Штраф за незаезд
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за незаезд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2014 по делу N 309-КГ14-481, А50-23563/2012
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения, предписания антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как занятие обществом в составе группы лиц на рынке услуг автовокзалов доминирующего положения подтверждено, навязывание невыгодных условий, не относящихся к предмету договора услуг, доказано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Пунктом 6.4 названных договоров установлено, что автовокзал имеет право бесплатно осуществлять проверки на предмет наличия у пассажиров кассовых билетов на проезд данным рейсом. Проверки производятся в промежутке от пункта отправления автобуса до первой тарифной остановки (включая эту тарифную остановку), которая определена паспортом маршрута. Нарушения фиксируются актом-рапортом. Согласно п. 2.2.17 договоров перевозчик обязан производить остановку автобуса по требованию для проверки, осуществляемой в соответствии с п. 6.4 договора. За зафиксированные актом-рапортом нарушения п. 4.7, 4.8, 4.9 договора предусмотрены штрафы. В силу п. 4.7 договора за незаезд на тарифную остановку, где имеется кассовая продажа билетов, а также за отклонение автобусом перевозчика от маршрута, указанного в паспорте маршрута, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 1000 рублей за каждый случай. В п. 4.8 договора предусмотрено, что перевозчик уплачивает штраф в размере 1000 рублей за не остановку автобуса, недопущение лиц для проверки, осуществляемой согласно п. 6.4 договора. Пунктом 4.9 договора установлено, что перевозчик уплачивает штраф в размере 500 рублей за каждого пассажира за посадку и провоз пассажира без кассового билета автовокзала на основании п. 6.4 Договора.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения, предписания антимонопольного органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как занятие обществом в составе группы лиц на рынке услуг автовокзалов доминирующего положения подтверждено, навязывание невыгодных условий, не относящихся к предмету договора услуг, доказано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Пунктом 6.4 названных договоров установлено, что автовокзал имеет право бесплатно осуществлять проверки на предмет наличия у пассажиров кассовых билетов на проезд данным рейсом. Проверки производятся в промежутке от пункта отправления автобуса до первой тарифной остановки (включая эту тарифную остановку), которая определена паспортом маршрута. Нарушения фиксируются актом-рапортом. Согласно п. 2.2.17 договоров перевозчик обязан производить остановку автобуса по требованию для проверки, осуществляемой в соответствии с п. 6.4 договора. За зафиксированные актом-рапортом нарушения п. 4.7, 4.8, 4.9 договора предусмотрены штрафы. В силу п. 4.7 договора за незаезд на тарифную остановку, где имеется кассовая продажа билетов, а также за отклонение автобусом перевозчика от маршрута, указанного в паспорте маршрута, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 1000 рублей за каждый случай. В п. 4.8 договора предусмотрено, что перевозчик уплачивает штраф в размере 1000 рублей за не остановку автобуса, недопущение лиц для проверки, осуществляемой согласно п. 6.4 договора. Пунктом 4.9 договора установлено, что перевозчик уплачивает штраф в размере 500 рублей за каждого пассажира за посадку и провоз пассажира без кассового билета автовокзала на основании п. 6.4 Договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Задача со звездочкой": обратная сила закона как основание исключения ответственности за неисполнение договорных обязательств (на примере взаимоотношений перевозчиков и автовокзалов)
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)По общему правилу договоры между владельцем объекта транспортной инфраструктуры и перевозчиком предусматривают неустойки в виде штрафов (например, за срыв рейсов, за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета и т.п.).
(Бурнос Е.Н., Ошуева В.В.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 5)По общему правилу договоры между владельцем объекта транспортной инфраструктуры и перевозчиком предусматривают неустойки в виде штрафов (например, за срыв рейсов, за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета и т.п.).
Вопрос: Каковы особенности ведения бухгалтерского учета в гостиницах?
(Консультация эксперта, 2025)В случае несвоевременного отказа от гарантированного бронирования, опоздания или незаезда потребителя/заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил). Указанная плата является не оплатой услуги бронирования, а суммой возмещения убытков из-за нарушения условий договора. Условия договора о предоставлении гостиничных услуг о большем размере штрафа за несвоевременный отказ/незаезд заказчика противоречат ст. 426 ГК РФ и могут быть признаны судом недействительными (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.11.2019 по делу N 33-18708/2019).
(Консультация эксперта, 2025)В случае несвоевременного отказа от гарантированного бронирования, опоздания или незаезда потребителя/заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил). Указанная плата является не оплатой услуги бронирования, а суммой возмещения убытков из-за нарушения условий договора. Условия договора о предоставлении гостиничных услуг о большем размере штрафа за несвоевременный отказ/незаезд заказчика противоречат ст. 426 ГК РФ и могут быть признаны судом недействительными (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28.11.2019 по делу N 33-18708/2019).
