Схема выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Ссылка ИФНС на наличие оснований для принятия обеспечительных мер, которая сводится к указанию только одного аргумента - "выявление в ходе выездной налоговой проверки схемы ухода от налогообложения", отклонена. С учетом финансовых показателей деятельности налогоплательщика суд пришел к выводу, что у ИФНС отсутствовали достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Ссылка ИФНС на наличие оснований для принятия обеспечительных мер, которая сводится к указанию только одного аргумента - "выявление в ходе выездной налоговой проверки схемы ухода от налогообложения", отклонена. С учетом финансовых показателей деятельности налогоплательщика суд пришел к выводу, что у ИФНС отсутствовали достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В рассматриваемом случае инспекцией по итогам выездной налоговой проверки не вменялась обществу схема "дробления" бизнеса, ввиду чего основания для проведения налоговой реконструкции, которая предполагает, что уплаченный участником группы налог по УСН подлежит учету при расчете налогов, доначисленных в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику - организатору схемы, не имеется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В рассматриваемом случае инспекцией по итогам выездной налоговой проверки не вменялась обществу схема "дробления" бизнеса, ввиду чего основания для проведения налоговой реконструкции, которая предполагает, что уплаченный участником группы налог по УСН подлежит учету при расчете налогов, доначисленных в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику - организатору схемы, не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСхема выездной проверки
Статья: К вопросу о разграничении законного ведения бизнеса взаимозависимыми лицами от незаконного дробления бизнеса
(Якубяк Ю.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Проблема ухода от налогообложения путем дробления бизнеса не является новой ни с точки зрения судебной практики, ни с точки зрения научных исследований. Очевидным является и факт того, что налоговые органы всегда были осведомлены о способах получения налогоплательщиками налоговой выгоды. Непроведение выездных налоговых проверок на предмет выявления схем дробления бизнеса в отношении субъектов малого предпринимательства до настоящего времени, на наш взгляд, можно рассматривать как меру государственной поддержки указанных субъектов предпринимательской деятельности, оказываемой в том числе во исполнение Указа Президента РФ от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" <1>. В юридической литературе также справедливо отмечают, что в определенный период времени государству было выгодно рассматривать дробление бизнеса как законную налоговую оптимизацию <2>.
(Якубяк Ю.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Проблема ухода от налогообложения путем дробления бизнеса не является новой ни с точки зрения судебной практики, ни с точки зрения научных исследований. Очевидным является и факт того, что налоговые органы всегда были осведомлены о способах получения налогоплательщиками налоговой выгоды. Непроведение выездных налоговых проверок на предмет выявления схем дробления бизнеса в отношении субъектов малого предпринимательства до настоящего времени, на наш взгляд, можно рассматривать как меру государственной поддержки указанных субъектов предпринимательской деятельности, оказываемой в том числе во исполнение Указа Президента РФ от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" <1>. В юридической литературе также справедливо отмечают, что в определенный период времени государству было выгодно рассматривать дробление бизнеса как законную налоговую оптимизацию <2>.
Статья: Налоговая реконструкция при искусственном дроблении бизнеса отменяется? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 октября 2021 года N 309-ЭС21-11163
(Овсянников С.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Если обратиться к обстоятельствам рассматриваемого дела и взять за основу результаты выездной налоговой проверки в отношении организатора схемы (а истец эти выводы не оспаривает и, более того, на них основывает свои требования), то и регистрация истца в качестве индивидуального предпринимателя, и ведение им предпринимательской деятельности, и отражение на его счетах выручки - все это носило фиктивный характер и являлось частью схемы дробления бизнеса ИП Павлоса К.В., который и признан налоговым органом реальным налогоплательщиком в отношении соответствующей деятельности. Однако в этом случае, исходя из принципа полноты и последовательности переквалификации отношений для целей налогообложения <5>, суммы налога, которые были формально уплачены соучастником схемы, также следует признать уплаченными самим ее организатором. Именно он, а не подставное лицо должен быть признан реальным налогоплательщиком - субъектом налогового правоотношения. Противоречивым и непоследовательным видится такой подход, при котором хозяйственные операции и полученная по ним выручка, формально отраженные у соучастника схемы (подставного налогоплательщика), приписываются организатору схемы (реальному налогоплательщику), а уплаченные в отношении этих операций суммы налогов не следуют их судьбе.
(Овсянников С.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Если обратиться к обстоятельствам рассматриваемого дела и взять за основу результаты выездной налоговой проверки в отношении организатора схемы (а истец эти выводы не оспаривает и, более того, на них основывает свои требования), то и регистрация истца в качестве индивидуального предпринимателя, и ведение им предпринимательской деятельности, и отражение на его счетах выручки - все это носило фиктивный характер и являлось частью схемы дробления бизнеса ИП Павлоса К.В., который и признан налоговым органом реальным налогоплательщиком в отношении соответствующей деятельности. Однако в этом случае, исходя из принципа полноты и последовательности переквалификации отношений для целей налогообложения <5>, суммы налога, которые были формально уплачены соучастником схемы, также следует признать уплаченными самим ее организатором. Именно он, а не подставное лицо должен быть признан реальным налогоплательщиком - субъектом налогового правоотношения. Противоречивым и непоследовательным видится такой подход, при котором хозяйственные операции и полученная по ним выручка, формально отраженные у соучастника схемы (подставного налогоплательщика), приписываются организатору схемы (реальному налогоплательщику), а уплаченные в отношении этих операций суммы налогов не следуют их судьбе.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила наличие "схемы" ухода от налогообложения путем манипулирования ценами по сделке между взаимозависимыми лицами при реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила наличие "схемы" ухода от налогообложения путем манипулирования ценами по сделке между взаимозависимыми лицами при реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)По результатам выездной проверки подконтрольного участника схемы дробления бизнеса налоговый орган признал налоги излишне уплаченными и подлежащими возврату из бюджета этому налогоплательщику. Одновременно ввиду получения доказательств ведения указанной деятельности обществом обязанность по уплате налогов была возложена на общество.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)По результатам выездной проверки подконтрольного участника схемы дробления бизнеса налоговый орган признал налоги излишне уплаченными и подлежащими возврату из бюджета этому налогоплательщику. Одновременно ввиду получения доказательств ведения указанной деятельности обществом обязанность по уплате налогов была возложена на общество.