Система оплаты труда государственных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Система оплаты труда государственных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих1. Сущность, форма и система оплаты труда государственного гражданского служащего
Статья: Финансово-правовые основы социально-гуманитарного государства: вопросы теории государства и права и науки финансового права
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)И в связи с этим, заметим, все большую актуальность приобретает тематика социально-гуманитарных основ финансового права и его структурных подразделений в их значении для деятельности ведомственных органов и учреждений Российского государства. В настоящий момент автор осуществляет преподавательскую деятельность в ведомственном вузе - Институте Федеральной службы исполнения наказаний (государственное (федеральное) казенное учреждение, город Воронеж), и наша кафедра так и называется - "кафедра социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин". Тем самым возложенный на кафедру нашего института блок дисциплин юридического цикла обращает значительное внимание именно на социально-гуманитарные аспекты государственного управления обществом, социально-гуманитарные основы государственного строя и государственного суверенитета. Это получает развитие в научно-исследовательской работе на базе кафедры, да и института в целом. В развитие идей по тематике настоящей статьи автором подготовлена научная монография под названием "Социально-гуманитарные основы применения финансового и налогового права в уголовно-исполнительной системе", книга опубликована в 2021 г. <4>. В работе обосновываются выводы о значимости правового регулирования ведомственных государственных финансов уголовно-исполнительной системы для соблюдения прав и свобод человека и гражданина, оказавшегося "под юрисдикцией" "системы"; оплаты труда государственных служащих ведомства, анализируется социальный характер бюджета и налогообложения применительно к правоохранительной функции государства, реализуемой в лице Федеральной службы исполнения наказаний, под эгидой которой находится институт. И научная работа в данном направлении имеет немалую значимость: ведь соотносясь с функциями и задачами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено на конкретные государственные учреждения (уголовно-исполнительной системы), деятельность которых должна финансироваться ресурсами, сосредоточенными в бюджетной системе государства, в режиме расходов бюджета.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)И в связи с этим, заметим, все большую актуальность приобретает тематика социально-гуманитарных основ финансового права и его структурных подразделений в их значении для деятельности ведомственных органов и учреждений Российского государства. В настоящий момент автор осуществляет преподавательскую деятельность в ведомственном вузе - Институте Федеральной службы исполнения наказаний (государственное (федеральное) казенное учреждение, город Воронеж), и наша кафедра так и называется - "кафедра социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин". Тем самым возложенный на кафедру нашего института блок дисциплин юридического цикла обращает значительное внимание именно на социально-гуманитарные аспекты государственного управления обществом, социально-гуманитарные основы государственного строя и государственного суверенитета. Это получает развитие в научно-исследовательской работе на базе кафедры, да и института в целом. В развитие идей по тематике настоящей статьи автором подготовлена научная монография под названием "Социально-гуманитарные основы применения финансового и налогового права в уголовно-исполнительной системе", книга опубликована в 2021 г. <4>. В работе обосновываются выводы о значимости правового регулирования ведомственных государственных финансов уголовно-исполнительной системы для соблюдения прав и свобод человека и гражданина, оказавшегося "под юрисдикцией" "системы"; оплаты труда государственных служащих ведомства, анализируется социальный характер бюджета и налогообложения применительно к правоохранительной функции государства, реализуемой в лице Федеральной службы исполнения наказаний, под эгидой которой находится институт. И научная работа в данном направлении имеет немалую значимость: ведь соотносясь с функциями и задачами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено на конкретные государственные учреждения (уголовно-исполнительной системы), деятельность которых должна финансироваться ресурсами, сосредоточенными в бюджетной системе государства, в режиме расходов бюджета.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"предложения о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"предложения о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России;
Указ Президента РФ от 07.04.2014 N 213
(ред. от 17.04.2025)
"Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации")предложения о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников системы ГФС России;
(ред. от 17.04.2025)
"Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации")предложения о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников системы ГФС России;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В связи с этим стоит заметить, что в зарубежных странах реализуются иные подходы к определению статусов органов исполнительной власти. Как отмечают отечественные обозреватели, компетенция органов устанавливается не только через полномочия, но и через миссию, задачи, которые определяют характер всей деятельности органа <1>. Можно предположить, что такой подход обеспечивает большее соответствие компетенции органа исполнительной власти его уставным целям, т.е. целям, для реализации которых орган был учрежден и которые определяются соответствующим законодательным актом. Данный законодательный акт предусматривает принципы регулирования, в соответствии с которыми орган исполнительной власти действует, и пределы дискреции, в рамках которой он решает поставленные задачи. Утверждать, что организация регулирования в зарубежных странах является идеальной, было бы большим заблуждением. Зарубежные исследователи указывают на проблемы, возникающие в деятельности регулирующих органов по управлению рисками, связанными с хозяйственной деятельностью. В частности, в специальной литературе отмечается наличие трех категорий проблем: радикальное расхождение оценок рисков широкой общественностью и специалистами; склонность законодателя реагировать на риски детализированными предписаниями, которые оказываются на практике неэффективными, если не вредными; неопределенность самого процесса регулирования (ограниченность знаний, информации и способности прогнозировать) <2>. Предлагается провести институциональные изменения в системе регулирующих органов - образовать небольшие централизованные административные подразделения, объединяющие опытных сотрудников органов исполнительной власти, аппарата законодательного органа, изолировать их от политического давления и предоставить им полномочия по разработке программ управления рисками, обязательных для всех органов исполнительной власти <3>. Подобные идеи время от времени обсуждаются и в отечественной литературе, однако до их практической реализации дело не доходит по ряду причин. Одна из них - и довольно существенная - заключается в отсутствии действенного механизма "оценки по результатам", необходимого для удержания высококвалифицированных специалистов, способных к творческому мышлению, заинтересованных в достижении целей регулирования. Существующая система оплаты труда государственных служащих не позволяет достойно оплачивать труд таких специалистов (заработная плата руководителя всегда будет выше, чем специалиста), в то время как коммерческие структуры могут себе это позволить. Более того, далеко не каждый руководитель потерпит более яркого и квалифицированного подчиненного, который, помимо прочего, не будет слепым и покладистым исполнителем не всегда обоснованных и законных указаний своего руководителя.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В связи с этим стоит заметить, что в зарубежных странах реализуются иные подходы к определению статусов органов исполнительной власти. Как отмечают отечественные обозреватели, компетенция органов устанавливается не только через полномочия, но и через миссию, задачи, которые определяют характер всей деятельности органа <1>. Можно предположить, что такой подход обеспечивает большее соответствие компетенции органа исполнительной власти его уставным целям, т.е. целям, для реализации которых орган был учрежден и которые определяются соответствующим законодательным актом. Данный законодательный акт предусматривает принципы регулирования, в соответствии с которыми орган исполнительной власти действует, и пределы дискреции, в рамках которой он решает поставленные задачи. Утверждать, что организация регулирования в зарубежных странах является идеальной, было бы большим заблуждением. Зарубежные исследователи указывают на проблемы, возникающие в деятельности регулирующих органов по управлению рисками, связанными с хозяйственной деятельностью. В частности, в специальной литературе отмечается наличие трех категорий проблем: радикальное расхождение оценок рисков широкой общественностью и специалистами; склонность законодателя реагировать на риски детализированными предписаниями, которые оказываются на практике неэффективными, если не вредными; неопределенность самого процесса регулирования (ограниченность знаний, информации и способности прогнозировать) <2>. Предлагается провести институциональные изменения в системе регулирующих органов - образовать небольшие централизованные административные подразделения, объединяющие опытных сотрудников органов исполнительной власти, аппарата законодательного органа, изолировать их от политического давления и предоставить им полномочия по разработке программ управления рисками, обязательных для всех органов исполнительной власти <3>. Подобные идеи время от времени обсуждаются и в отечественной литературе, однако до их практической реализации дело не доходит по ряду причин. Одна из них - и довольно существенная - заключается в отсутствии действенного механизма "оценки по результатам", необходимого для удержания высококвалифицированных специалистов, способных к творческому мышлению, заинтересованных в достижении целей регулирования. Существующая система оплаты труда государственных служащих не позволяет достойно оплачивать труд таких специалистов (заработная плата руководителя всегда будет выше, чем специалиста), в то время как коммерческие структуры могут себе это позволить. Более того, далеко не каждый руководитель потерпит более яркого и квалифицированного подчиненного, который, помимо прочего, не будет слепым и покладистым исполнителем не всегда обоснованных и законных указаний своего руководителя.
Статья: Роль Президента Российской Федерации в обеспечении эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Вопросы модернизации государственного управления, развития политической системы и институтов прямой демократии, открытого диалога власти и общества не раз поднимались в президентских посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 12 декабря 2012 г. Президентом России было заявлено, что "главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан" <7>. Одновременно были обозначены ключевые принципы "новой модели госуправления": ориентация работы всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы; повсеместное внедрение новых форм и методов контроля; адекватная мотивация государственных и муниципальных служащих, в том числе конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата, а также их повышенная персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации; публичная отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Вопросы модернизации государственного управления, развития политической системы и институтов прямой демократии, открытого диалога власти и общества не раз поднимались в президентских посланиях Федеральному Собранию. В частности, в Послании 12 декабря 2012 г. Президентом России было заявлено, что "главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан" <7>. Одновременно были обозначены ключевые принципы "новой модели госуправления": ориентация работы всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы; повсеместное внедрение новых форм и методов контроля; адекватная мотивация государственных и муниципальных служащих, в том числе конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата, а также их повышенная персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации; публичная отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах.
Статья: Кадровый аспект в обеспечении организации судебной деятельности: проблемы и перспективы
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)На IX Всероссийском съезде судей отмечалось, что "необоснованно низкий уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы создает серьезные проблемы формирования и обеспечения стабильности кадрового состава работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, особенно в условиях мегаполисов. Сменяемость кадрового состава в крупных регионах России составляет от 150 до 400% в год" <3>.
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)На IX Всероссийском съезде судей отмечалось, что "необоснованно низкий уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судебной системы создает серьезные проблемы формирования и обеспечения стабильности кадрового состава работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, особенно в условиях мегаполисов. Сменяемость кадрового состава в крупных регионах России составляет от 150 до 400% в год" <3>.