Штатный заместитель
Подборка наиболее важных документов по запросу Штатный заместитель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Действие штатного расписания
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно штатному расписанию... должность заместителя начальника директора, которую ранее замещал... [истец - ред.], отсутствует, введена должность начальника отдела кадров...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно штатному расписанию... должность заместителя начальника директора, которую ранее замещал... [истец - ред.], отсутствует, введена должность начальника отдела кадров...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников9. Нарушение порядка увольнения в связи с сокращением численности или штата руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (его заместителя), не освобожденного от основной работы (ст. 374 ТК РФ)
Готовое решение: Как оформить временное исполнение обязанностей (врио) начальника подразделения
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, временно исполнять обязанности начальника подразделения может его штатный заместитель, если он есть. Как правило, не требуется специальное оформление, если трудовая функция заместителя уже предполагает исполнение таких обязанностей - такое условие прописано в его трудовом договоре. Это следует из абз. 2 ч. 2 ст. 21, абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, временно исполнять обязанности начальника подразделения может его штатный заместитель, если он есть. Как правило, не требуется специальное оформление, если трудовая функция заместителя уже предполагает исполнение таких обязанностей - такое условие прописано в его трудовом договоре. Это следует из абз. 2 ч. 2 ст. 21, абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов, утверждение перечня воинских должностей органов военной прокуратуры, за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, иные организационно-штатные вопросы решаются заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором в пределах установленной численности органов военной прокуратуры Российской Федерации.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов, утверждение перечня воинских должностей органов военной прокуратуры, за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, иные организационно-штатные вопросы решаются заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором в пределах установленной численности органов военной прокуратуры Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"126. Непосредственное управление нарядами ДПС ВАИ возлагается на штатную дежурную смену ВАИ (территориальной). Работу штатной дежурной смены организует заместитель начальника ВАИ (территориальной). В состав штатной дежурной смены входит штатный дежурный по ВАИ (территориальной) и штатный помощник дежурного по ВАИ (территориальной).
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"126. Непосредственное управление нарядами ДПС ВАИ возлагается на штатную дежурную смену ВАИ (территориальной). Работу штатной дежурной смены организует заместитель начальника ВАИ (территориальной). В состав штатной дежурной смены входит штатный дежурный по ВАИ (территориальной) и штатный помощник дежурного по ВАИ (территориальной).
Статья: Круг лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности: к вопросу об актуализации антикоррупционного контроля в связи с конституционной реформой 2020 года
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Если государственные должности субъектов РФ в основном консолидированы Указом Президента РФ в типовом перечне, который, однако, не всегда отражает учреждаемые федеральными законами должности субъектов РФ исчерпывающим образом, то муниципальные должности компактно определены на уровне специального федерального закона в составе нормативной дефиниции. Согласно ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <22>.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Если государственные должности субъектов РФ в основном консолидированы Указом Президента РФ в типовом перечне, который, однако, не всегда отражает учреждаемые федеральными законами должности субъектов РФ исчерпывающим образом, то муниципальные должности компактно определены на уровне специального федерального закона в составе нормативной дефиниции. Согласно ст. 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <22>.
Статья: Глава органа местного самоуправления как особый субъект должностного преступления
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В контексте исследуемой проблематики нам следует установить на основе норм муниципального права соотношение категорий "муниципальный служащий", "лицо, замещающее должность муниципальной службы" и "должностное лицо местного самоуправления" (следует отличать от должностного лица в уголовном праве). Из положений законодательства о местном самоуправлении можно выявить следующие особенности указанных категорий. Согласно нормам ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления". При этом "выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". В свою очередь, "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <4>.
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В контексте исследуемой проблематики нам следует установить на основе норм муниципального права соотношение категорий "муниципальный служащий", "лицо, замещающее должность муниципальной службы" и "должностное лицо местного самоуправления" (следует отличать от должностного лица в уголовном праве). Из положений законодательства о местном самоуправлении можно выявить следующие особенности указанных категорий. Согласно нормам ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления". При этом "выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". В свою очередь, "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <4>.
