Сервитут это
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ограниченные вещные права
(КонсультантПлюс, 2025)Сервитут - это вид вещного права, который может быть установлен помимо воли собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Сервитут - это вид вещного права, который может быть установлен помимо воли собственника
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком" ЛК РФ"Пункт 3 статьи 9 ЛК РФ указывает лишь на предусмотренные ЗК РФ основания и порядок, согласно которому устанавливается и прекращается публичный сервитут. Эта норма не предусматривает передачу полномочий иным органам государственной власти и органам местного управления по установлению публичного сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Сервитут - это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками.
(КонсультантПлюс, 2025)Сервитут - это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу публичные сервитуты устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по ходатайству о его установлении в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается соглашение (п. 2 ст. 23, ст. ст. 39.39, 39.47 ЗК РФ; п. 5.54 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу публичные сервитуты устанавливаются решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по ходатайству о его установлении в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается соглашение (п. 2 ст. 23, ст. ст. 39.39, 39.47 ЗК РФ; п. 5.54 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.03.2024 N 03-07-11/27422 <НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Сервитут - это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Сервитут является вещным правом, а также выступает в качестве обременения земли.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Сервитут - это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Сервитут является вещным правом, а также выступает в качестве обременения земли.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сервитут - это понятие многоаспектное. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, а для обладателя сервитута последний рассматривается как вещное право.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сервитут - это понятие многоаспектное. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, а для обладателя сервитута последний рассматривается как вещное право.
Статья: Пределы и формы частной автономии в соседских отношениях
(Латыев А.Н.)
("Закон", 2024, N 10)Впрочем, не будем отрицать и наличия аргументов против сохранения такой постройки и за признание права нового собственника "служащего" участка требовать сноса произведенной на основании обязательства постройки. В первую очередь здесь можно отметить, что лицо, осуществляющее такое строительство, должно отдавать себе отчет в правовых последствиях своих действий и, принимая решение о вступлении в обязательство вместо установления сервитута, самостоятельно соглашается на возможную нестабильность своего права. Возможен здесь и аргумент от противного: если признавать правомерность существования объекта, построенного на основании обязательства, и после того, как место собственника "служащего" участка заняло лицо, не являющееся стороной такого обязательства, то кому и на каком основании подлежит уплате встречное предоставление, предусмотренное таким обязательством? Контрагенту по договору - прежнему собственнику? Это было бы обоснованно, если бы он при отчуждении "служащего" участка предусмотрел в договоре с приобретателем сохранение прав соседа. Но ведь мы сделали допущение, что эти права сохранятся, даже если приобретатель "служащего" участка о них не был предупрежден. За что же тогда платить прежнему собственнику - за сокрытие им существенной информации от приобретателя? Если же встречное предоставление подлежит теперь внесению новому собственнику - как при аренде, - то как мы сможем это обосновать? Этот вопрос обсуждается и при рассмотрении сервитутных отношений, исследователи которых отмечают догматическую сомнительность таких обязательств <30>. Но если в случае сервитутов это догматическое противоречие еще может быть преодолено прямым законодательным указанием, то в случае обязательства инструментов для его разрешения у нас остается еще меньше.
(Латыев А.Н.)
("Закон", 2024, N 10)Впрочем, не будем отрицать и наличия аргументов против сохранения такой постройки и за признание права нового собственника "служащего" участка требовать сноса произведенной на основании обязательства постройки. В первую очередь здесь можно отметить, что лицо, осуществляющее такое строительство, должно отдавать себе отчет в правовых последствиях своих действий и, принимая решение о вступлении в обязательство вместо установления сервитута, самостоятельно соглашается на возможную нестабильность своего права. Возможен здесь и аргумент от противного: если признавать правомерность существования объекта, построенного на основании обязательства, и после того, как место собственника "служащего" участка заняло лицо, не являющееся стороной такого обязательства, то кому и на каком основании подлежит уплате встречное предоставление, предусмотренное таким обязательством? Контрагенту по договору - прежнему собственнику? Это было бы обоснованно, если бы он при отчуждении "служащего" участка предусмотрел в договоре с приобретателем сохранение прав соседа. Но ведь мы сделали допущение, что эти права сохранятся, даже если приобретатель "служащего" участка о них не был предупрежден. За что же тогда платить прежнему собственнику - за сокрытие им существенной информации от приобретателя? Если же встречное предоставление подлежит теперь внесению новому собственнику - как при аренде, - то как мы сможем это обосновать? Этот вопрос обсуждается и при рассмотрении сервитутных отношений, исследователи которых отмечают догматическую сомнительность таких обязательств <30>. Но если в случае сервитутов это догматическое противоречие еще может быть преодолено прямым законодательным указанием, то в случае обязательства инструментов для его разрешения у нас остается еще меньше.
Готовое решение: Что такое обременение недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Виды обременений недвижимости названы в Законе о госрегистрации недвижимости, в частности, это сервитут, ипотека, доверительное управление, наем жилья (ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости). Но исчерпывающего перечня там нет. И другие обременения или возможность их установить (например, актом органа власти) могут быть предусмотрены иными нормативными актами. Например, Гражданский кодекс РФ относит к обременениям еще и ренту (п. 1 ст. 586 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Виды обременений недвижимости названы в Законе о госрегистрации недвижимости, в частности, это сервитут, ипотека, доверительное управление, наем жилья (ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости). Но исчерпывающего перечня там нет. И другие обременения или возможность их установить (например, актом органа власти) могут быть предусмотрены иными нормативными актами. Например, Гражданский кодекс РФ относит к обременениям еще и ренту (п. 1 ст. 586 ГК РФ).
Статья: Отрицательные сервитуты и реальные обязательства: выбор предпочтительной модели
(Киселев А.В.)
("Закон", 2024, N 10)Вслед за развитием судебной практики по реальным обязательствам и их все большего распространения в законе появились новые пути развития отдельных институтов вещного права. Одной из старых проблем российского права является отсутствие комплексного регулирования института соседских отношений. Особенно остро стоит проблема отсутствия полноценного института так называемых отрицательных сервитутов, т.е. ограниченных вещных прав, которые бы запрещали собственнику служащего участка (сервитутодателю) что-то делать на этом своем участке. Сервитуарий, обычно за плату, использует данную возможность, обеспечивая себе, например, хороший вид из окна, отсутствие затемнения своего участка. Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ, представляющему собой общее регулирование и добровольных, и принудительных сервитутов, сервитут может устанавливаться для обеспечения таких нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Это предполагает возможность обременения участка сервитутом только тогда, когда без него господствующей недвижимостью невозможно пользоваться, т.е. сфера действия данного института предельно сужена. В то же время отрицательные сервитуты всегда устанавливаются для удобства, а не при невозможности использования участка. Кроме того, в ГК РФ перечислены лишь положительные сервитуты.
(Киселев А.В.)
("Закон", 2024, N 10)Вслед за развитием судебной практики по реальным обязательствам и их все большего распространения в законе появились новые пути развития отдельных институтов вещного права. Одной из старых проблем российского права является отсутствие комплексного регулирования института соседских отношений. Особенно остро стоит проблема отсутствия полноценного института так называемых отрицательных сервитутов, т.е. ограниченных вещных прав, которые бы запрещали собственнику служащего участка (сервитутодателю) что-то делать на этом своем участке. Сервитуарий, обычно за плату, использует данную возможность, обеспечивая себе, например, хороший вид из окна, отсутствие затемнения своего участка. Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ, представляющему собой общее регулирование и добровольных, и принудительных сервитутов, сервитут может устанавливаться для обеспечения таких нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Это предполагает возможность обременения участка сервитутом только тогда, когда без него господствующей недвижимостью невозможно пользоваться, т.е. сфера действия данного института предельно сужена. В то же время отрицательные сервитуты всегда устанавливаются для удобства, а не при невозможности использования участка. Кроме того, в ГК РФ перечислены лишь положительные сервитуты.