Нормативные акты
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Общество, занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов, в договорах с перевозчиками установило дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Общество, занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов, в договорах с перевозчиками установило дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 28.04.2015 N 1096р
"О совершенствовании порядка формирования корпоративного заказа, бронирования, распределения и оплаты путевок в филиалы ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ"38. При получении выписки из протокола заседания комиссии аппарата управления или филиала ОАО "РЖД" работник ОАО "РЖД" дает письменное согласие на удержание из своей заработной платы суммы штрафа в случаях незаезда по путевке или несвоевременного возврата путевки, произошедших по его вине, по форме согласно приложению N 13 (не приводится).
"О совершенствовании порядка формирования корпоративного заказа, бронирования, распределения и оплаты путевок в филиалы ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ"38. При получении выписки из протокола заседания комиссии аппарата управления или филиала ОАО "РЖД" работник ОАО "РЖД" дает письменное согласие на удержание из своей заработной платы суммы штрафа в случаях незаезда по путевке или несвоевременного возврата путевки, произошедших по его вине, по форме согласно приложению N 13 (не приводится).
Статья: Отражение выручки у гостиниц
(Куркина К., Козлова Е.)
("Аудит и налогообложение", 2004, N 8)Существуют различия не только в порядке отражения на счетах бухгалтерского учета этих двух видов доходов гостиницы, но и в порядке их обложения налогом на добавленную стоимость. Штрафы за незаезд не облагаются НДС, и вот почему.
(Куркина К., Козлова Е.)
("Аудит и налогообложение", 2004, N 8)Существуют различия не только в порядке отражения на счетах бухгалтерского учета этих двух видов доходов гостиницы, но и в порядке их обложения налогом на добавленную стоимость. Штрафы за незаезд не облагаются НДС, и вот почему.
Статья: Правила проживания в гостинице: что нужно знать отельерам и их клиентам
(Бычков А.)
("Новая бухгалтерия", 2017, N 3)Отметим также, что при отказе в заселении в номер гостиница не вправе взимать штраф за незаезд как с клиента, так и с заказчика, если он направляет его к ней, поскольку условием его начисления является именно незаезд, а не отсутствие оригинала документа, удостоверяющего личность, на руках у клиента. Этот случай не приравнивается к незаезду, если только речь не идет о договоре с заказчиком-коммерсантом, в котором прямо предусмотрено начисление платы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-31251/2011-ГК). В данном случае лучше всего просто взимать плату, поскольку невозможность оказания гостиничных услуг возникла по вине заказчика, что дает право исполнителю на получение вознаграждения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ (Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 10.08.2015 по делу N 11-43/15).
(Бычков А.)
("Новая бухгалтерия", 2017, N 3)Отметим также, что при отказе в заселении в номер гостиница не вправе взимать штраф за незаезд как с клиента, так и с заказчика, если он направляет его к ней, поскольку условием его начисления является именно незаезд, а не отсутствие оригинала документа, удостоверяющего личность, на руках у клиента. Этот случай не приравнивается к незаезду, если только речь не идет о договоре с заказчиком-коммерсантом, в котором прямо предусмотрено начисление платы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-31251/2011-ГК). В данном случае лучше всего просто взимать плату, поскольку невозможность оказания гостиничных услуг возникла по вине заказчика, что дает право исполнителю на получение вознаграждения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ (Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 10.08.2015 по делу N 11-43/15).
Статья: Бронь и простой номера
(Куркина К.А., Козлова Е.А.)
("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)Существуют различия не только в порядке отражения на счетах бухгалтерского учета этих двух видов доходов гостиницы, но и в порядке их обложения налогом на добавленную стоимость. Так, в отличие от бронирования штрафы за незаезд не облагаются НДС, и вот почему.
(Куркина К.А., Козлова Е.А.)
("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)Существуют различия не только в порядке отражения на счетах бухгалтерского учета этих двух видов доходов гостиницы, но и в порядке их обложения налогом на добавленную стоимость. Так, в отличие от бронирования штрафы за незаезд не облагаются НДС, и вот почему.
"Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов"
(выпуск 2)
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2018)К примеру, признаны антиконкурентными действия владельца автовокзала, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов и установившего в договорах с перевозчиками дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
(выпуск 2)
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2018)К примеру, признаны антиконкурентными действия владельца автовокзала, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов и установившего в договорах с перевозчиками дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете гостиницы отражается плата за фактический простой номера?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Ответ: В случае несвоевременного отказа от гарантированного бронирования, опоздания или незаезда потребителя/заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил). Указанная плата является не оплатой услуги бронирования, а суммой возмещения убытков из-за нарушения условий договора.
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Ответ: В случае несвоевременного отказа от гарантированного бронирования, опоздания или незаезда потребителя/заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за 1 сутки (п. 16 Правил). Указанная плата является не оплатой услуги бронирования, а суммой возмещения убытков из-за нарушения условий договора.
