Шлагбаум на дороге
Подборка наиболее важных документов по запросу Шлагбаум на дороге (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Особенности образования, предоставления земельных участков общего назначения, использования имущества общего пользования" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 3, пунктами 4, 5 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что дорога, на которой установлен шлагбаум, проходит в границах СТ "Строитель", принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах товарищества на праве общей долевой собственности, относится к дороге общего пользования граждан, ведущих садоводство в названном товариществе, спорный шлагбаум установлен действующим решением общего собрания членов товарищества и является собственностью садоводческого товарищества "Строитель" и служит защитой общего имущества его членов, истец членом СТ "Строитель" не является, принадлежащий ему земельный участок находится за пределами садоводческого товарищества на землях населенных пунктов, к земельному участку истца, имеется второй проход через полевую дорогу общего пользования, пришел к выводу об отсутствии препятствий в пользовании имуществом и об отказе в удовлетворении исковых требований."
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 N 08АП-5011/2023 по делу N А75-19836/2022
Требование: Об обязании устранить препятствия в пользовании лесным участком.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Более того, из схем, представленных как истцом, так и ответчиком - ООО "Лукойл - Западная Сибирь", следует, что проезд ограничен только к опасным производственным объектам (КПП со шлагбаумом установлены на дороге), что не свидетельствует об огораживании лесного участка, расположенного за пределами автодороги.
Требование: Об обязании устранить препятствия в пользовании лесным участком.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Более того, из схем, представленных как истцом, так и ответчиком - ООО "Лукойл - Западная Сибирь", следует, что проезд ограничен только к опасным производственным объектам (КПП со шлагбаумом установлены на дороге), что не свидетельствует об огораживании лесного участка, расположенного за пределами автодороги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Второе предложение, Владимир Владимирович. Вы в своем выступлении и Рустам Нургалиевич - мы все понимаем важность СНТ и ИЖС. Я имел возможность Вам доложить, и Вы поддержали вопрос общедомового имущества. Дело в том, что сегодня, если мы живем в МКД, у нас есть лестничная площадка, игровая площадка, подъезд - это общедомовая территория, общедомовое имущество, а в ИЖС и СНТ такого нет - ни дороги, ни шлагбаума.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Второе предложение, Владимир Владимирович. Вы в своем выступлении и Рустам Нургалиевич - мы все понимаем важность СНТ и ИЖС. Я имел возможность Вам доложить, и Вы поддержали вопрос общедомового имущества. Дело в том, что сегодня, если мы живем в МКД, у нас есть лестничная площадка, игровая площадка, подъезд - это общедомовая территория, общедомовое имущество, а в ИЖС и СНТ такого нет - ни дороги, ни шлагбаума.
Статья: Наиболее сложные аспекты споров об установлении сервитутов
(Вареникова А.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Истец указывал, что в 2003 году приобрел земельный участок, который со всех сторон граничит с участками, находящимися в частной собственности либо в аренде. На момент приобретения участка доступ к нему осуществлялся через участок, который в последующем приобрел ответчик. С момента приобретения ответчиком соседнего участка проезд для истца к его объекту недвижимости был закрыт, а в последующем между участками был возведен бетонный забор, установлены ворота и шлагбаум в зоне въезда с дорог общего пользования.
(Вареникова А.О.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Истец указывал, что в 2003 году приобрел земельный участок, который со всех сторон граничит с участками, находящимися в частной собственности либо в аренде. На момент приобретения участка доступ к нему осуществлялся через участок, который в последующем приобрел ответчик. С момента приобретения ответчиком соседнего участка проезд для истца к его объекту недвижимости был закрыт, а в последующем между участками был возведен бетонный забор, установлены ворота и шлагбаум в зоне въезда с дорог общего пользования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за повреждение шлагбаума в результате наезда автомобиля?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нахождение шлагбаума вне основной дорожной сети, например, на частных парковочных объектах, платных дорогах и т.п., на применение вышеуказанных норм не влияет. Вместе с тем шлагбаумы на указанных объектах часто не относятся к дорожным сооружениям, а потому их повреждение не подпадает под действие ст. 12.33 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нахождение шлагбаума вне основной дорожной сети, например, на частных парковочных объектах, платных дорогах и т.п., на применение вышеуказанных норм не влияет. Вместе с тем шлагбаумы на указанных объектах часто не относятся к дорожным сооружениям, а потому их повреждение не подпадает под действие ст. 12.33 КоАП РФ.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
Вопрос: К какой амортизационной группе относится шлагбаум?
(Консультация эксперта, 2025)Вместе с тем, если шлагбаум используется для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах, то он может быть отнесен к коду 330.27.90.70.000 ОКОФ. В этом случае при использовании в качестве механизма и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики шлагбаум будет относиться к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Шлагбаум в качестве оборудования с кодом 330.27.90.70.000 ОКОФ может быть отнесен и к четвертой амортизационной группе.
(Консультация эксперта, 2025)Вместе с тем, если шлагбаум используется для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах, то он может быть отнесен к коду 330.27.90.70.000 ОКОФ. В этом случае при использовании в качестве механизма и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики шлагбаум будет относиться к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Шлагбаум в качестве оборудования с кодом 330.27.90.70.000 ОКОФ может быть отнесен и к четвертой амортизационной группе.
Вопрос: Обязан ли владелец железнодорожного пути необщего пользования обустраивать железнодорожный переезд специальными знаками для обеспечения безопасности движения?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Ответ: В соответствии с требованиями п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Ответ: В соответствии с требованиями п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Вопрос: По какому коду ОКОФ учитывается шлагбаум?
(Консультация эксперта, 2025)Шлагбаум можно учесть по коду 330.27.90.70.000 "Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах" ОКОФ.
(Консультация эксперта, 2025)Шлагбаум можно учесть по коду 330.27.90.70.000 "Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах" ОКОФ.