Система федеральных органов государственной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Система федеральных органов государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"По смыслу приведенных правовых норм федеральный законодатель наделил осужденных правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, как и других граждан Российской Федерации, без цензуры корреспонденции. Следовательно, вскрытие конверта, поступившего на имя Д. из следственного отдела по г. Ивделю Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, входящего в систему федерального государственного органа - Следственного комитета, противоречит требованиям части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права административного истца и свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска в указанной части как о признании незаконным нарушения условий содержания, так и о присуждении компенсации в связи с таким нарушением."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Минтруд предложил модель единой кадровой службы государственных органов
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Минтруд предложил модель централизации кадровых функций в системе государственной гражданской службы. Государственные органы на федеральном и региональном уровнях смогут централизовать кадровые функции для повышения эффективности, прозрачности и упрощения процессов. Соответствующий законопроект представлен на общественное обсуждение.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)Минтруд предложил модель централизации кадровых функций в системе государственной гражданской службы. Государственные органы на федеральном и региональном уровнях смогут централизовать кадровые функции для повышения эффективности, прозрачности и упрощения процессов. Соответствующий законопроект представлен на общественное обсуждение.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, об особенностях обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"Статья 6.2. Особенности предоставления персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий
(ред. от 08.08.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, об особенностях обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"Статья 6.2. Особенности предоставления персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Об утверждении перечня регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти: распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 584-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102106349&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 22.06.2023).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Об утверждении перечня регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти: распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 584-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102106349&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 22.06.2023).
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Важнейшую роль в решении данной задачи сыграло Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 N 754, которым было утверждено Положение о системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО). МЭДО представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации <5>. Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации, которая осуществляет:
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Важнейшую роль в решении данной задачи сыграло Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 N 754, которым было утверждено Положение о системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО). МЭДО представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации <5>. Организатором МЭДО является Федеральная служба охраны Российской Федерации, которая осуществляет:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Более подробно см.: Чаннов С.Е. Реестр и информационная система: соотношение понятий // Информационное право. 2017. N 3; Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016; Антонова Е.Е. К постановке проблемы: о понятии реестровой информации // Информационное право. 2008. N 4. С. 25 - 27; Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 23 - 30; Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект. М.: Юрлитиздат, 2011; Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: Монография / Под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Более подробно см.: Чаннов С.Е. Реестр и информационная система: соотношение понятий // Информационное право. 2017. N 3; Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016; Антонова Е.Е. К постановке проблемы: о понятии реестровой информации // Информационное право. 2008. N 4. С. 25 - 27; Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 23 - 30; Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект. М.: Юрлитиздат, 2011; Систематизация и электронное кодирование функций и полномочий в системе публичного управления: Монография / Под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 14) и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1199):
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 14) и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1199):
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До принятия Закона 2011 г. N 169-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" <71> было утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которое действует и в настоящее время (см. комментарий к ст. 7.1 Закона). Названное Положение в первоначальной редакции согласно его п. 1 определяло назначение и правила формирования и функционирования единой СМЭВ, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, МФЦ, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)До принятия Закона 2011 г. N 169-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" <71> было утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которое действует и в настоящее время (см. комментарий к ст. 7.1 Закона). Названное Положение в первоначальной редакции согласно его п. 1 определяло назначение и правила формирования и функционирования единой СМЭВ, а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, МФЦ, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Статья: Политико-правовой анализ гендерного вопроса при реализации политических прав женщинами в России
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А.)
("Современное право", 2024, N 5)В дальнейшем это направление было развито в документах, принятых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Это Указы Президента РФ от 18.06.1996 N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30.06.1996 N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации"; Постановления Правительства РФ от 26.08.1996 N 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", от 29.08.1996 N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", а также распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р "Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы" <2>.
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А.)
("Современное право", 2024, N 5)В дальнейшем это направление было развито в документах, принятых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Это Указы Президента РФ от 18.06.1996 N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30.06.1996 N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации"; Постановления Правительства РФ от 26.08.1996 N 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", от 29.08.1996 N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", а также распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р "Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы" <2>.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Единая информационная база с материалами дел позволит перенести в электронный формат юридически значимое взаимодействие правоприменителей по направлению дел для рассмотрения, на экспертизу или с жалобами; с информационными системами федеральных органов государственной власти посредством реестра и системы межведомственного документооборота (МЭДО) для обеспечения обмена документами в электронном виде; с иными правоприменителями, осуществляющими производство по делам о применении мер принуждения для предоставления информации, доступа к доказательствам и исполнения итогового административного акта. Аккумуляция данных на единой платформе исключит необходимость внесения одних и тех же данных по производству разными должностными лицами в различные информационные системы, а сервисы по поиску информации, доступа к актам и доказательствам с учетом уровня пользователя позволят оперативно устанавливать фактическую и юридическую основу, доступ к платформе участников с функционалами извещения и проведения веб-конференций позволит вручать извещения и судебные акты, осуществлять трансляцию заседаний и обеспечить дистанционное участие сторон, сервис юридически значимого взаимодействия правоприменителей позволит исполнять и контролировать исполнение актов, что также имеет значение для исчисления сроков давности привлечения к ответственности для последующих дел.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Единая информационная база с материалами дел позволит перенести в электронный формат юридически значимое взаимодействие правоприменителей по направлению дел для рассмотрения, на экспертизу или с жалобами; с информационными системами федеральных органов государственной власти посредством реестра и системы межведомственного документооборота (МЭДО) для обеспечения обмена документами в электронном виде; с иными правоприменителями, осуществляющими производство по делам о применении мер принуждения для предоставления информации, доступа к доказательствам и исполнения итогового административного акта. Аккумуляция данных на единой платформе исключит необходимость внесения одних и тех же данных по производству разными должностными лицами в различные информационные системы, а сервисы по поиску информации, доступа к актам и доказательствам с учетом уровня пользователя позволят оперативно устанавливать фактическую и юридическую основу, доступ к платформе участников с функционалами извещения и проведения веб-конференций позволит вручать извещения и судебные акты, осуществлять трансляцию заседаний и обеспечить дистанционное участие сторон, сервис юридически значимого взаимодействия правоприменителей позволит исполнять и контролировать исполнение актов, что также имеет значение для исчисления сроков давности привлечения к ответственности для последующих дел.