Штраф за отмену бронирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за отмену бронирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФзаказчика, который отменил бронь в гостинице из-за переноса выставки (штраф за отмену бронирования) >>>
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 N 88-11405/2024 (УИД 61RS0006-01-2022-007008-26)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании процентов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица заключила договор оказания туристских услуг, оплатила стоимость туристского продукта, но до начала путешествия договор был расторгнут в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, денежные средства истице не возвращены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы относительно аннулирования первоначальных билетов с удержанием Катарскими авиалиниями штрафа, то данные доводы ответчика не подтверждены бесспорными и достоверными доказательствами, поскольку представленная ответчиком справка главы представительства "Катар Эйрвэйз" о наличии штрафных санкций при отмене бронирования не является допустимым доказательством фактического удержания ранее перечисленных по заявке истца денежных средств, в связи с чем расходы туроператора по существу не подтверждает.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании процентов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица заключила договор оказания туристских услуг, оплатила стоимость туристского продукта, но до начала путешествия договор был расторгнут в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, денежные средства истице не возвращены.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы относительно аннулирования первоначальных билетов с удержанием Катарскими авиалиниями штрафа, то данные доводы ответчика не подтверждены бесспорными и достоверными доказательствами, поскольку представленная ответчиком справка главы представительства "Катар Эйрвэйз" о наличии штрафных санкций при отмене бронирования не является допустимым доказательством фактического удержания ранее перечисленных по заявке истца денежных средств, в связи с чем расходы туроператора по существу не подтверждает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<9> По всей видимости, из этого исходят и многие отели, которые устанавливают заведомо противоречащие Закону о защите прав потребителей условия для отмены брони со штрафом в 100% от оплаченной стоимости, даже если уведомление об отмене сделано достаточно заблаговременно, что явно противоречит подп. 3 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей как условие, препятствующее свободной реализации права потребителя на отказ от договора на оказание услуг. В некоторых отелях уплаченная сумма не возвращается, если уведомление сделано менее чем за 365 календарных дней до даты заезда. И это далеко не единичные случаи.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<9> По всей видимости, из этого исходят и многие отели, которые устанавливают заведомо противоречащие Закону о защите прав потребителей условия для отмены брони со штрафом в 100% от оплаченной стоимости, даже если уведомление об отмене сделано достаточно заблаговременно, что явно противоречит подп. 3 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей как условие, препятствующее свободной реализации права потребителя на отказ от договора на оказание услуг. В некоторых отелях уплаченная сумма не возвращается, если уведомление сделано менее чем за 365 календарных дней до даты заезда. И это далеко не единичные случаи.
Вопрос: Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в гостиницах?
(Консультация эксперта, 2025)Бронирование отменено, удержан штраф за несвоевременную отмену
(Консультация эксперта, 2025)Бронирование отменено, удержан штраф за несвоевременную отмену
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить расходы при отмене командировки
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на проезд в командировку или проживание оплатило учреждение, то возврат этих средств от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по расторгнутым договорам (контрактам) в связи с отменой командировки отразите бухгалтерскими операциями, как возврат сумм авансов по неисполненным (расторгнутым) договорам.
(КонсультантПлюс, 2025)Если расходы на проезд в командировку или проживание оплатило учреждение, то возврат этих средств от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по расторгнутым договорам (контрактам) в связи с отменой командировки отразите бухгалтерскими операциями, как возврат сумм авансов по неисполненным (расторгнутым) договорам.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Вместе с тем, например, Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном определении от 30.03.2021 N 33-6816/2021 по делу N 2-1142/2020 признал правомерным удержание платы за сутки за фактический простой номера при отмене бронирования после дня фактического (заявленного при бронировании) заезда. В данном случае суд признал правомерным удержание исполнителем расходов, понесенных в связи с простоем забронированных истцом номеров, в размере стоимости каждого номера за сутки (номер люкс стоимостью 31 200 руб. и номер "супериор твин" стоимостью 27 600 руб.), поскольку заезд в отель истцом должен был быть осуществлен 04.01.2020, а уведомление об отказе от бронирования от истца поступило позднее.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Вместе с тем, например, Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном определении от 30.03.2021 N 33-6816/2021 по делу N 2-1142/2020 признал правомерным удержание платы за сутки за фактический простой номера при отмене бронирования после дня фактического (заявленного при бронировании) заезда. В данном случае суд признал правомерным удержание исполнителем расходов, понесенных в связи с простоем забронированных истцом номеров, в размере стоимости каждого номера за сутки (номер люкс стоимостью 31 200 руб. и номер "супериор твин" стоимостью 27 600 руб.), поскольку заезд в отель истцом должен был быть осуществлен 04.01.2020, а уведомление об отказе от бронирования от истца поступило позднее.
Вопрос: Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При отмене авиарейса по вине перевозчика пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку; сборы за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, за оформление электронного многоцелевого документа, за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса. Также с перевозчика могут быть взысканы убытки, компенсация морального вреда, штраф и неустойка по законодательству о защите прав потребителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: При отмене авиарейса по вине перевозчика пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку; сборы за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, за оформление электронного многоцелевого документа, за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса. Также с перевозчика могут быть взысканы убытки, компенсация морального вреда, штраф и неустойка по законодательству о защите прав потребителей.
Статья: Планы по командировке изменились: что с налогами и взносами
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)- стоимости неиспользованных невозвратных билетов, а также сумм, удержанных перевозчиком при возврате или переоформлении проездных билетов, включая сумму неустойки (штрафа);
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)- стоимости неиспользованных невозвратных билетов, а также сумм, удержанных перевозчиком при возврате или переоформлении проездных билетов, включая сумму неустойки (штрафа);
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Транспортные уставы и кодексы предусматривают взыскание неустойки за нарушение сроков доставки пассажира и багажа, однако, не всегда указано право пассажира, наряду с получением возмещения в виде определенной суммы штрафа, потребовать возмещения причиненных ему убытков. Такие убытки могут возникнуть, к примеру, при опоздании пассажира к пересадке на другой транспорт или прибытие с опозданием к месту отдыха, когда проживание с определенной даты заранее оплачено или отмена бронирования невозможна. Нормы о возмещении убытков содержатся в ст. 110 УЖТ, п. 13 ст. 34 УАТГНЭТ. Поскольку на отношения по перевозке пассажира и багажа распространяются нормы ФЗ "О защите прав потребителей", к перевозчику могут быть применены меры ответственности, предусмотренные данным Законом. В частности, штраф за несвоевременное удовлетворение требований потребителя (п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Транспортные уставы и кодексы предусматривают взыскание неустойки за нарушение сроков доставки пассажира и багажа, однако, не всегда указано право пассажира, наряду с получением возмещения в виде определенной суммы штрафа, потребовать возмещения причиненных ему убытков. Такие убытки могут возникнуть, к примеру, при опоздании пассажира к пересадке на другой транспорт или прибытие с опозданием к месту отдыха, когда проживание с определенной даты заранее оплачено или отмена бронирования невозможна. Нормы о возмещении убытков содержатся в ст. 110 УЖТ, п. 13 ст. 34 УАТГНЭТ. Поскольку на отношения по перевозке пассажира и багажа распространяются нормы ФЗ "О защите прав потребителей", к перевозчику могут быть применены меры ответственности, предусмотренные данным Законом. В частности, штраф за несвоевременное удовлетворение требований потребителя (п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей).