Сервитут для эксплуатации линейного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут для эксплуатации линейного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Однако данная норма не содержит запрета на установление публичного сервитута в целях эксплуатации линейного объекта, право на который зарегистрировано после 01.09.2018, доводы Администрации в данной части ошибочны, основаны на неверном толковании норм права, и, как следствие, не могут являться основанием для отказа в его установлении."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФПри этом линейные объекты не являются сооружениями, их размещение на земельном участке не препятствует использованию земельного участка на праве аренды. Собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта, кроме того, сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Однако само по себе возможное размещение линейных объектов не препятствует ни целевому использованию спорного земельного участка, ни свидетельствует о наличии оснований для отказа в заключении договора аренды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли установить публичный сервитут для размещения и эксплуатации линейных объектов
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Минстрой России наделен полномочиями по принятию решений об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейных объектов тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<3> Краснова Т.С. Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу N 306-ЭС17-20590 // Вестник экономического правосудия. 2018. N 7.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)<3> Краснова Т.С. Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу N 306-ЭС17-20590 // Вестник экономического правосудия. 2018. N 7.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В то же время необходимо иметь в виду, что во многих случаях эти два рассматриваемых института "взаимозаменяемы". Так, Президиум ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок <1> (п. 4) указал, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска собственника газопровода, обратившегося за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта данного газопровода, сочтя, что истец согласно подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ вправе использовать чужой земельный участок для этой цели на основании публичного сервитута. Окружной арбитражный суд направил дело на новое рассмотрение, указав, что собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обратившись к собственнику земельного участка в порядке ст. 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для эксплуатации линейных объектов. Сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)В данном случае полагаем, что решение вопроса о характере анализируемого акта должно приниматься в результате анализа целей установления публичного сервитута <16>. Очевидно, что установление публичного сервитута для обеспечения прохода, например, к морю, осуществляется с целью обеспечения общественных интересов, а установленный в результате принятия такого акта проход будет доступен неопределенному кругу лиц. В таком случае соответствующее решение действует не только в отношении собственника участка, ограничивая его право собственности, но и в отношении неопределенного круга лиц, предоставляя им субъективное право, и в силу этого является нормативным правовым актом. Менее очевидна ситуация, когда публичный сервитут устанавливается в целях эксплуатации линейных объектов, принадлежащих конкретному лицу. Однако, учитывая характер объектов (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ), строительство и эксплуатация которых направлены на достижение общественно полезных целей, можно также заключить, что установление сервитута может обеспечивать интересы неопределенного круга лиц (например, потенциальных потребителей электроэнергии), что также свидетельствует о нормативном характере акта.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)В данном случае полагаем, что решение вопроса о характере анализируемого акта должно приниматься в результате анализа целей установления публичного сервитута <16>. Очевидно, что установление публичного сервитута для обеспечения прохода, например, к морю, осуществляется с целью обеспечения общественных интересов, а установленный в результате принятия такого акта проход будет доступен неопределенному кругу лиц. В таком случае соответствующее решение действует не только в отношении собственника участка, ограничивая его право собственности, но и в отношении неопределенного круга лиц, предоставляя им субъективное право, и в силу этого является нормативным правовым актом. Менее очевидна ситуация, когда публичный сервитут устанавливается в целях эксплуатации линейных объектов, принадлежащих конкретному лицу. Однако, учитывая характер объектов (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ), строительство и эксплуатация которых направлены на достижение общественно полезных целей, можно также заключить, что установление сервитута может обеспечивать интересы неопределенного круга лиц (например, потенциальных потребителей электроэнергии), что также свидетельствует о нормативном характере акта.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В настоящей статье не рассматриваются методы расчета платы за публичный сервитут <3>. Однако можно отметить некоторые общие особенности расчета платы за сервитут, устанавливаемый для строительства и эксплуатации линейного объекта.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В настоящей статье не рассматриваются методы расчета платы за публичный сервитут <3>. Однако можно отметить некоторые общие особенности расчета платы за сервитут, устанавливаемый для строительства и эксплуатации линейного объекта.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) субъекты естественных монополий и операторы связи вправе оформить публичный сервитут для эксплуатации используемого им линейного объекта без предоставления правоустанавливающих документов на такой линейный объект при соблюдении следующих условий:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) субъекты естественных монополий и операторы связи вправе оформить публичный сервитут для эксплуатации используемого им линейного объекта без предоставления правоустанавливающих документов на такой линейный объект при соблюдении следующих условий: