Штрафные санкции при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Штрафные санкции при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд на основании ст. 112 НК РФ снизил размер штрафа в 3 раза, приняв во внимание, что большой объем штрафных санкций может привести к банкротству организации, а также учел факт совершения налогового правонарушения обществом впервые.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд на основании ст. 112 НК РФ снизил размер штрафа в 3 раза, приняв во внимание, что большой объем штрафных санкций может привести к банкротству организации, а также учел факт совершения налогового правонарушения обществом впервые.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Довод апеллянта о том, что договор купли-продажи не предусматривает штрафные санкции в виде процентов, предусмотренных законодательством, следовательно, при определении обоснованности заявления должны быть учтены все санкции, наложенные заочным решением, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неверном понимании норм материального права. Так в силу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве неустойка (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. Следовательно, установленные в заочном решении штрафные санкции не учитываются при определении у должника признаков банкротства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о совершенствовании уголовного законодательства России об ответственности за преднамеренное банкротство
(Саусин А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)2. Во-вторых, законодатель установил за совершение квалифицированных видов преднамеренного банкротства размеры штрафных санкций от трех миллионов до пяти миллионов рублей. Как видно, они в десять раз превышают размер соответствующего вида уголовного наказания за простое преднамеренное банкротство (ч. 1 ст. 196 УК РФ). При выделении квалифицированных составов преступления законодатель оценивает типовую степень общественной опасности для конкретного вида преступлений, на которую, помимо прочего, существенно влияет размер причиняемого ущерба <16>.
(Саусин А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)2. Во-вторых, законодатель установил за совершение квалифицированных видов преднамеренного банкротства размеры штрафных санкций от трех миллионов до пяти миллионов рублей. Как видно, они в десять раз превышают размер соответствующего вида уголовного наказания за простое преднамеренное банкротство (ч. 1 ст. 196 УК РФ). При выделении квалифицированных составов преступления законодатель оценивает типовую степень общественной опасности для конкретного вида преступлений, на которую, помимо прочего, существенно влияет размер причиняемого ущерба <16>.
Статья: О практике применения Арбитражным судом Северо-Западного округа статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(Боголюбова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)В Постановлении от 03.09.2023 по делу N А56-9086/2019 АС СЗО использовал такой же подход, указав, что применительно к несостоятельному должнику, в отношении которого введена процедура банкротства, предусмотрен иной, отличный от положений статьи 183 АПК РФ механизм возмещения взыскателю денежных потерь, вызванных обесцениванием в результате экономических явлений присужденных денежных сумм, обязанность уплатить которые лежит на должнике. Предусмотренные Законом о банкротстве мораторные проценты являются заменой отменяемых с даты введения процедуры банкротства договорных процентов и штрафных санкций, выступающей, по сути, установленной государственной компенсацией кредитору сумм инфляционных потерь стоимости денег в период процедуры банкротства до даты проведения расчетов. Таким образом, общим последствием введения процедуры банкротства является установление моратория, то есть запрета на начисление процентов, неустоек и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам должника. Вместо этого по смыслу законодательства о банкротстве кредиторы получают право на специальные (мораторные) проценты, на что верно указал суд апелляционной инстанции.
(Боголюбова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)В Постановлении от 03.09.2023 по делу N А56-9086/2019 АС СЗО использовал такой же подход, указав, что применительно к несостоятельному должнику, в отношении которого введена процедура банкротства, предусмотрен иной, отличный от положений статьи 183 АПК РФ механизм возмещения взыскателю денежных потерь, вызванных обесцениванием в результате экономических явлений присужденных денежных сумм, обязанность уплатить которые лежит на должнике. Предусмотренные Законом о банкротстве мораторные проценты являются заменой отменяемых с даты введения процедуры банкротства договорных процентов и штрафных санкций, выступающей, по сути, установленной государственной компенсацией кредитору сумм инфляционных потерь стоимости денег в период процедуры банкротства до даты проведения расчетов. Таким образом, общим последствием введения процедуры банкротства является установление моратория, то есть запрета на начисление процентов, неустоек и иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам должника. Вместо этого по смыслу законодательства о банкротстве кредиторы получают право на специальные (мораторные) проценты, на что верно указал суд апелляционной инстанции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;
Статья: Трудовые отношения при банкротстве работодателя
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Если суд ввел процедуру наблюдения, то это влечет ряд последствий во взаимоотношениях с кредиторами (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Например, перестают начисляться штрафные санкции или все требования о взыскании задолженности могут быть заявлены только в суде путем включения в реестр требований кредиторов. Однако введение наблюдения не является основанием для увольнения работников или прекращения выплаты им заработной платы. Хотя нахождение предприятия в процедуре наблюдения и создает риски невыплаты заработной платы в связи с отсутствием денежных средств у компании.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Если суд ввел процедуру наблюдения, то это влечет ряд последствий во взаимоотношениях с кредиторами (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Например, перестают начисляться штрафные санкции или все требования о взыскании задолженности могут быть заявлены только в суде путем включения в реестр требований кредиторов. Однако введение наблюдения не является основанием для увольнения работников или прекращения выплаты им заработной платы. Хотя нахождение предприятия в процедуре наблюдения и создает риски невыплаты заработной платы в связи с отсутствием денежных средств у компании.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Также встает вопрос о природе этих ретроактивно начисляемых процентов. В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 35 упоминается ст. 395 ГК РФ. Но не кажется ли более логичным говорить в этом контексте о регулятивных процентах за пользование капиталом по смыслу ст. 809 ГК РФ, тем более что эти проценты уплачиваются за период, когда еще никакого нарушения в принципе не было? На ставку это влияния не оказывает, так как и по ст. 809, и по ст. 395 ГК РФ проценты начисляются в соответствии с ключевой ставкой ЦБ РФ. Однако в ряде случаев вопрос о правовой природе может иметь практическое значение. Например, согласно законодательству о банкротстве, штрафные санкции субординируются в реестре требований кредиторов должника, и никаких шансов на их получение de facto нет, кроме того, у кредитора по такому требованию существенно ограничены возможности по участию в банкротном процессе. Проценты же за пользование капиталом (регулятивные проценты) рассматриваются как ординарное денежное требование третьей очереди.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Также встает вопрос о природе этих ретроактивно начисляемых процентов. В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. N 35 упоминается ст. 395 ГК РФ. Но не кажется ли более логичным говорить в этом контексте о регулятивных процентах за пользование капиталом по смыслу ст. 809 ГК РФ, тем более что эти проценты уплачиваются за период, когда еще никакого нарушения в принципе не было? На ставку это влияния не оказывает, так как и по ст. 809, и по ст. 395 ГК РФ проценты начисляются в соответствии с ключевой ставкой ЦБ РФ. Однако в ряде случаев вопрос о правовой природе может иметь практическое значение. Например, согласно законодательству о банкротстве, штрафные санкции субординируются в реестре требований кредиторов должника, и никаких шансов на их получение de facto нет, кроме того, у кредитора по такому требованию существенно ограничены возможности по участию в банкротном процессе. Проценты же за пользование капиталом (регулятивные проценты) рассматриваются как ординарное денежное требование третьей очереди.