов, неэффективностью существующей социально-психологической службы, осуществляющей предупреждение эмоционально-стрессовых расстройств граждан. В нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия. В ряде регионов пациенты не получают необходимого лечения из-за отсутствия достаточного количества современных психотропных средств.