Схема должностных окладов
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема должностных окладов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Переход с окладной системы оплаты труда на окладно-премиальную: подводные камни
(Ливена С.В., Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)На практике нередко приходится сталкиваться с реализацией идей руководства по переводу сотрудников с "голых" окладов на окладно-премиальные схемы оплаты труда. Такие мероприятия обычно преследуют цель замотивировать сотрудников, но бывают и попытки уменьшить таким образом зарплаты. Когда к старым окладам вводят новые премии, претензий со стороны работников обычно не возникает. Но зачастую работодатели решаются разделить старый оклад на оклад и премию.
(Ливена С.В., Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)На практике нередко приходится сталкиваться с реализацией идей руководства по переводу сотрудников с "голых" окладов на окладно-премиальные схемы оплаты труда. Такие мероприятия обычно преследуют цель замотивировать сотрудников, но бывают и попытки уменьшить таким образом зарплаты. Когда к старым окладам вводят новые премии, претензий со стороны работников обычно не возникает. Но зачастую работодатели решаются разделить старый оклад на оклад и премию.
Статья: Особенности оплаты труда работников культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основе ПКГ устанавливаются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. По должностям, не включенным в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основе ПКГ устанавливаются размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. По должностям, не включенным в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.08.2022 N 1369
(ред. от 13.02.2024)
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416"
(вместе с "Уставом общества с ограниченной ответственностью "Сахалинская Энергия", "Правилами проведения аудита в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416", "Правилами проведения оценки и продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Сахалинская Энергия" в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416")14) утверждает организационную структуру общества, положение об оплате труда работников и схему должностных окладов работников;
(ред. от 13.02.2024)
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416"
(вместе с "Уставом общества с ограниченной ответственностью "Сахалинская Энергия", "Правилами проведения аудита в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416", "Правилами проведения оценки и продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Сахалинская Энергия" в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416")14) утверждает организационную структуру общества, положение об оплате труда работников и схему должностных окладов работников;
Постановление Правительства РФ от 12.10.2022 N 1808
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. N 723"
(вместе с "Уставом общества с ограниченной ответственностью "Сахалин-1")14) утверждает организационную структуру общества, положение об оплате труда работников и схему должностных окладов работников;
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. N 723"
(вместе с "Уставом общества с ограниченной ответственностью "Сахалин-1")14) утверждает организационную структуру общества, положение об оплате труда работников и схему должностных окладов работников;
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В кассационной жалобе представитель Государственной инспекции труда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил отменить Апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат по схеме "(оклад + компенсационная и стимулирующая выплата) x 2", произведенный работодателем расчет заработной платы заявителя считает неправильным, отмечает, что локальный нормативный акт ОАО "РЖД", примененный судом, противоречит требованиям ТК РФ.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)В кассационной жалобе представитель Государственной инспекции труда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил отменить Апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат по схеме "(оклад + компенсационная и стимулирующая выплата) x 2", произведенный работодателем расчет заработной платы заявителя считает неправильным, отмечает, что локальный нормативный акт ОАО "РЖД", примененный судом, противоречит требованиям ТК РФ.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что работа в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме (оклад + компенсационная и стимулирующая выплаты) x 2 основаны на неверном толковании закона. Ни в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, ни в приведенном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не содержится указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)"Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что работа в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме (оклад + компенсационная и стимулирующая выплаты) x 2 основаны на неверном толковании закона. Ни в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, ни в приведенном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не содержится указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени".
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)На сегодняшний день в науке складываются различные точки зрения относительно понятия "государственная должность". Например, государственной должностью можно назвать организационную структуру государственного органа или организации, которая обособлена и закреплена в локальных нормативных актах (схемы должностных окладов, штат и т.д.) с соответствующей частью компетенции государственного органа или организации, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)На сегодняшний день в науке складываются различные точки зрения относительно понятия "государственная должность". Например, государственной должностью можно назвать организационную структуру государственного органа или организации, которая обособлена и закреплена в локальных нормативных актах (схемы должностных окладов, штат и т.д.) с соответствующей частью компетенции государственного органа или организации, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что работа в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме "(оклад + компенсационная и стимулирующая выплаты) x 2", основаны на неверном толковании закона. Ни в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, ни в приведенном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не содержится указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что работа в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме "(оклад + компенсационная и стимулирующая выплаты) x 2", основаны на неверном толковании закона. Ни в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, ни в приведенном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не содержится указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной день или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени".
