Сервитут для благоустройства

Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут для благоустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 N 07АП-2856/2022(4) по делу N А45-7321/2021
Требование: Об отмене определения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, само по себе временное отсутствие полного обустройства сервитута не свидетельствует в полной мере о невозможности проезда к объектам ответчиков, доказательств того, что к вышеуказанным зданиям движение транспорта было невозможно, не представлено, ровно как не представлены доказательства того, что проезд по не благоустроенному в полном объеме сервитуту создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 N 17АП-5931/2021-ГК по делу N А50-352/2020
Требование: О признании незаконным распоряжения уполномоченного органа об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
При рассмотрении указанных дел судами сделаны выводы, что крыльцо, приямки, пандус являются элементами благоустройства и в целях их обустройства, не требуется разрешение на использование земельного участка и установления сервитута, в связи с чем расположение указанных объектов благоустройства на территории общего пользования не нарушает права административных истцов, поскольку не влечет за собой никаких негативных правовых последствий; что нарушений прав административных истцов в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410122:14; что доводы о возможном нарушении противопожарных и иных норм заключениями не подтверждаются, поскольку выводы заключений носят предположительный характер.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Самовольные "памятники": вопросы права и влияния на развитие туристических территорий
(Аверин А.В., Смирнова Е.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)
При установке памятников, объектов архитектуры малых форм на землях, находящихся в публичной собственности, нормы права в целом регламентируют процессы. Так, согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации <23> объекты, которые могут быть размещены на землях или участках земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, а именно установленные Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 <24>, - элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, размещаются по нормам законодательства субъектов Российской Федерации.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)
Нарушение порядка установления публичного сервитута, в том числе в части его целевого назначения, является основанием для признания решения об установлении сервитута незаконным. В моей практике в одном из судебных дел публичный сервитут был установлен для целей прохода пешеходов на весь земельный участок с нарушением порядка, при этом в действительности публичный сервитут, скорее, был установлен для целей воспрепятствования собственнику осуществлять строительство объекта в связи с возражениями местных жителей (дело N А56-117988/2020). В рамках этого дела удалось доказать нарушение порядка установления сервитута - суд указал, что администрация муниципального образования не представила доказательств наличия у нее оснований для наложения публичного сервитута, не обосновала необходимость установления сервитута в специальном порядке и соблюдение специального порядка установления указанного сервитута, в том числе не указала срок установления сервитута. Также суд учел, что установление публичного сервитута в рассматриваемом случае могло привести к возникновению в будущем препятствий при проведении собственником ремонтных работ нежилых зданий, работ по благоустройству и облагораживанию территории, при проведении капитального ремонта и, как следствие, к невозможности использования зданий и, соответственно, земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)
Комитет возвратил обществу заявление без рассмотрения, указав, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 8 ноября 2019 г. N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) размещение элементов благоустройства территории (элементов входов и входных групп) осуществляется на основании договора на размещение объекта без проведения аукциона.
Федеральный закон от 24.07.2023 N 338-ФЗ
"О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3) принятие решений о благоустройстве земельных участков общего назначения, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанных земельных участках, ином использовании земельных участков общего назначения, в том числе принятие решений об установлении сервитута в отношении земельных участков общего назначения (или их частей) для целей, предусмотренных федеральными законами, об определении лиц, которые от имени собственников гаражей, собственников машино-мест уполномочены на обеспечение исполнения указанных решений, в том числе на представление необходимых документов в уполномоченные органы;