Сервитут трубопровод
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут трубопровод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"При этом сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Таким образом, сервитут представляет собой право пользования чужой вещью в ограниченном отношении, в связи с чем, отнесен законодателем статьей 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Возникновение, реализация, защита прав на землю: Истец хочет установить частный платный сервитут в отношении своего земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Истца, собственник (владелец) смежного земельного участка использует земельный участок Истца для прохода (проезда), эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи, но отказывается заключить соглашение о сервитуте.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Истца, собственник (владелец) смежного земельного участка использует земельный участок Истца для прохода (проезда), эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи, но отказывается заключить соглашение о сервитуте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение норм земельного и гражданского права в определении части земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Кадомцева А.Е., Саенко П.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Таким образом, в законодательстве закреплена возможность установления сервитута в случае необходимости. Например, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов согласно ст. 274 ГК РФ. Так как часть земельного участка, которая фактически используется для создания коммуникаций (при окончании проведения работ), меньше по площади, чем площадь, которая необходима для проведения работ и обслуживания таких коммуникаций, будет абсолютно обоснованным установление сервитута в отношении земельного участка целиком, несмотря на то, что область его действия распространена только на некоторую часть.
(Кадомцева А.Е., Саенко П.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Таким образом, в законодательстве закреплена возможность установления сервитута в случае необходимости. Например, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов согласно ст. 274 ГК РФ. Так как часть земельного участка, которая фактически используется для создания коммуникаций (при окончании проведения работ), меньше по площади, чем площадь, которая необходима для проведения работ и обслуживания таких коммуникаций, будет абсолютно обоснованным установление сервитута в отношении земельного участка целиком, несмотря на то, что область его действия распространена только на некоторую часть.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Следует также сказать несколько слов о применении указанной правовой возможности в отношении разных видов сервитутов. Принципиальное положение здесь состоит в том, что любые сервитуты могут быть установлены под отменительным условием, в том числе и таким, как вышеописанное. Это могут быть как положительные, так и отрицательные сервитуты, как постоянные, так и осуществляемые с перерывами и т.д. В частности, если при положительных сервитутах сервитуарий, пропустивший платеж, не вправе до осуществления положенных выплат пользоваться обремененной недвижимостью, то при отрицательных он не вправе запрещать собственнику служащей недвижимости осуществлять действия, которые он мог бы ему запретить в соответствии с содержанием сервитута. Если приостановлено осуществление постоянного сервитута, предполагающего наличие на служащем участке каких-либо вещей сервитуария, например трубопровода, кабельной линии и т.п., то, поскольку осуществление сервитута приостановлено, правовых оснований пользоваться служащим участком у сервитуария нет (до тех пор, пока он не выплатит положенное) и, следовательно, он должен убрать с чужого участка все свои вещи (в нашем примере - трубопровод, кабельную линию), как находящиеся на таковом участке без правового основания.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Следует также сказать несколько слов о применении указанной правовой возможности в отношении разных видов сервитутов. Принципиальное положение здесь состоит в том, что любые сервитуты могут быть установлены под отменительным условием, в том числе и таким, как вышеописанное. Это могут быть как положительные, так и отрицательные сервитуты, как постоянные, так и осуществляемые с перерывами и т.д. В частности, если при положительных сервитутах сервитуарий, пропустивший платеж, не вправе до осуществления положенных выплат пользоваться обремененной недвижимостью, то при отрицательных он не вправе запрещать собственнику служащей недвижимости осуществлять действия, которые он мог бы ему запретить в соответствии с содержанием сервитута. Если приостановлено осуществление постоянного сервитута, предполагающего наличие на служащем участке каких-либо вещей сервитуария, например трубопровода, кабельной линии и т.п., то, поскольку осуществление сервитута приостановлено, правовых оснований пользоваться служащим участком у сервитуария нет (до тех пор, пока он не выплатит положенное) и, следовательно, он должен убрать с чужого участка все свои вещи (в нашем примере - трубопровод, кабельную линию), как находящиеся на таковом участке без правового основания.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153
"Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения"Как установлено судом первой инстанции, покупатель земельного участка - истец по настоящему делу - не был предупрежден продавцом о том, что ранее он не возражал против того, что собственник соседнего участка проложит трубопровод на его земельном участке. При осмотре земельного участка покупателем установить наличие трубопровода не представлялось возможным; из документов ЕГРП и кадастра установить наличие трубопровода также невозможно; земельный участок сервитутом не обременен.
"Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения"Как установлено судом первой инстанции, покупатель земельного участка - истец по настоящему делу - не был предупрежден продавцом о том, что ранее он не возражал против того, что собственник соседнего участка проложит трубопровод на его земельном участке. При осмотре земельного участка покупателем установить наличие трубопровода не представлялось возможным; из документов ЕГРП и кадастра установить наличие трубопровода также невозможно; земельный участок сервитутом не обременен.
