Штрафы работодателя иностранцы
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафы работодателя иностранцы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что Т. плохо владеет русским языком, не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП К. состава вмененного правонарушения, поскольку проверка возможности выполнения иностранным гражданином работы по профессии, указанной в патенте, лежит на работодателе..."
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что Т. плохо владеет русским языком, не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП К. состава вмененного правонарушения, поскольку проверка возможности выполнения иностранным гражданином работы по профессии, указанной в патенте, лежит на работодателе..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: СПЧ: в России около трети мигрантов работают нелегально
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Пункт 2 ст. 18.15 КоАП предусматривает аналогичные штрафы и за использование работодателем работников-иностранцев без получения разрешения на это.
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Пункт 2 ст. 18.15 КоАП предусматривает аналогичные штрафы и за использование работодателем работников-иностранцев без получения разрешения на это.
Статья: Новости от 05.07.2024
("Главная книга", 2024, N 14)Выплата зарплаты к таким исключительным операциям не относится. Следовательно, за выплату иностранцу-нерезиденту заработной платы наличкой работодателю грозит штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП. Причем, как указали суды, отказ работника-иностранца открыть счет в банке смягчающим обстоятельством не является. Решить этот вопрос работодатель мог еще на стадии заключения трудового договора.
("Главная книга", 2024, N 14)Выплата зарплаты к таким исключительным операциям не относится. Следовательно, за выплату иностранцу-нерезиденту заработной платы наличкой работодателю грозит штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП. Причем, как указали суды, отказ работника-иностранца открыть счет в банке смягчающим обстоятельством не является. Решить этот вопрос работодатель мог еще на стадии заключения трудового договора.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности -
(ред. от 04.11.2025)1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности -
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 N 7-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, оставленным без изменения вышестоящими судами (решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года), А.А. Викторова была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей. Суды, ссылаясь в том числе на оспариваемые заявительницей законоположения, пришли к выводу, что каждый факт привлечения к труду иностранного гражданина предполагает обязанность работодателя направить соответствующее уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, а неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой"Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, оставленным без изменения вышестоящими судами (решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года), А.А. Викторова была привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тысяч рублей. Суды, ссылаясь в том числе на оспариваемые заявительницей законоположения, пришли к выводу, что каждый факт привлечения к труду иностранного гражданина предполагает обязанность работодателя направить соответствующее уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, а неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В заключение считаю необходимым подробнее остановиться на ответственности работодателя-физлица в случае заключения договора с иностранным гражданином.
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В заключение считаю необходимым подробнее остановиться на ответственности работодателя-физлица в случае заключения договора с иностранным гражданином.
Вопрос: Работник российской организации - иностранный гражданин поменял гражданство одного иностранного государства на другое. Какие действия предпринять работодателю?
(Консультация эксперта, 2023)Если для заключения трудового договора с иностранцем работодатель получал разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то после получения работодателем новых реквизитов паспорта работника он обязан обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Форма заявления содержится в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденном Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541.
(Консультация эксперта, 2023)Если для заключения трудового договора с иностранцем работодатель получал разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то после получения работодателем новых реквизитов паспорта работника он обязан обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Форма заявления содержится в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденном Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541.
Статья: Новшества в отношении иностранных работников - 2023
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- для работодателей Приморского края, выращивающих овощи, - с 50% до 40%.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- для работодателей Приморского края, выращивающих овощи, - с 50% до 40%.
Статья: На что работодателям обратить внимание в 2025 году?
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)В-третьих, ужесточение миграционного законодательства и рост штрафов. В 2025 году продолжится ужесточение миграционного законодательства, что приведет к усилению требований к работодателям, нанимающим иностранных граждан. Основным трендом станет цифровизация процесса найма иностранных работников, что упростит контроль, но потребует от бизнеса дополнительных усилий для соблюдения новых правил.
(Стародубцев В., Цуркан Н., Кожемякина Е., Шамбер О., Черепанова Т., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)В-третьих, ужесточение миграционного законодательства и рост штрафов. В 2025 году продолжится ужесточение миграционного законодательства, что приведет к усилению требований к работодателям, нанимающим иностранных граждан. Основным трендом станет цифровизация процесса найма иностранных работников, что упростит контроль, но потребует от бизнеса дополнительных усилий для соблюдения новых правил.
