Сервитут на земельный участок учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут на земельный участок учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Вопреки доводам МУГИСО, сама по себе возможность размещение линейного объекта с учетом п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела с учетом вспомогательного назначения канализационной сети к объекту склада, особенности земельного участка в части конфигурации и формы участка, наличия санитарно-защитных зон, исходя из назначения сооружения, принципа рационального использования земель, не является основанием для отказа в предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как собственнику земельного участка учесть плату за сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить плату за сервитут в бухгалтерском учете собственника земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить плату за сервитут в бухгалтерском учете собственника земельного участка
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута и прилагаемым к нему описанием местоположения границ публичного сервитута, подать заявления об учете прав на земельные участки, а также срок подачи указанных заявлений, время приема заинтересованных лиц для ознакомления с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута и прилагаемым к нему описанием местоположения границ публичного сервитута, подать заявления об учете прав на земельные участки, а также срок подачи указанных заявлений, время приема заинтересованных лиц для ознакомления с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута;
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В остальных случаях, когда закон прямо не устанавливает обязанность поставить на кадастровый учет часть земельного участка, для государственной регистрации сервитута достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр. При этом сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения), сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимость (с 1 января 2017 г. - Единый государственный реестр недвижимости).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В остальных случаях, когда закон прямо не устанавливает обязанность поставить на кадастровый учет часть земельного участка, для государственной регистрации сервитута достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в публичный реестр. При этом сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения), сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимость (с 1 января 2017 г. - Единый государственный реестр недвижимости).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ в части положений о сервитутах, законодатель, "взвешивая" публичные и частные интересы, видимо, руководствовался принципом приоритета публичных интересов <1> и принципом экономической целесообразности <2> и исходил из существующих возможностей и соответствующих интересов государства и общества на определенном этапе. Учитывая то обстоятельство, что процесс согласования с правообладателями земельных участков условий установления сервитутов с учетом предстоящих судебных разбирательств может занять длительный период, что, в свою очередь, не позволит в требуемый срок возвести необходимые объекты, законодатель ввел на основании федерального закона специальное основание возникновения прав на часть земельного участка, одновременно являющееся ограничением прав собственника участка, - решение уполномоченного органа о сервитуте, позволяющее в упрощенном и ускоренном порядке предоставить часть земельного участка для строительства. При этом законодатель руководствовался также применяемым Европейским судом по правам человека и имплементируемым в отечественное законодательство принципом баланса публичных и частных интересов <3>, который был обеспечен нормой о том, что устанавливаемый на основании акта уполномоченного органа сервитут является частным и для определения условий пользования частью земельного участка необходимо заключить соглашение о сервитуте, защищающее имущественные права правообладателей земельных участков.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Принимая Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ в части положений о сервитутах, законодатель, "взвешивая" публичные и частные интересы, видимо, руководствовался принципом приоритета публичных интересов <1> и принципом экономической целесообразности <2> и исходил из существующих возможностей и соответствующих интересов государства и общества на определенном этапе. Учитывая то обстоятельство, что процесс согласования с правообладателями земельных участков условий установления сервитутов с учетом предстоящих судебных разбирательств может занять длительный период, что, в свою очередь, не позволит в требуемый срок возвести необходимые объекты, законодатель ввел на основании федерального закона специальное основание возникновения прав на часть земельного участка, одновременно являющееся ограничением прав собственника участка, - решение уполномоченного органа о сервитуте, позволяющее в упрощенном и ускоренном порядке предоставить часть земельного участка для строительства. При этом законодатель руководствовался также применяемым Европейским судом по правам человека и имплементируемым в отечественное законодательство принципом баланса публичных и частных интересов <3>, который был обеспечен нормой о том, что устанавливаемый на основании акта уполномоченного органа сервитут является частным и для определения условий пользования частью земельного участка необходимо заключить соглашение о сервитуте, защищающее имущественные права правообладателей земельных участков.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Такие сведения вносятся в ЕГРН на основании копии решения об установлении публичного сервитута, которое в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется органом, установившим сервитут, в орган регистрации прав. Одновременно с внесением в ЕГРН сведений о публичном сервитуте осуществляется государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением публичного сервитута (п. 17 ст. 23, пп. 4 п. 7, п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ; ч. 15.1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 44 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19)).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута: государственный кадастровый учет части такого земельного участка осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. О понятии сервитута см. коммент. к ст. 52 Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута: государственный кадастровый учет части такого земельного участка осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. О понятии сервитута см. коммент. к ст. 52 Закона.
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)Если одновременно проводится госрегистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка (п. 7 ч. 2 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 22 названного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Если одновременно проводится госрегистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка (п. 7 ч. 2 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 22 названного Закона).
Ситуация: Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для государственной регистрации сервитута и кадастрового учета соответствующей части земельного участка необходимы следующие документы (ч. 4 ст. 44, ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 3 ст. 274 ГК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для государственной регистрации сервитута и кадастрового учета соответствующей части земельного участка необходимы следующие документы (ч. 4 ст. 44, ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 3 ст. 274 ГК РФ):
Статья: Особенности рассмотрения арбитражными судами споров об установлении сервитута части земельного участка
(Ахметзянова Г.Н., Воронцова И.В.)
("Современное право", 2022, N 12)Определение наименее обременительного для собственника обслуживающего земельного участка варианта сервитута с учетом специфики данной категории споров и общих требований, предъявляемых к доказательствам об относимости и допустимости, в большинстве случаев производится судом с учетом заключения эксперта. В этой связи будет иметь значение порядок пользования, который на протяжении длительного времени сложился и существует в отношении испрашиваемой для установления сервитута части обслуживающего земельного участка: наличие, например, уже сформированной ранее дороги, что исключает какие-либо изменения в конфигурации земельного участка ответчика и расположенных на нем построек, и ряд других обстоятельств.
(Ахметзянова Г.Н., Воронцова И.В.)
("Современное право", 2022, N 12)Определение наименее обременительного для собственника обслуживающего земельного участка варианта сервитута с учетом специфики данной категории споров и общих требований, предъявляемых к доказательствам об относимости и допустимости, в большинстве случаев производится судом с учетом заключения эксперта. В этой связи будет иметь значение порядок пользования, который на протяжении длительного времени сложился и существует в отношении испрашиваемой для установления сервитута части обслуживающего земельного участка: наличие, например, уже сформированной ранее дороги, что исключает какие-либо изменения в конфигурации земельного участка ответчика и расположенных на нем построек, и ряд других обстоятельств.