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)<1> Объекты инфраструктуры, размещаемые на основании публичного сервитута, можно разделить на две группы. Во-первых, это линейные объекты (обладающие значительной протяженностью при низкой общей площади), такие как линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, линии водоотведения. Во-вторых, это площадные (нелинейные) объекты, такие как вышки мобильной связи, электроподстанции, места пересечения автомобильных и железных дорог и др.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)<1> Объекты инфраструктуры, размещаемые на основании публичного сервитута, можно разделить на две группы. Во-первых, это линейные объекты (обладающие значительной протяженностью при низкой общей площади), такие как линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, линии водоотведения. Во-вторых, это площадные (нелинейные) объекты, такие как вышки мобильной связи, электроподстанции, места пересечения автомобильных и железных дорог и др.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Собственник земельного участка может формировать в границах исходного участка временные земельные участки по разным причинам, например, в связи с предоставлением временного участка в пользование, в том числе в аренду. В Постановлении пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление пленума ВАС РФ N 73) указывается, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор. Аналогичным образом в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ временные земельные участки могут предоставляться в пользование на основании разрешения уполномоченного органа; данная процедура определена в ЗК РФ как использование частей земельных участков без предоставления участков и установления сервитута. В соответствии со ст. 90 ЗК РФ временные земельные участки формируются и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта. В судебной практике (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 г. N 07АП-2461/14) подчеркивается, что устанавливаемые в данном случае границы земельного участка носят временный характер, так как после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта соответствующие временные земельные участки прекращают свое существование.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Собственник земельного участка может формировать в границах исходного участка временные земельные участки по разным причинам, например, в связи с предоставлением временного участка в пользование, в том числе в аренду. В Постановлении пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление пленума ВАС РФ N 73) указывается, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить такой договор. Аналогичным образом в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ временные земельные участки могут предоставляться в пользование на основании разрешения уполномоченного органа; данная процедура определена в ЗК РФ как использование частей земельных участков без предоставления участков и установления сервитута. В соответствии со ст. 90 ЗК РФ временные земельные участки формируются и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта. В судебной практике (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 г. N 07АП-2461/14) подчеркивается, что устанавливаемые в данном случае границы земельного участка носят временный характер, так как после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта соответствующие временные земельные участки прекращают свое существование.
Готовое решение: Как изъять земельный участок для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)сооружения (в том числе недостроенные), которые не изымаются. Это могут быть объекты, которые незначительно препятствуют использованию участка в соответствии с целью изъятия и которые размещаются, как правило, на условиях сервитута (линии связи, линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы и др.) (п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ, п. 12 Рекомендаций);
(КонсультантПлюс, 2025)сооружения (в том числе недостроенные), которые не изымаются. Это могут быть объекты, которые незначительно препятствуют использованию участка в соответствии с целью изъятия и которые размещаются, как правило, на условиях сервитута (линии связи, линии электропередачи, трубопроводы, водопроводы и др.) (п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ, п. 12 Рекомендаций);
Статья: Основание и пределы негаторной защиты
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Основанием негаторного иска выступает нарушение, которое носит длящийся характер. В приведенном в п. 5 Информационного письма N 153 примере нарушение состояло в установлении трубопровода отвода дождевых вод таким образом, что дождевая вода стекала на земельный участок соседа. Такой трубопровод был установлен арендатором в период аренды здания, однако после прекращения аренды трубопровод остался в неизменном виде. Сам трубопровод являлся частью арендованного здания, которое находилось в собственности ответчика, вследствие чего отвод воды на участок соседа хотя и начался в период аренды, но продолжился и после ее прекращения. Таким образом, нарушение в данном случае состояло не в собственно установлении трубопровода, а в отводе дождевых вод на земельный участок соседа, и именно для устранения этого нарушения был предъявлен негаторный иск.
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Основанием негаторного иска выступает нарушение, которое носит длящийся характер. В приведенном в п. 5 Информационного письма N 153 примере нарушение состояло в установлении трубопровода отвода дождевых вод таким образом, что дождевая вода стекала на земельный участок соседа. Такой трубопровод был установлен арендатором в период аренды здания, однако после прекращения аренды трубопровод остался в неизменном виде. Сам трубопровод являлся частью арендованного здания, которое находилось в собственности ответчика, вследствие чего отвод воды на участок соседа хотя и начался в период аренды, но продолжился и после ее прекращения. Таким образом, нарушение в данном случае состояло не в собственно установлении трубопровода, а в отводе дождевых вод на земельный участок соседа, и именно для устранения этого нарушения был предъявлен негаторный иск.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Появление термина "линейные объекты" в праве вызвало неоднозначные оценки <16>. Оно не имеет универсального правового значения, изменяясь и уточняясь исходя из практического назначения и задач конкретного законодательного регулирования. Так, согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимается один из видов сооружений, включая линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и иные подобные сооружения. В других сферах регулирования называются весьма близкие, но все же не совпадающие определения (см., например, п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <17>). Вполне логично, что в Водном кодексе Российской Федерации <18> указано иначе: "...объекты для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов".
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Появление термина "линейные объекты" в праве вызвало неоднозначные оценки <16>. Оно не имеет универсального правового значения, изменяясь и уточняясь исходя из практического назначения и задач конкретного законодательного регулирования. Так, согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимается один из видов сооружений, включая линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и иные подобные сооружения. В других сферах регулирования называются весьма близкие, но все же не совпадающие определения (см., например, п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <17>). Вполне логично, что в Водном кодексе Российской Федерации <18> указано иначе: "...объекты для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов".
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Готовое решение: Как установить частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
(КонсультантПлюс, 2025)строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.