Штрафы за нарушение экологического законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы за нарушение экологического законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензия к подрядчику о возмещении убытков
(КонсультантПлюс, 2025)"...в соответствии с п. 6.15 Договора субподряда... во время проведения работ на объекте Субподрядчик (Ответчик) за свой счет возмещает Подрядчику все административные штрафы, наложенные соответствующими инспектирующими организациями, надзорными органами, в т.ч. ГАТИ, вследствие действий и/или бездействия Субподрядчика, а также возмещает Подрядчику убытки, возникшие в случае нарушения норм законодательства РФ, технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов и иных документов, действующих в области проектирования и строительства, включая, но не ограничиваясь нормами и правилами в области противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, по технике безопасности, экологической и санитарной безопасности вследствие действий и/или бездействия Субподрядчика.
(КонсультантПлюс, 2025)"...в соответствии с п. 6.15 Договора субподряда... во время проведения работ на объекте Субподрядчик (Ответчик) за свой счет возмещает Подрядчику все административные штрафы, наложенные соответствующими инспектирующими организациями, надзорными органами, в т.ч. ГАТИ, вследствие действий и/или бездействия Субподрядчика, а также возмещает Подрядчику убытки, возникшие в случае нарушения норм законодательства РФ, технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов и иных документов, действующих в области проектирования и строительства, включая, но не ограничиваясь нормами и правилами в области противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, по технике безопасности, экологической и санитарной безопасности вследствие действий и/или бездействия Субподрядчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для этого следует рассмотреть, какие юридические формы могут принимать такие соглашения. Экологическое сопровождение преимущественно оформляется посредством заключения договора, в рамках которого предприятие (заказчик) заключает соглашение с экологической организацией или экспертом (исполнителем). Главная цель таких договоров - обеспечить соответствие экологическим стандартам при реализации определенных проектов или видов деятельности. К перечню услуг, оказываемых таким исполнителем, могут быть отнесены, в частности, экологические услуги по формированию и согласованию с органами власти отчетов о воздействии на окружающую среду, что особенно важно для минимизации штрафов и иных санкций за нарушение экологического законодательства. Специализация в экологическом законодательстве позволяет таким организациям с учетом всех тонкостей качественно оказать услугу, что снижает вероятность привлечения заказчика к ответственности в связи с правонарушениями за несоответствие экологическим требованиям (гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>).
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Для этого следует рассмотреть, какие юридические формы могут принимать такие соглашения. Экологическое сопровождение преимущественно оформляется посредством заключения договора, в рамках которого предприятие (заказчик) заключает соглашение с экологической организацией или экспертом (исполнителем). Главная цель таких договоров - обеспечить соответствие экологическим стандартам при реализации определенных проектов или видов деятельности. К перечню услуг, оказываемых таким исполнителем, могут быть отнесены, в частности, экологические услуги по формированию и согласованию с органами власти отчетов о воздействии на окружающую среду, что особенно важно для минимизации штрафов и иных санкций за нарушение экологического законодательства. Специализация в экологическом законодательстве позволяет таким организациям с учетом всех тонкостей качественно оказать услугу, что снижает вероятность привлечения заказчика к ответственности в связи с правонарушениями за несоответствие экологическим требованиям (гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <6>).
Статья: Проводки по бухгалтерскому учету штрафов
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)- за нарушение налогового законодательства, когда штрафы назначают по НК РФ;
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 9)- за нарушение налогового законодательства, когда штрафы назначают по НК РФ;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды или законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту повлечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды или законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту повлечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Статья: Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Практически юридические лица, нарушившие сроки оплаты коммунальных услуг, могут быть привлечены к административной ответственности, так как фактически мораторий в достаточно противоречивом виде установлен только для штрафных санкций (пеней, неустоек); возможностей отсрочки платежей по услугам жилищно-коммунального комплекса не предусмотрено. Обратимся в этой связи к ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность "бюджетных потребителей" за неоплату по госконтрактам. Примечательна и норма ст. 14.61 КоАП РФ, согласно которой нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Практически юридические лица, нарушившие сроки оплаты коммунальных услуг, могут быть привлечены к административной ответственности, так как фактически мораторий в достаточно противоречивом виде установлен только для штрафных санкций (пеней, неустоек); возможностей отсрочки платежей по услугам жилищно-коммунального комплекса не предусмотрено. Обратимся в этой связи к ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность "бюджетных потребителей" за неоплату по госконтрактам. Примечательна и норма ст. 14.61 КоАП РФ, согласно которой нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Статья: Утечка нефти и экологическая безопасность: проблемы совершенствования российского законодательства
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В связи с событиями в Норильске ведется работа по принятию законодательных актов, направленных на предотвращение нарушений экологических требований и возмещение причиненного вреда.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)В связи с событиями в Норильске ведется работа по принятию законодательных актов, направленных на предотвращение нарушений экологических требований и возмещение причиненного вреда.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Установлена административная ответственность юридических лиц за неисполнение предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту.