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)История правового регулирования МРОТ в России позволяет сделать вывод о том, что законодатель не всегда своевременно и адекватно учитывал как социально-экономические реалии, так и функции МРОТ. Как справедливо указывается в юридической литературе, выплата МРОТ является правовой гарантией жизнеобеспечения работника и юридической обязанностью работодателя. Кроме того, МРОТ является важнейшим регулятором оплаты труда, являясь базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов <9>. Очевидно, что экономическая и социальная функции МРОТ могут быть реализованы в полном объеме, только если его сумма будет экономически и научно обоснована. Именно обоснованное решение по правовому регулированию МРОТ может существенным образом повлиять на улучшение уровня и качества жизни работников, работающих в настоящее время на условиях минимальной оплаты труда; также это позволит снизить коэффициент необоснованной дифференциации в оплате труда работников, увеличит покупательную способность заработной платы работников, сумму отчислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налоговые отчисления; повлияет на увеличение размера страховых пенсий будущих пенсионеров, а в целом - благотворно скажется на экономической и социальной ситуации в стране. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с конвенциями Международной организации труда (МОТ) N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы" (заключена в Женеве 16 июня 1928 г.), N 99 "О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве" (заключена в Женеве 28 июня 1951 г.), N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (заключена в Женеве 22 июня 1970 г.) целью установления минимальной заработной платы является предоставление получателям необходимой социальной защиты, поэтому она не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования <10>.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)История правового регулирования МРОТ в России позволяет сделать вывод о том, что законодатель не всегда своевременно и адекватно учитывал как социально-экономические реалии, так и функции МРОТ. Как справедливо указывается в юридической литературе, выплата МРОТ является правовой гарантией жизнеобеспечения работника и юридической обязанностью работодателя. Кроме того, МРОТ является важнейшим регулятором оплаты труда, являясь базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов <9>. Очевидно, что экономическая и социальная функции МРОТ могут быть реализованы в полном объеме, только если его сумма будет экономически и научно обоснована. Именно обоснованное решение по правовому регулированию МРОТ может существенным образом повлиять на улучшение уровня и качества жизни работников, работающих в настоящее время на условиях минимальной оплаты труда; также это позволит снизить коэффициент необоснованной дифференциации в оплате труда работников, увеличит покупательную способность заработной платы работников, сумму отчислений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налоговые отчисления; повлияет на увеличение размера страховых пенсий будущих пенсионеров, а в целом - благотворно скажется на экономической и социальной ситуации в стране. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с конвенциями Международной организации труда (МОТ) N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы" (заключена в Женеве 16 июня 1928 г.), N 99 "О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве" (заключена в Женеве 28 июня 1951 г.), N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (заключена в Женеве 22 июня 1970 г.) целью установления минимальной заработной платы является предоставление получателям необходимой социальной защиты, поэтому она не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования <10>.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)5. Согласно положениям коллективного договора ОАО работодатель устанавливает оплату труда каждого работника в соответствии с действующей Схемой должностных окладов и тарифных ставок в пределах "вилки" должностного оклада в зависимости от величины финансовых средств и результатов производственной деятельности подразделений ОАО, в зависимости от его квалификации, личного вклада, качества труда. Установленный истцу оклад в полной мере соответствовал заданным границам (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2014 по делу N 33-5568/2014).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)5. Согласно положениям коллективного договора ОАО работодатель устанавливает оплату труда каждого работника в соответствии с действующей Схемой должностных окладов и тарифных ставок в пределах "вилки" должностного оклада в зависимости от величины финансовых средств и результатов производственной деятельности подразделений ОАО, в зависимости от его квалификации, личного вклада, качества труда. Установленный истцу оклад в полной мере соответствовал заданным границам (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2014 по делу N 33-5568/2014).
Статья: Вклад профессора В.М. Манохина в развитие науки российского административного права
(Соколов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Определение государственно-служебной должности уже также по праву стало классическим в юридической литературе. Приведем его: "...государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему - в целях ее практического осуществления" <8>. Особо значимыми являются размышления Василия Михайловича относительно принципов государственной службы, включающих в себя "требования, которые:
(Соколов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Определение государственно-служебной должности уже также по праву стало классическим в юридической литературе. Приведем его: "...государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему - в целях ее практического осуществления" <8>. Особо значимыми являются размышления Василия Михайловича относительно принципов государственной службы, включающих в себя "требования, которые: