Системы распределенного реестра
Подборка наиболее важных документов по запросу Системы распределенного реестра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии: система распределенного реестра
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)"Делопроизводство", 2023, N 1
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)"Делопроизводство", 2023, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 N 988
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"20) разработка технологий и систем распределенного реестра для использования в финансовой сфере и иных отраслях экономики.
(ред. от 29.10.2024)
"Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 2"20) разработка технологий и систем распределенного реестра для использования в финансовой сфере и иных отраслях экономики.
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)4. Цифровое законодательство может классифицироваться в зависимости от видов цифровых технологий, составляющих объект правоотношений. Различаются нормативные правовые акты, регулирующие цифровые отношения, возникающие в связи с использованием технологий обработки больших данных, систем распределенного реестра, нейротехнологий и искусственного интеллекта, киберфизических систем, интернета вещей, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, цифровых платформ и т.д.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)4. Цифровое законодательство может классифицироваться в зависимости от видов цифровых технологий, составляющих объект правоотношений. Различаются нормативные правовые акты, регулирующие цифровые отношения, возникающие в связи с использованием технологий обработки больших данных, систем распределенного реестра, нейротехнологий и искусственного интеллекта, киберфизических систем, интернета вещей, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, цифровых платформ и т.д.
Статья: Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)Блокчейн-технология - это система распределенного реестра данных, позволяющая совершать различные транзакции (финансовые, производственные, технологические и др.) за счет построения цепочки блоков, в которых хранение информации зашифровано специальным хеш-идентификатором с уникальным номером, что позволяет повышать информационную безопасность формируемых операций, а также создает возможность их согласования и подтверждения исполнения всеми заинтересованными лицами.
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)Блокчейн-технология - это система распределенного реестра данных, позволяющая совершать различные транзакции (финансовые, производственные, технологические и др.) за счет построения цепочки блоков, в которых хранение информации зашифровано специальным хеш-идентификатором с уникальным номером, что позволяет повышать информационную безопасность формируемых операций, а также создает возможность их согласования и подтверждения исполнения всеми заинтересованными лицами.
Статья: Создание новой технологии: учет и налогообложение
(Крупин Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)В п. 4 разд. II указанного Перечня Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 N 207 был введен новый подп. 20, касающийся разработки технологий и систем распределенного реестра для использования в финансовой сфере и иных отраслях экономики. Это может быть интересно разработчикам программ автоматизации бухгалтерского, налогового и финансового учета, поскольку если будет разработана новая технология по данному подпункту, то затраты на нее можно будет учесть с коэффициентом 1,5, но также при условии признания работ в качестве НИОКР.
(Крупин Е.В.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 1)В п. 4 разд. II указанного Перечня Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 N 207 был введен новый подп. 20, касающийся разработки технологий и систем распределенного реестра для использования в финансовой сфере и иных отраслях экономики. Это может быть интересно разработчикам программ автоматизации бухгалтерского, налогового и финансового учета, поскольку если будет разработана новая технология по данному подпункту, то затраты на нее можно будет учесть с коэффициентом 1,5, но также при условии признания работ в качестве НИОКР.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Ключевой особенностью цифровизации публичного управления является именно использование цифровых технологий. В подп. 29 Приказа Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1> цифровые технологии, как ранее уже указывалось, включают цифровое образование, цифровые платформы, маркетинговую интеграцию, умные помощники (чат-боты), мобильные платежи, интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальную реальность, беспроводную связь, дополненную реальность, офисные роботы, квантовые вычисления, директивную аналитику, криптовалюту. Указанный перечень на самом деле не является исчерпывающим, в связи с чем Я.В. Гайворонская <2> включает большие данные (Big Data), новые производственные технологии, промышленный интернет (Industrial Internet of Things), искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорику, квантовые технологии, системы распределенного реестра, технологию виртуальной и дополненной реальности.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Ключевой особенностью цифровизации публичного управления является именно использование цифровых технологий. В подп. 29 Приказа Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <1> цифровые технологии, как ранее уже указывалось, включают цифровое образование, цифровые платформы, маркетинговую интеграцию, умные помощники (чат-боты), мобильные платежи, интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальную реальность, беспроводную связь, дополненную реальность, офисные роботы, квантовые вычисления, директивную аналитику, криптовалюту. Указанный перечень на самом деле не является исчерпывающим, в связи с чем Я.В. Гайворонская <2> включает большие данные (Big Data), новые производственные технологии, промышленный интернет (Industrial Internet of Things), искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорику, квантовые технологии, системы распределенного реестра, технологию виртуальной и дополненной реальности.