Статья: Услуги бронирования в бухгалтерском учете гостиницы
(Манохова С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2)Далее поговорим об учете денежных средств, взысканных с клиентов за невыполнение ими условий бронирования, в частности в случае незаезда или несвоевременного заезда в гостиницу (штраф за простой номера). Согласно п. 7 ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров должны отражаться в бухгалтерском учете в составе прочих доходов (на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Названные суммы принимаются к бухгалтерскому учету в размере, присужденном судом или признанном должником, в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 10.2, 16 ПБУ 9/99).
(Манохова С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 2)Далее поговорим об учете денежных средств, взысканных с клиентов за невыполнение ими условий бронирования, в частности в случае незаезда или несвоевременного заезда в гостиницу (штраф за простой номера). Согласно п. 7 ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров должны отражаться в бухгалтерском учете в составе прочих доходов (на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Названные суммы принимаются к бухгалтерскому учету в размере, присужденном судом или признанном должником, в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 10.2, 16 ПБУ 9/99).
"Индустрия гостеприимства в России"
(Бычков А.И.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Отметим также, что при отказе в заселении в номер гостиница не вправе взимать штраф за незаезд как с клиента, так и с заказчика, если он направляет клиента к ней, поскольку условием его начисления является именно незаезд, а не отсутствие оригинала документа, удостоверяющего личность, на руках у клиента. Этот случай не приравнивается к незаезду, если только речь не идет о договоре с заказчиком - коммерсантом, в котором прямо предусмотрено начисление платы (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-31251/2011-ГК). В данном случае лучше всего просто взимать плату, поскольку невозможность оказания гостиничных услуг возникла по вине заказчика, что дает право исполнителю на получение вознаграждения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ (Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 10.08.2015 по делу N 11-43/15).
(Бычков А.И.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Отметим также, что при отказе в заселении в номер гостиница не вправе взимать штраф за незаезд как с клиента, так и с заказчика, если он направляет клиента к ней, поскольку условием его начисления является именно незаезд, а не отсутствие оригинала документа, удостоверяющего личность, на руках у клиента. Этот случай не приравнивается к незаезду, если только речь не идет о договоре с заказчиком - коммерсантом, в котором прямо предусмотрено начисление платы (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-31251/2011-ГК). В данном случае лучше всего просто взимать плату, поскольку невозможность оказания гостиничных услуг возникла по вине заказчика, что дает право исполнителю на получение вознаграждения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ (Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 10.08.2015 по делу N 11-43/15).
Статья: Правовой режим объектов транспортной инфраструктуры в сфере организации регулярных перевозок: вопросы формирования конкурентной среды
(Малинский Д.А., Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2017, N 4)К примеру, признаны антиконкурентными действия владельца автовокзала, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов и установившего в договорах с перевозчиками дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
(Малинский Д.А., Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2017, N 4)К примеру, признаны антиконкурентными действия владельца автовокзала, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзалов и установившего в договорах с перевозчиками дополнительные условия об оплате перевозчиками обществу услуг, оказываемых льготным категориям пассажиров, о проведении обществом проверок наличия у пассажиров кассовых билетов, об уплате штрафов за незаезд на тарифную остановку, где осуществляется кассовая продажа билетов, за отклонение от маршрута и посадку пассажиров без билета.
Статья: Оплата гостиничных услуг: о чем спорят отельеры и их клиенты
(Бычков А.)
("Новая бухгалтерия", 2017, N 6)Исходя из сложившейся судебной практики, такую плату суды не снижают на основании ст. 333 ГК РФ. И обозначение удерживаемой суммы как штрафа не меняет ее правовой природы именно как платы за простой номера (Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 21.04.2015 по делу N 33-61/2015г., решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24.02.2015 по делу N 2-60/2015). Хотя лучше не использовать такое понятие во избежание споров.
(Бычков А.)
("Новая бухгалтерия", 2017, N 6)Исходя из сложившейся судебной практики, такую плату суды не снижают на основании ст. 333 ГК РФ. И обозначение удерживаемой суммы как штрафа не меняет ее правовой природы именно как платы за простой номера (Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа от 21.04.2015 по делу N 33-61/2015г., решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24.02.2015 по делу N 2-60/2015). Хотя лучше не использовать такое понятие во избежание споров.
Вопрос: Командированный работник по причине длительной задержки рейса вовремя не заселился в заранее забронированную гостиницу. Как учитывается в целях налога на прибыль штраф за простой номера, уплаченный гостинице, и какие нужны подтверждающие документы?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2022)Согласно пп. "а" п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853, одним из видов бронирования номера в гостинице является гарантированное бронирование, которое представляет собой вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2022)Согласно пп. "а" п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853, одним из видов бронирования номера в гостинице является гарантированное бронирование, которое представляет собой вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается.