Сервитут ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 88 "Проект освоения лесов" ЛК РФТаким образом, общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанский терминал", обязано составить проект освоения лесов на предоставленные по соглашению об установлении сервитута лесные участки."
Важнейшая практика по ст. 153 НК РФ- страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соглашение об установлении сервитута: проблемы законодательства и судебной практики
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)При этом в соглашении могут закрепляться и другие сведения, а именно: права и обязанности сторон по отношению друг к другу; срок действия сервитута, условия его содержания; ответственность сторон; способы разрешения конфликтов между сторонами и т.д. Кроме того, считаем целесообразным в соглашении об установлении сервитута закрепить обязанности по оформлению сервитута, т.е. проведение кадастровых работ, государственной регистрации сервитута, а также иные действия лиц, в интересах которых устанавливается такой сервитут.
(Елисеева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)При этом в соглашении могут закрепляться и другие сведения, а именно: права и обязанности сторон по отношению друг к другу; срок действия сервитута, условия его содержания; ответственность сторон; способы разрешения конфликтов между сторонами и т.д. Кроме того, считаем целесообразным в соглашении об установлении сервитута закрепить обязанности по оформлению сервитута, т.е. проведение кадастровых работ, государственной регистрации сервитута, а также иные действия лиц, в интересах которых устанавливается такой сервитут.
Статья: Отрицательные сервитуты и реальные обязательства: выбор предпочтительной модели
(Киселев А.В.)
("Закон", 2024, N 10)В отрицательном сервитуте бывший обладатель служащего участка уходит навсегда - если прежний сервитутодатель допускал нарушения, то в случае их продолжения требования можно предъявлять только к новому хозяину служащей недвижимости. Открытым остается лишь вопрос о том, кто будет нести ответственность за причинение нарушением режима использования сервитута убытков.
(Киселев А.В.)
("Закон", 2024, N 10)В отрицательном сервитуте бывший обладатель служащего участка уходит навсегда - если прежний сервитутодатель допускал нарушения, то в случае их продолжения требования можно предъявлять только к новому хозяину служащей недвижимости. Открытым остается лишь вопрос о том, кто будет нести ответственность за причинение нарушением режима использования сервитута убытков.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: этот вид спора [право проезда и прохода (сервитута)] регулируется в правовой системе государства-участника, которое в любом случае несет конечную ответственность за обеспечение того, чтобы предусмотренные Конвенцией права соблюдались, включая право инвалида на получение доступа к своему дому, а также доступа к общественной жизни и к государственным услугам, в том числе в области образования и здравоохранения. Таким образом, несмотря на то, что споры по поводу сооружения навеса над дорожкой возникли между двумя физическими лицами, государство-участник обязано, в частности, гарантировать, чтобы решения, принятые его органами, не ущемляли прав, закрепленных в Конвенции (пункт 9.2 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: этот вид спора [право проезда и прохода (сервитута)] регулируется в правовой системе государства-участника, которое в любом случае несет конечную ответственность за обеспечение того, чтобы предусмотренные Конвенцией права соблюдались, включая право инвалида на получение доступа к своему дому, а также доступа к общественной жизни и к государственным услугам, в том числе в области образования и здравоохранения. Таким образом, несмотря на то, что споры по поводу сооружения навеса над дорожкой возникли между двумя физическими лицами, государство-участник обязано, в частности, гарантировать, чтобы решения, принятые его органами, не ущемляли прав, закрепленных в Конвенции (пункт 9.2 Соображений).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)ОТВЕТ. Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 (далее - Положение), объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)ОТВЕТ. Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 (далее - Положение), объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого в первую очередь оцените, соответствуют ли предполагаемой цели категория земель, к которой относится земельный участок, и виды разрешенного использования, установленные для него. Это важно, поскольку правовой режим земель и земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, несоответствие разрешенному использованию земельного участка документов, представленных для получения разрешения на строительство, является одним из оснований для отказа в выдаче такого разрешения (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). А за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Также ключевой особенностью данного вида сервитутов в римском праве была возможность передавать его по наследству: "Предоставленные по легату услуги раба не утрачиваются при умалении правоспособности или неиспользовании. И поскольку по (легату) услуг легатарий может получать плату, он также может сам сдавать внаем услуги раба. Если наследник препятствует их получению, то будет нести ответственность. То же самое имеет место, даже если раб (сам) наймется. А поскольку легатарий не является фруктуарием, то он передает легат на услуги своему наследнику, но легат теряет силу в случае приобретения (другим) собственности на раба (по давности владения)" (D. 33.2.2) <1>. Из этого вытекает принципиальная возможность сдачи в наем благ, предоставляемых личными сервитутами меньшего, сравнительно с узуфруктом объема, а также наследования такого типа прав.
