Схема границ публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема границ публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФ"С учетом представленной схемы описания местоположения границ публичного сервитута, установление публичного сервитута в предлагаемых границах - по краю земельного участка на площади 934 кв. м не приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка. Доказательства иного из материалов дела не следуют.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 N 05АП-5625/2023 по делу N А51-1304/2023
Требование: О признании незаконным решения административного органа об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как верно отметил арбитражный суд, анализ представленных в материалы дела документов в их взаимной связи, в том числе фотоматериалов и документов об установлении публичного сервитута для целей доступа неограниченного круга лиц к смежным земельным участкам, подтверждает факт наличия в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:488 территорий общего пользования, которые налагаются частично и на границы земельных участков, предполагаемых к образованию согласно представленной на утверждение схеме.
Требование: О признании незаконным решения административного органа об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как верно отметил арбитражный суд, анализ представленных в материалы дела документов в их взаимной связи, в том числе фотоматериалов и документов об установлении публичного сервитута для целей доступа неограниченного круга лиц к смежным земельным участкам, подтверждает факт наличия в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:488 территорий общего пользования, которые налагаются частично и на границы земельных участков, предполагаемых к образованию согласно представленной на утверждение схеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)В 2018 г. в ЗК РФ был введен новый институт - публичный сервитут (глава V.7) <17>. Согласно п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объекта, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, - в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Как видно, для установления публичного сервитута не требуется образование земельного участка и правила ст. 11.3 ЗК РФ о подготовке схемы или ПМТ не применяются. Порядок определения границ публичного сервитута регулируется в настоящее время приказом Росреестра <18>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)В 2018 г. в ЗК РФ был введен новый институт - публичный сервитут (глава V.7) <17>. Согласно п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объекта, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, - в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Как видно, для установления публичного сервитута не требуется образование земельного участка и правила ст. 11.3 ЗК РФ о подготовке схемы или ПМТ не применяются. Порядок определения границ публичного сервитута регулируется в настоящее время приказом Росреестра <18>.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)11) схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)11) схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
(утв. Минэкономразвития России)Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). Следует отметить, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта не требуются документы, предусмотренные п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. В этом случае вместо правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории. При этом не допускается строительство объектов инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта на земельных участках, входящих в утвержденный проект межевания территории, в отношении которых не прекращены в установленном земельным законодательством порядке права собственников и третьих лиц в связи с их изъятием для государственных нужд (ч. 7.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).
Статья: Эксплуатация опасных производственных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
Вопрос: Какой порядок ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<5> В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<5> В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Готовое решение: Что такое градостроительный план земельного участка и как его получить
(КонсультантПлюс, 2025)он образуется из земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
(КонсультантПлюс, 2025)он образуется из земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
Статья: Ввод объектов в эксплуатацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1.3. Границы сервитута установлены согласно схеме границ сервитута на плане обременяемого Участка (Приложение N 1 к настоящему Соглашению).
(КонсультантПлюс, 2025)1.3. Границы сервитута установлены согласно схеме границ сервитута на плане обременяемого Участка (Приложение N 1 к настоящему Соглашению).
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 октября 2018 года N 541. Однако судебная практика (в частности, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 2 июля 2020 года по делу N А46-10450/2019) подтверждает, что сведения о публичном сервитуте могут быть внесены и при использовании иной XML-схемы ("для целей оформления публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, утвержденные Приказом Росреестра от 15.09.2016 N П/465, то есть данное условие является диспозитивным, а не императивным").
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 октября 2018 года N 541. Однако судебная практика (в частности, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 2 июля 2020 года по делу N А46-10450/2019) подтверждает, что сведения о публичном сервитуте могут быть внесены и при использовании иной XML-схемы ("для целей оформления публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, утвержденные Приказом Росреестра от 15.09.2016 N П/465, то есть данное условие является диспозитивным, а не императивным").