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу нужно рассчитать в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ, включив в нее все связанные с расчетами за передаваемые права доходы, полученные в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами (Письма Минфина России от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 01.04.2021 N 03-07-11/23922, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712). Сумму НДС исчислите в общем порядке (Письма Минфина России от 06.05.2025 N 03-07-11/45064, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Плата за сервитут облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу нужно рассчитать в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ, включив в нее все связанные с расчетами за передаваемые права доходы, полученные в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами (Письма Минфина России от 18.04.2022 N 03-07-11/33893, от 01.04.2021 N 03-07-11/23922, от 11.12.2020 N 03-07-11/108712). Сумму НДС исчислите в общем порядке (Письма Минфина России от 06.05.2025 N 03-07-11/45064, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет последствия нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута. В этом случае на основании решения суда:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет последствия нарушения собственником имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута. В этом случае на основании решения суда:
Статья: О некоторых аспектах установления, изменения и прекращения частных сервитутов
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нам представляется, что такая форма разрешения иска об установлении частного сервитута была не вполне удачной, поскольку в вынесенном по существу судебном акте, которым был разрешен спор и установлен сервитут, не приводились все его условия (они содержались в проекте соглашения внутри материалов судебного дела и не были доступны иным лицам, ознакомившимся только лишь с судебным актом об установлении сервитута). Это снижало информационные возможности иных лиц (и самих сторон судебного спора по прошествии длительного времени) идентифицировать все важные условия сервитута. Необходимо отметить, что применительно к частным сервитутам и порядку их отражения в ЕГРН и так существуют проблемы и сложности с "опубличиванием" информации: ЕГРН не отражает важные условия сервитута, в том числе режим пользования служащей недвижимостью, плату за сервитут и прочие условия, поэтому третьим лицам (например, интересантам приобретения недвижимости или уполномоченным органам) в полной мере ознакомиться с информацией о сервитуте, установленном соглашением сторон, достаточно затруднительно. В отношении сервитутов, установленных на основании судебных актов, эта проблема хотя бы отчасти решается открытостью и доступностью текстов судебных актов. При этом вышеназванная судебная практика эту проблему не решала, а скорее усугубляла. На наш взгляд, положительное значение имеет то, что при вынесении судебных актов об установлении сервитута суды прекратили ссылаться на проект соглашения, подготовленный одной из сторон, а стали в резолютивной части судебного акта определять все условия сервитута.
(Гусев А.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Нам представляется, что такая форма разрешения иска об установлении частного сервитута была не вполне удачной, поскольку в вынесенном по существу судебном акте, которым был разрешен спор и установлен сервитут, не приводились все его условия (они содержались в проекте соглашения внутри материалов судебного дела и не были доступны иным лицам, ознакомившимся только лишь с судебным актом об установлении сервитута). Это снижало информационные возможности иных лиц (и самих сторон судебного спора по прошествии длительного времени) идентифицировать все важные условия сервитута. Необходимо отметить, что применительно к частным сервитутам и порядку их отражения в ЕГРН и так существуют проблемы и сложности с "опубличиванием" информации: ЕГРН не отражает важные условия сервитута, в том числе режим пользования служащей недвижимостью, плату за сервитут и прочие условия, поэтому третьим лицам (например, интересантам приобретения недвижимости или уполномоченным органам) в полной мере ознакомиться с информацией о сервитуте, установленном соглашением сторон, достаточно затруднительно. В отношении сервитутов, установленных на основании судебных актов, эта проблема хотя бы отчасти решается открытостью и доступностью текстов судебных актов. При этом вышеназванная судебная практика эту проблему не решала, а скорее усугубляла. На наш взгляд, положительное значение имеет то, что при вынесении судебных актов об установлении сервитута суды прекратили ссылаться на проект соглашения, подготовленный одной из сторон, а стали в резолютивной части судебного акта определять все условия сервитута.
Готовое решение: Как зарегистрировать частный сервитут
(КонсультантПлюс, 2025)"ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости, размер доли в праве, номер регистрации права", при этом укажите "сервитут", независимо от того, кто обращается с заявлением.
(КонсультантПлюс, 2025)"ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости, размер доли в праве, номер регистрации права", при этом укажите "сервитут", независимо от того, кто обращается с заявлением.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута, при этом принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется (п. 3 ст. 48 ЗК РФ);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута, при этом принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется (п. 3 ст. 48 ЗК РФ);