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)Также ключевой особенностью данного вида сервитутов в римском праве была возможность передавать его по наследству: "Предоставленные по легату услуги раба не утрачиваются при умалении правоспособности или неиспользовании. И поскольку по (легату) услуг легатарий может получать плату, он также может сам сдавать внаем услуги раба. Если наследник препятствует их получению, то будет нести ответственность. То же самое имеет место, даже если раб (сам) наймется. А поскольку легатарий не является фруктуарием, то он передает легат на услуги своему наследнику, но легат теряет силу в случае приобретения (другим) собственности на раба (по давности владения)" (D. 33.2.2) <1>. Из этого вытекает принципиальная возможность сдачи в наем благ, предоставляемых личными сервитутами меньшего, сравнительно с узуфруктом объема, а также наследования такого типа прав.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)и) обязательства уполномоченного органа установить сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)и) обязательства уполномоченного органа установить сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о проведении обследования технического состояния МКД за счет средств собственников помещений в этом доме, об определении порядка информирования собственников помещений в МКД о результатах проведенного обследования и о порядке направления результатов обследования технического состояния МКД в ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочного плана ее реализации орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен этот МКД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о проведении обследования технического состояния МКД за счет средств собственников помещений в этом доме, об определении порядка информирования собственников помещений в МКД о результатах проведенного обследования и о порядке направления результатов обследования технического состояния МКД в ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочного плана ее реализации орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен этот МКД;
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Части объекта недвижимости, в отношении которой установлено обременение (зона с особыми условиями использования территории, аренда, сервитут), присваивается учетный номер, состоящий из кадастрового номера объекта и через знак "/" порядкового номера части.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Части объекта недвижимости, в отношении которой установлено обременение (зона с особыми условиями использования территории, аренда, сервитут), присваивается учетный номер, состоящий из кадастрового номера объекта и через знак "/" порядкового номера части.
Статья: Генезис концепции злоупотребления правом: вещно-правовой аспект (на примере римской правовой традиции)
(Буцан Е.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 5)<21> Римские тексты содержали некоторые примеры ограничений, квалифицировавшихся, с одной стороны, как квазиделикты (ответственность за поставленное или повешенное (actio de positis et suspensis); ответственность за вылитое или выброшенное (actio de effusis et deiectis) (подробнее об этом см.: Флейшиц Е.А. Римское частное право: учеб. / под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Зерцало-М, 2012. С. 559)). С другой стороны, римские тексты содержали ряд сервитутов, заложивших основу строительных правил (право на свет, право на красивый вид, право на определенную высоту соседского здания) (подробнее об этом см.: Хвостов В.М. Система римского права: учеб. М.: Спарк, 1996. С. 303 - 306).
(Буцан Е.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 5)<21> Римские тексты содержали некоторые примеры ограничений, квалифицировавшихся, с одной стороны, как квазиделикты (ответственность за поставленное или повешенное (actio de positis et suspensis); ответственность за вылитое или выброшенное (actio de effusis et deiectis) (подробнее об этом см.: Флейшиц Е.А. Римское частное право: учеб. / под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Зерцало-М, 2012. С. 559)). С другой стороны, римские тексты содержали ряд сервитутов, заложивших основу строительных правил (право на свет, право на красивый вид, право на определенную высоту соседского здания) (подробнее об этом см.: Хвостов В.М. Система римского права: учеб. М.: Спарк, 1996. С. 303 - 306).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: Допустимость уступки требования платы за сервитут в российском правопорядке
(Павлов Н.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Представляется, что и обязательство платить за сервитут является вещным, так как все указанные выше элементы ему присущи <27>. Обязательство по оплате переходит на нового титуляра обремененного участка, что следует из статьи 275 ГК РФ. Из такого перехода вытекает возможность как должника, так и кредитора беспрепятственно выйти из обязательства путем отчуждения господствующего или служащего участка. По поводу ограничения ответственности вопрос обстоит сложнее. Закон прямым текстом о нем не упоминает, однако такое ограничение следует выводить из существа правоотношения. Поскольку лицо является стороной обязательства по оплате сервитута не персонально, а на основании наличия титула на участок, действуя как представитель вещи <28>, то и ответственность за неисполнение должна быть ограничена ее стоимостью <29>.
