Сервитут муниципальной земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут муниципальной земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 161 НК РФпокупатели сервитута на государственный (муниципальный) земельный участок (НДС со стоимости сервитута уплачивают органы государственной власти или местного самоуправления) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выдается разрешение на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто выдает разрешения на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто выдает разрешения на размещение объектов на государственных или муниципальных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов
Статья: Точечные изменения по НДС касаются не только избранных (комментарий к Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Введут агентский НДС при плате за сервитут
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Введут агентский НДС при плате за сервитут
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 10. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 10. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Готовое решение: В каких случаях организация признается налоговым агентом по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), находящимся в государственной, муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 03-07-11/85172)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), находящимся в государственной, муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 03-07-11/85172)Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), находящимся в государственной, муниципальной собственности.
Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 23.10.2024 N 03-07-11/102802)Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 23.10.2024 N 03-07-11/102802)Вопрос: Об НДС при предоставлении органом МСУ публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при сервитуте земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или федеральной территории "Сириус", предоставленном государственными (муниципальными) органами, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
(КонсультантПлюс, 2025)плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2024 по делу N А19-7595/2023 признана недействительной часть гражданско-правовой сделки - соглашения о сервитуте в отношении муниципального земельного участка - в части расчета платы за сервитут. В ходе судебного разбирательства сделан вывод о том, что механизм формирования арендной платы за пользование публичными земельными участками по существу аналогичен порядку определения платы за сервитут в отношении таких участков. Следовательно, к плате за частный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяются основные принципы установления таких платежей (по аналогии с арендными платежами за публичные земельные участки): принцип экономической обоснованности и принцип предельно допустимой простоты расчета платы. В результате арбитражные суды, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, не применили муниципальный нормативный правовой акт, противоречащий нормативным актам более высокого уровня (который не допускал снижения платы за сервитут в случае уменьшения кадастровой стоимости недвижимости), и часть соглашения о сервитуте в виде размера платы признали недействительной сделкой (статья 168 ГК РФ), а сервитут в этой части изменили.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок публичного сервитута, который вносится в реестр границ (п. 4 ч. 6 комментируемой статьи) определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). При этом публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок публичного сервитута, который вносится в реестр границ (п. 4 ч. 6 комментируемой статьи) определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). При этом публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;