Статья: Смягчение административной ответственности: практика применения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Компания-работодатель, платившая зарплату иностранцам наличными деньгами, была оштрафована по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф за осуществление незаконных валютных операций составляет от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции). Организация попыталась оспорить штраф на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, требуя, чтобы она была наказана за совершение одного административного правонарушения, а не за каждый случай выплаты зарплаты. Но суд разъяснил, что раз санкция статьи предусматривает штраф в проценте от суммы незаконной валютной операции, то неважно, за какое количество правонарушений организация будет оштрафована, все равно размер штрафа будет зависеть от всей суммы зарплаты, переданной наличными денежными средствами. Количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности в данном случае правового значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2022 по делу N А19-19583/2021).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Судебная практика. Компания-работодатель, платившая зарплату иностранцам наличными деньгами, была оштрафована по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф за осуществление незаконных валютных операций составляет от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции). Организация попыталась оспорить штраф на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, требуя, чтобы она была наказана за совершение одного административного правонарушения, а не за каждый случай выплаты зарплаты. Но суд разъяснил, что раз санкция статьи предусматривает штраф в проценте от суммы незаконной валютной операции, то неважно, за какое количество правонарушений организация будет оштрафована, все равно размер штрафа будет зависеть от всей суммы зарплаты, переданной наличными денежными средствами. Количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности в данном случае правового значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2022 по делу N А19-19583/2021).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем Постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Зоирова А.М. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Согласно ч. 2 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем Постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Зоирова А.М. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание. Согласно ч. 2 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Последние изменения: Патенты на осуществление трудовой деятельности иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство напомнило, что с 1 января 2022 г. за незаконную трудовую деятельность иностранцев могут не только оштрафовать, но к ним также могут быть применены меры, связанные с выдворением из РФ и запретом на обратный въезд. Работодателям за незаконное привлечение иностранцев к труду может грозить штраф до 800 тыс. руб. за каждого работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Министерство напомнило, что с 1 января 2022 г. за незаконную трудовую деятельность иностранцев могут не только оштрафовать, но к ним также могут быть применены меры, связанные с выдворением из РФ и запретом на обратный въезд. Работодателям за незаконное привлечение иностранцев к труду может грозить штраф до 800 тыс. руб. за каждого работника.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- Организация вправе уплатить фиксированный авансовый платеж (стоимость патента), предусмотренный ст. 227.1 НК РФ, за иностранного гражданина. При этом у иностранного гражданина, за которого произведена указанная оплата, возникает доход в натуральной форме (письмо Минфина России от 24.03.2022 N 03-04-05/23474; письмо УФНС России по г. Москве от 24.05.2022 N 20-21/059506@).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- Организация вправе уплатить фиксированный авансовый платеж (стоимость патента), предусмотренный ст. 227.1 НК РФ, за иностранного гражданина. При этом у иностранного гражданина, за которого произведена указанная оплата, возникает доход в натуральной форме (письмо Минфина России от 24.03.2022 N 03-04-05/23474; письмо УФНС России по г. Москве от 24.05.2022 N 20-21/059506@).
Статья: К вопросу о противодействии незаконной миграции
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)- усиление контроля и надзора за соблюдением работодателями правил привлечения к труду иностранных работников, пресечение фиктивной регистрации иностранных граждан;
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)- усиление контроля и надзора за соблюдением работодателями правил привлечения к труду иностранных работников, пресечение фиктивной регистрации иностранных граждан;
Статья: Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 1)С 1 января 2022 г. прекращают действие временные меры, предусмотренные п. 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции" <6>, согласно которым приостановлено с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. При этом п. 4 установлен круг лиц, на которых распространяется действие указанных мер.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 1)С 1 января 2022 г. прекращают действие временные меры, предусмотренные п. 3 и 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции" <6>, согласно которым приостановлено с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. При этом п. 4 установлен круг лиц, на которых распространяется действие указанных мер.