(Павлов Н.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Представляется, что и обязательство платить за сервитут является вещным, так как все указанные выше элементы ему присущи <27>. Обязательство по оплате переходит на нового титуляра обремененного участка, что следует из статьи 275 ГК РФ. Из такого перехода вытекает возможность как должника, так и кредитора беспрепятственно выйти из обязательства путем отчуждения господствующего или служащего участка. По поводу ограничения ответственности вопрос обстоит сложнее. Закон прямым текстом о нем не упоминает, однако такое ограничение следует выводить из существа правоотношения. Поскольку лицо является стороной обязательства по оплате сервитута не персонально, а на основании наличия титула на участок, действуя как представитель вещи <28>, то и ответственность за неисполнение должна быть ограничена ее стоимостью <29>.
Статья: О правовой судьбе постройки, самовольно возведенной частично на чужом земельном участке
(Виниченко Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)С учетом изложенного резюмируем. Если застройщик допускает размещение возводимой им постройки частично за пределами местоположения границ предоставленного ему земельного участка, суд может либо признать постройку самовольной и удовлетворить требование собственника земельного участка, на который был осуществлен заступ, о сносе постройки (полностью или демонтажа "заступающей" части), либо принять решение о сохранении постройки. Непременным условием сохранения самовольной постройки выступает установление ее безопасности для жизни и здоровья граждан (в чем проявляется соблюдение публичного интереса). В случае принятия решения о сохранении самовольной постройки с позиций обеспечения баланса частных интересов - лица, возведшего такую постройку, и собственника соответствующего земельного участка - оптимальным является признание права собственности на объект, самовольно возведенный с заступом, за застройщиком, с установлением компенсации им собственнику земельного участка, на территорию которого он заступил при возведении своей постройки, в виде платы за пользование соответствующей частью чужого земельного участка. Это, в свою очередь, возможно по типу либо обязательственных (например, в качестве арендной платы), либо вещных (в качестве платы за установленный сервитут) правоотношений.
(Виниченко Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)С учетом изложенного резюмируем. Если застройщик допускает размещение возводимой им постройки частично за пределами местоположения границ предоставленного ему земельного участка, суд может либо признать постройку самовольной и удовлетворить требование собственника земельного участка, на который был осуществлен заступ, о сносе постройки (полностью или демонтажа "заступающей" части), либо принять решение о сохранении постройки. Непременным условием сохранения самовольной постройки выступает установление ее безопасности для жизни и здоровья граждан (в чем проявляется соблюдение публичного интереса). В случае принятия решения о сохранении самовольной постройки с позиций обеспечения баланса частных интересов - лица, возведшего такую постройку, и собственника соответствующего земельного участка - оптимальным является признание права собственности на объект, самовольно возведенный с заступом, за застройщиком, с установлением компенсации им собственнику земельного участка, на территорию которого он заступил при возведении своей постройки, в виде платы за пользование соответствующей частью чужого земельного участка. Это, в свою очередь, возможно по типу либо обязательственных (например, в качестве арендной платы), либо вещных (в качестве платы за установленный сервитут) правоотношений.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Очевидно, законодательством не установлено последствий наложения сервитута и публичного сервитута на одном и том же земельном участке (или части земельного участка), поскольку полное их совпадение представляется маловероятным случаем. Чаще всего сервитут и публичный сервитут на одной территории устанавливаются для разных целей (например, для проведения изыскательских работ и для обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования). Но если даже цель идентична, соглашение об установлении сервитута может конкретизировать публичный сервитут в части границ действия, условий использования земельного участка, прав и обязанностей сторон, платы за сервитут, оснований его прекращения, ответственности.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Очевидно, законодательством не установлено последствий наложения сервитута и публичного сервитута на одном и том же земельном участке (или части земельного участка), поскольку полное их совпадение представляется маловероятным случаем. Чаще всего сервитут и публичный сервитут на одной территории устанавливаются для разных целей (например, для проведения изыскательских работ и для обеспечения доступа граждан к водному объекту общего пользования). Но если даже цель идентична, соглашение об установлении сервитута может конкретизировать публичный сервитут в части границ действия, условий использования земельного участка, прав и обязанностей сторон, платы за сервитут, оснований его прекращения, ответственности.