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Рассмотрим возможности реализации лесоклиматических проектов на землях сельхозназначения. Площадь лесов, выросших на землях сельхозназначения в России, оценивается в 100 млн га <37>. Заброшенные колхозные или совхозные земли, принадлежащие государству, переводились и переводятся в установленном порядке из категории лесов сельхозназначения в лесные земли. Далее эти леса управляются как земли лесного фонда. Иная ситуация сложилась с заброшенными землями сельхозназначения, находящимися в частной собственности. С точки зрения действующего законодательства леса, выросшие естественным образом на сельхозземлях, являются следствием отсутствия должного ухода в течение продолжительного времени. За такие нарушения предусмотрены штрафы, во избежание которых многие владельцы избавляются от неучтенного леса варварским способом, сжигая лесные насаждения, нанося ущерб природной среде и подвергая риску окружающих <38>.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Рассмотрим возможности реализации лесоклиматических проектов на землях сельхозназначения. Площадь лесов, выросших на землях сельхозназначения в России, оценивается в 100 млн га <37>. Заброшенные колхозные или совхозные земли, принадлежащие государству, переводились и переводятся в установленном порядке из категории лесов сельхозназначения в лесные земли. Далее эти леса управляются как земли лесного фонда. Иная ситуация сложилась с заброшенными землями сельхозназначения, находящимися в частной собственности. С точки зрения действующего законодательства леса, выросшие естественным образом на сельхозземлях, являются следствием отсутствия должного ухода в течение продолжительного времени. За такие нарушения предусмотрены штрафы, во избежание которых многие владельцы избавляются от неучтенного леса варварским способом, сжигая лесные насаждения, нанося ущерб природной среде и подвергая риску окружающих <38>.
Статья: Перспективы правового регулирования зеленых закупок в Российской Федерации
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)При этом важно соблюсти баланс интересов публичных органов и частных лиц. Развитие и внедрение экологических критериев не должно носить стремительный характер. Излишняя "зарегулированность" данной сферы, большие штрафные санкции при несоблюдении в какой-то степени предъявляемых законодательством требований могут нанести существенный удар по субъектам предпринимательской деятельности. Внедрение и соблюдение стандартов требуют затрат, но не все компании могут себе это позволить. Страх получить санкции за нарушения может побудить поставщика избегать заявок, содержащих критерии экологического характера, что приведет к торможению развития зеленых закупок. Вместе с тем введение штрафных санкций за несоблюдение норм об экологии может стать стимулом создания и продажи зеленых (или экологически ответственных) товаров.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)При этом важно соблюсти баланс интересов публичных органов и частных лиц. Развитие и внедрение экологических критериев не должно носить стремительный характер. Излишняя "зарегулированность" данной сферы, большие штрафные санкции при несоблюдении в какой-то степени предъявляемых законодательством требований могут нанести существенный удар по субъектам предпринимательской деятельности. Внедрение и соблюдение стандартов требуют затрат, но не все компании могут себе это позволить. Страх получить санкции за нарушения может побудить поставщика избегать заявок, содержащих критерии экологического характера, что приведет к торможению развития зеленых закупок. Вместе с тем введение штрафных санкций за несоблюдение норм об экологии может стать стимулом создания и продажи зеленых (или экологически ответственных) товаров.
Статья: Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Мнение о том, что таксы исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, включают не только правовосстановительную (компенсационную), но и штрафную составляющую, хоть и не является безальтернативным, тем не менее доминирует в юридической литературе <6>.
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Мнение о том, что таксы исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, включают не только правовосстановительную (компенсационную), но и штрафную составляющую, хоть и не является безальтернативным, тем не менее доминирует в юридической литературе <6>.
Статья: Проблемные вопросы возмещения экологического вреда: замечания на полях Обзора судебной практики Верховного Суда РФ
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Среди них пункты об основаниях привлечения лица к ответственности за экологический вред и определении вида ответственности (п. 1, 3 и 7 Обзора). Здесь было обращено особое внимание на характеристику способности природы к самовосстановлению, почему для некоторых случаев и целесообразно заменить компенсации экологического вреда платой за природопользование. Помимо этого, уделяется внимание оценке состояния природной среды, нормированию как условию точного определения факта причинения экологического вреда (п. 7). Также рассмотрены пункты о способах возмещения вреда, случаях и пределах учета расходов на восстановление природной среды (п. 13 и 16 Обзора). Более того, обращается внимание на усложнение на уровне законодательства и практики натурального возмещения вреда, создание приоритета денежной формы возмещения и существующие проблемы зачета расходов на возмещение экологического вреда как подтверждение штрафного характера ответственности и нарушения принципа соразмерности.
(Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 10)Среди них пункты об основаниях привлечения лица к ответственности за экологический вред и определении вида ответственности (п. 1, 3 и 7 Обзора). Здесь было обращено особое внимание на характеристику способности природы к самовосстановлению, почему для некоторых случаев и целесообразно заменить компенсации экологического вреда платой за природопользование. Помимо этого, уделяется внимание оценке состояния природной среды, нормированию как условию точного определения факта причинения экологического вреда (п. 7). Также рассмотрены пункты о способах возмещения вреда, случаях и пределах учета расходов на восстановление природной среды (п. 13 и 16 Обзора). Более того, обращается внимание на усложнение на уровне законодательства и практики натурального возмещения вреда, создание приоритета денежной формы возмещения и существующие проблемы зачета расходов на возмещение экологического вреда как подтверждение штрафного характера ответственности и нарушения принципа соразмерности.
Статья: К вопросу об ответственности за бесхозяйственное содержание жилого помещения
(Внукова В.А., Шорников С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)В действующем КоАП РФ содержится ст. 7.21, которая устанавливает ответственность собственников за несоблюдение Правил пользования жилыми помещениями <16>, где предусмотрена обязанность использовать жилое помещение по назначению, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, обеспечивать его сохранность, соблюдать права и законные интересы проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства. Таким образом, уже сейчас нормами КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа за совершение действий, указанных в ст. 293 ГК РФ.
(Внукова В.А., Шорников С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)В действующем КоАП РФ содержится ст. 7.21, которая устанавливает ответственность собственников за несоблюдение Правил пользования жилыми помещениями <16>, где предусмотрена обязанность использовать жилое помещение по назначению, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, обеспечивать его сохранность, соблюдать права и законные интересы проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства. Таким образом, уже сейчас нормами КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа за совершение действий, указанных в ст. 293 ГК РФ.