Система следственного комитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Система следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 261 ТК РФОбзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" ГПК РФ"Специальными нормативными актами, действовавшими в период спорных отношений, не был урегулирован порядок возмещения затрат на обучение гражданина в системе Следственного комитета Российской Федерации, вследствие чего в соответствии с частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса, подлежат применению нормы права, регулирующие сходные отношения, связанные с возмещением затрат на обучение в образовательном учреждении в системе МВД России, подпункт "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, которым установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Анкетирование сотрудников следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, занимающихся в том числе расследованием преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК России), показало, что 90% опрошенных считают необходимым наличие специализированных экспертных учреждений в системе Следственного комитета Российской Федерации со штатом специалистов всех отраслей транспорта.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Анкетирование сотрудников следственных управлений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, занимающихся в том числе расследованием преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК России), показало, что 90% опрошенных считают необходимым наличие специализированных экспертных учреждений в системе Следственного комитета Российской Федерации со штатом специалистов всех отраслей транспорта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Глава 2. СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Глава 2. СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
Статья: Действия следователя при получении в ходе расследования сведений о новом преступлении
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Аналогичный акт другого следственного ведомства - Приказ Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" - детально регламентирует организационно-служебную обязанность следователей как должностных лиц органа (например, дежурного следователя) принимать поступившую информацию о преступлении и лишь фрагментарно касается ситуаций, когда сведения о новом преступлении поступают в процессуальном "режиме" к следователю, осуществляющему производство по уголовному делу. Приказ, воспроизводя закон, закрепляет: если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно вносится в протокол следственного действия. Дополнительным предписанием выступает указание, что при этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя. О рапорте следователя, получившего сообщение о новом преступлении в ходе расследования, ничего не сказано.
(Кальницкий В.В., Бондаренко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Аналогичный акт другого следственного ведомства - Приказ Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" - детально регламентирует организационно-служебную обязанность следователей как должностных лиц органа (например, дежурного следователя) принимать поступившую информацию о преступлении и лишь фрагментарно касается ситуаций, когда сведения о новом преступлении поступают в процессуальном "режиме" к следователю, осуществляющему производство по уголовному делу. Приказ, воспроизводя закон, закрепляет: если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно вносится в протокол следственного действия. Дополнительным предписанием выступает указание, что при этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя. О рапорте следователя, получившего сообщение о новом преступлении в ходе расследования, ничего не сказано.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования института ротации на государственной службе иных видов
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)Однако ни в одном федеральном законе о прохождении госслужбы в отдельных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, нет указания, что в них госслужащие проходят именно ГС иных видов. Законодатель лишь относит службу в ОВД, в таможенных органах, в органах прокуратуры, в федеральной противопожарной службе, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения, в органах федеральной фельдъегерской связи, в системе Следственного комитета РФ к федеральной государственной службе.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2025, N 4)Однако ни в одном федеральном законе о прохождении госслужбы в отдельных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, нет указания, что в них госслужащие проходят именно ГС иных видов. Законодатель лишь относит службу в ОВД, в таможенных органах, в органах прокуратуры, в федеральной противопожарной службе, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения, в органах федеральной фельдъегерской связи, в системе Следственного комитета РФ к федеральной государственной службе.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)<1> Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: "Двойной зажим" в механизме принятия решений следователем
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)С 2017 по 2019 год в системе Следственного комитета Российской Федерации действовала методика ведомственной оценки деятельности следственных органов по трем критериям: эффективности, качества и законности. Критерий законности формировался на основании двух показателей: числа лиц, реабилитированных на предварительном следствии, и числа лиц, оправданных судами. Чем выше число указанных лиц, тем, соответственно, меньше законности <5>. Таким образом, все то, что образует "вторичное предписание" законодателя о ценности реабилитации, признавалось отрицательным показателем в работе. Для того чтобы не загонять руководителей следственных органов в столь узкие рамки, в конце 2019 г. от этого подхода отказались. На смену ему пришел рамочный документ, позволяющий вводить "плавающую" систему ведомственного статистического наблюдения <6>. Критерии в ней меняются в зависимости от изменения приоритетов. На практике ориентирами по-прежнему служат пресловутый "АППГ" (аналогичный период прошлого года) и результаты работы других следственных подразделений, которые, для "сверки часов", руководители вынуждены добывать оперативными способами. Без этих сведений оценка результатов работы возглавляемых ими подразделений может оказаться для них неприятным "сюрпризом" на очередном заседании коллегии. Тем не менее разработка системы оценки результатов следственной деятельности, которая подкрепляла бы авторитет законодательных установок либо по крайней мере не противоречила им, остается нерешенной научной задачей. Впрочем, трудно представить такую систему, в которой реабилитация стала бы положительным показателем.
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)С 2017 по 2019 год в системе Следственного комитета Российской Федерации действовала методика ведомственной оценки деятельности следственных органов по трем критериям: эффективности, качества и законности. Критерий законности формировался на основании двух показателей: числа лиц, реабилитированных на предварительном следствии, и числа лиц, оправданных судами. Чем выше число указанных лиц, тем, соответственно, меньше законности <5>. Таким образом, все то, что образует "вторичное предписание" законодателя о ценности реабилитации, признавалось отрицательным показателем в работе. Для того чтобы не загонять руководителей следственных органов в столь узкие рамки, в конце 2019 г. от этого подхода отказались. На смену ему пришел рамочный документ, позволяющий вводить "плавающую" систему ведомственного статистического наблюдения <6>. Критерии в ней меняются в зависимости от изменения приоритетов. На практике ориентирами по-прежнему служат пресловутый "АППГ" (аналогичный период прошлого года) и результаты работы других следственных подразделений, которые, для "сверки часов", руководители вынуждены добывать оперативными способами. Без этих сведений оценка результатов работы возглавляемых ими подразделений может оказаться для них неприятным "сюрпризом" на очередном заседании коллегии. Тем не менее разработка системы оценки результатов следственной деятельности, которая подкрепляла бы авторитет законодательных установок либо по крайней мере не противоречила им, остается нерешенной научной задачей. Впрочем, трудно представить такую систему, в которой реабилитация стала бы положительным показателем.
Готовое решение: Как налоговый агент исчисляет НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)сотрудников Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, прокуроров.
(КонсультантПлюс, 2025)сотрудников Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, прокуроров.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Статья: Применение специальных знаний при расследовании преступлений экстремистской направленности, совершенных в сети Интернет, а также преступлений террористического характера в практике Следственного комитета Российской Федерации
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Например, в системе Следственного комитета проходят службу психологи, создающие и применяющие необходимые методики, направленные на реализацию квалифицированных рекомендаций, которые реализуются в ходе расследования, в частности непосредственно в процессе допроса, включая анализ личности подозреваемого и других участников уголовного судопроизводства.
(Ложис З.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Например, в системе Следственного комитета проходят службу психологи, создающие и применяющие необходимые методики, направленные на реализацию квалифицированных рекомендаций, которые реализуются в ходе расследования, в частности непосредственно в процессе допроса, включая анализ личности подозреваемого и других участников уголовного судопроизводства.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в приеме на работу (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что в связи с принятием решения о перераспределении истца для дальнейшего прохождения службы в подразделении центрального аппарата Следственного комитета были проведены проверочные мероприятия, по результатам которых из ФСБ России были получены сведения компрометирующего характера ограниченного распространения, препятствующие принятию его на службу в систему Следственного комитета.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что в связи с принятием решения о перераспределении истца для дальнейшего прохождения службы в подразделении центрального аппарата Следственного комитета были проведены проверочные мероприятия, по результатам которых из ФСБ России были получены сведения компрометирующего характера ограниченного распространения, препятствующие принятию его на службу в систему Следственного комитета.