Статья: Правовые модели включения криптовалюты в национальную платежную систему как способ противодействия экономическим санкциям
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)<3> Стратегия развития национальной платежной системы, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р; Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СПС "Гарант"; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Государственная программа "Информационное общество"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"; Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра". URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/; Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Доклад Банка России для общественных консультаций "Цифровой рубль" // СПС "КонсультантПлюс"; Концепция цифрового рубля, подготовленная Банком России. Однако лишь три последних документа говорят о цифровизации платежей и урегулировании криптовалюты в качестве расчетного цифрового финансового актива.
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2024, N 3)<3> Стратегия развития национальной платежной системы, Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р; Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СПС "Гарант"; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Государственная программа "Информационное общество"; Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"; Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Системы распределенного реестра". URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/; Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант"; Доклад Банка России для общественных консультаций "Цифровой рубль" // СПС "КонсультантПлюс"; Концепция цифрового рубля, подготовленная Банком России. Однако лишь три последних документа говорят о цифровизации платежей и урегулировании криптовалюты в качестве расчетного цифрового финансового актива.
Статья: Цифровые технологии: понятие, виды
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- системы распределенного реестра;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- системы распределенного реестра;
Статья: Использование цифровых технологий в сфере капитального строительства и правовые вопросы
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)В.А. Вайпан выделяет в качестве основных цифровых технологий большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный Интернет, компоненты робототехники и сенсорику, технологии беспроводной связи (в том числе сети связи пятого поколения, без которых, например, невозможно создание беспилотного транспорта), технологии виртуальной и дополненной реальностей <7>.
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)В.А. Вайпан выделяет в качестве основных цифровых технологий большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный Интернет, компоненты робототехники и сенсорику, технологии беспроводной связи (в том числе сети связи пятого поколения, без которых, например, невозможно создание беспилотного транспорта), технологии виртуальной и дополненной реальностей <7>.
Статья: Правовая природа смарт-контракта
(Матвеева Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Ключевые слова: правовая природа смарт-контракта, смарт-контракт как правовой феномен, договорной статус смарт-контракта, смарт-контракт как технология системы распределенного реестра, электронная форма договора.
(Матвеева Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Ключевые слова: правовая природа смарт-контракта, смарт-контракт как правовой феномен, договорной статус смарт-контракта, смарт-контракт как технология системы распределенного реестра, электронная форма договора.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)§ 6. Обеспечение информационной безопасности бизнеса
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)§ 6. Обеспечение информационной безопасности бизнеса
Статья: О природе цифровых прав и низковолатильных цифровых валют
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2024, N 9)Для уяснения природы цифровых прав отметим, что согласно тексту немецкого Закона цифровые валюты - это цифровое представление ценности, которое не эмитируется или не поддерживается ни одним центральным банком или государственным учреждением, не является денежной единицей государства или объединения государств; но принимается физическими или юридическими лицами в соответствии с соглашением или обычаями оборота в качестве средства платежа либо служит в инвестиционных целях и может передаваться, храниться и торговаться с помощью системы распределенного реестра или аналогичной ей. Сложно не увидеть практически полного сходства с определением цифровых валют, которое дано ч. 3 ст. 1 Закона о ЦФА. Видимо, немецкий Закон подсказывает нам, где корни российского определения.
(Ионцев М.А.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2024, N 9)Для уяснения природы цифровых прав отметим, что согласно тексту немецкого Закона цифровые валюты - это цифровое представление ценности, которое не эмитируется или не поддерживается ни одним центральным банком или государственным учреждением, не является денежной единицей государства или объединения государств; но принимается физическими или юридическими лицами в соответствии с соглашением или обычаями оборота в качестве средства платежа либо служит в инвестиционных целях и может передаваться, храниться и торговаться с помощью системы распределенного реестра или аналогичной ей. Сложно не увидеть практически полного сходства с определением цифровых валют, которое дано ч. 3 ст. 1 Закона о ЦФА. Видимо, немецкий Закон подсказывает нам, где корни российского определения.