Статья: Определение руководителями следственных органов обязанностей своих заместителей
(Валов С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)3) фактическое замещение штатных должностей заместителей лицами, в той или иной степени удовлетворяющими квалификационным требованиям;
(Валов С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)3) фактическое замещение штатных должностей заместителей лицами, в той или иной степени удовлетворяющими квалификационным требованиям;
Статья: Прием и передача дел в коммерческих организациях при увольнении работника
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Данная схема нередко предлагается кадровыми изданиями и отдельными кадровыми специалистами, но она может быть сопряжена с вопросом введения в штатное расписание должности заместителя начальника отдела. Ввести-то ее, конечно, можно, но это опять же потребует оформления всех соответствующих документов и соблюдения процедур. Поэтому не все такую должность вводят в штатное расписание, некоторые просто тихо оформляют будущего начальника заместителем без оглядки на штатное расписание. Обращаем ваше внимание, что сейчас мы рассказываем о сложившихся на практике вариантах. ТК РФ их не предлагает. Собственно, пробел в законодательстве в вопросе приема и передачи дел при увольнении и является причиной описываемой "самодеятельности".
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Данная схема нередко предлагается кадровыми изданиями и отдельными кадровыми специалистами, но она может быть сопряжена с вопросом введения в штатное расписание должности заместителя начальника отдела. Ввести-то ее, конечно, можно, но это опять же потребует оформления всех соответствующих документов и соблюдения процедур. Поэтому не все такую должность вводят в штатное расписание, некоторые просто тихо оформляют будущего начальника заместителем без оглядки на штатное расписание. Обращаем ваше внимание, что сейчас мы рассказываем о сложившихся на практике вариантах. ТК РФ их не предлагает. Собственно, пробел в законодательстве в вопросе приема и передачи дел при увольнении и является причиной описываемой "самодеятельности".
Статья: Уволили в пятницу, а должность сократили в понедельник
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Работник трудился заместителем главного инженера руководства компании. Приказом от 30 ноября 2022 г. было установлено, что с 3 апреля 2023 г. из штатного расписания из состава руководства исключаются две штатные единицы заместителя главного инженера, при этом с 1 февраля 2023 г. в состав аппарата при руководстве вводится одна штатная единица заместителя главного инженера.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 39)Работник трудился заместителем главного инженера руководства компании. Приказом от 30 ноября 2022 г. было установлено, что с 3 апреля 2023 г. из штатного расписания из состава руководства исключаются две штатные единицы заместителя главного инженера, при этом с 1 февраля 2023 г. в состав аппарата при руководстве вводится одна штатная единица заместителя главного инженера.
Статья: Процедура визирования в сфере управления компанией. Ориентиры судебной и корпоративной практики
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Допустимость делегирования полномочий субъекта процесса визирования: (1) не допускается; (2) допускается в строго ограниченном варианте (например, в порядке ситуативного исключения штатным заместителям топ-менеджера).
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Допустимость делегирования полномочий субъекта процесса визирования: (1) не допускается; (2) допускается в строго ограниченном варианте (например, в порядке ситуативного исключения штатным заместителям топ-менеджера).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Деятельность Суда обеспечивает Аппарат. В его структуру входят секретариаты судей и Секретариат Суда <1>. Секретариат судьи состоит из советника судьи и помощника судьи. Секретариат Суда состоит из экспертно-аналитического отдела и отдела финансовой и организационно-кадровой работы. Секретариат Суда возглавляет руководитель, имеющий двух заместителей. Общая штатная численность Секретариата Суда - 34 единицы. Информация о конкурсах на занятие должностей в Секретариате Суда размещается на официальном сайте Суда <2>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Деятельность Суда обеспечивает Аппарат. В его структуру входят секретариаты судей и Секретариат Суда <1>. Секретариат судьи состоит из советника судьи и помощника судьи. Секретариат Суда состоит из экспертно-аналитического отдела и отдела финансовой и организационно-кадровой работы. Секретариат Суда возглавляет руководитель, имеющий двух заместителей. Общая штатная численность Секретариата Суда - 34 единицы. Информация о конкурсах на занятие должностей в Секретариате Суда размещается на официальном сайте Суда <2>.
Готовое решение: Как оформить исполнение обязанностей руководителя (директора) организации на время его отсутствия
(КонсультантПлюс, 2025)Или замещать руководителя организации может его штатный заместитель (если есть). Тогда в его трудовом договоре должно быть предусмотрено в том числе исполнение обязанностей по должности руководителя организации во время его отсутствия. Дело в том, что запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключения случаев, предусмотренных федеральным законом. Это следует из абз. 2 ч. 2 ст. 21, абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 60 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Или замещать руководителя организации может его штатный заместитель (если есть). Тогда в его трудовом договоре должно быть предусмотрено в том числе исполнение обязанностей по должности руководителя организации во время его отсутствия. Дело в том, что запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключения случаев, предусмотренных федеральным законом. Это следует из абз. 2 ч. 2 ст. 21, абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 60 ТК РФ.