Сервитут для благоустройства
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут для благоустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2024 по делу N 88-707/2024 (УИД 03RS0002-01-2022-005569-88)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении сервитута.
Обстоятельства: Установив забор по смежной границе земельных участков сторон спора, ответчик ограничил доступ истца к своему жилому дому и земельному участку.
Решение: Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что ранее истцом осуществлялся проезд через участок истца, проезд к участку истца минуя участок ответчика им проложен через лесной массив, данный проезд не благоустроен, не очищается от снега и по нему невозможно проехать в весенне-осенние периоды, подлежит отклонению, поскольку наличие фактического проезда подтверждает возможность осуществления проезда/прохода к участку истца без обременения земельного участка ответчика сервитутом, вопросы благоустройства и согласования данного проезда с уполномоченными органами власти не может являться достаточным основанием для ограничения прав ответчика в отношении принадлежащего ей имущества, и не лишает истца возможности по согласованию данного проезда и его обустройство в установленном законном порядке.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении сервитута.
Обстоятельства: Установив забор по смежной границе земельных участков сторон спора, ответчик ограничил доступ истца к своему жилому дому и земельному участку.
Решение: Отказано.Довод кассационной жалобы о том, что ранее истцом осуществлялся проезд через участок истца, проезд к участку истца минуя участок ответчика им проложен через лесной массив, данный проезд не благоустроен, не очищается от снега и по нему невозможно проехать в весенне-осенние периоды, подлежит отклонению, поскольку наличие фактического проезда подтверждает возможность осуществления проезда/прохода к участку истца без обременения земельного участка ответчика сервитутом, вопросы благоустройства и согласования данного проезда с уполномоченными органами власти не может являться достаточным основанием для ограничения прав ответчика в отношении принадлежащего ей имущества, и не лишает истца возможности по согласованию данного проезда и его обустройство в установленном законном порядке.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2023 N 33-55424/2023 (УИД 77RS0016-02-2022-027910-69)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О прекращении сервитута.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что истец является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, на котором в отсутствие разрешения на строительство ведутся строительные работы, в результате которых участок огорожен забором, снесена детская игровая площадка, элементы благоустройства.
Решение: Отказано.Суд также отметил, что нарушение своих прав и законных интересов истец обосновывает совершением ответчиками таких фактических действий как снос детской игровой площадки, элементов благоустройства, однако соглашение об установлении сервитута, возникновение соответствующего обременения, как действия юридические, не могут являться препятствием в осуществлении истцом правомочий владения и пользования недвижимым имуществом.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О прекращении сервитута.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что истец является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, на котором в отсутствие разрешения на строительство ведутся строительные работы, в результате которых участок огорожен забором, снесена детская игровая площадка, элементы благоустройства.
Решение: Отказано.Суд также отметил, что нарушение своих прав и законных интересов истец обосновывает совершением ответчиками таких фактических действий как снос детской игровой площадки, элементов благоустройства, однако соглашение об установлении сервитута, возникновение соответствующего обременения, как действия юридические, не могут являться препятствием в осуществлении истцом правомочий владения и пользования недвижимым имуществом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается осуществлять строительство, размещение, эксплуатацию, демонтаж некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, то предоставление земельного участка в аренду и установление сервитута, публичного сервитута не требуются.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается осуществлять строительство, размещение, эксплуатацию, демонтаж некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, то предоставление земельного участка в аренду и установление сервитута, публичного сервитута не требуются.
Статья: Самовольные "памятники": вопросы права и влияния на развитие туристических территорий
(Аверин А.В., Смирнова Е.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)При установке памятников, объектов архитектуры малых форм на землях, находящихся в публичной собственности, нормы права в целом регламентируют процессы. Так, согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации <23> объекты, которые могут быть размещены на землях или участках земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, а именно установленные Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 <24>, - элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, размещаются по нормам законодательства субъектов Российской Федерации.
(Аверин А.В., Смирнова Е.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)При установке памятников, объектов архитектуры малых форм на землях, находящихся в публичной собственности, нормы права в целом регламентируют процессы. Так, согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации <23> объекты, которые могут быть размещены на землях или участках земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, а именно установленные Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 <24>, - элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, размещаются по нормам законодательства субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Комитет возвратил обществу заявление без рассмотрения, указав, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 8 ноября 2019 г. N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) размещение элементов благоустройства территории (элементов входов и входных групп) осуществляется на основании договора на размещение объекта без проведения аукциона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Комитет возвратил обществу заявление без рассмотрения, указав, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 8 ноября 2019 г. N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) размещение элементов благоустройства территории (элементов входов и входных групп) осуществляется на основании договора на размещение объекта без проведения аукциона.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Однако общество с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов связи без предоставления земельных участков и установления сервитутов к органу местного самоуправления не обращалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Однако общество с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов связи без предоставления земельных участков и установления сервитутов к органу местного самоуправления не обращалось.
Статья: Вокруг статьи 50 Водного кодекса
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 2)С 2019 года пляж общего пользования, используемый для отдыха и оздоровления людей, который расположен между арендованным ИП Ч. земельным участком и указанной акваторией водного объекта, передан муниципалитетом в пользование ООО, а позже ИП К. по договору о благоустройстве пляжа.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 2)С 2019 года пляж общего пользования, используемый для отдыха и оздоровления людей, который расположен между арендованным ИП Ч. земельным участком и указанной акваторией водного объекта, передан муниципалитетом в пользование ООО, а позже ИП К. по договору о благоустройстве пляжа.
Статья: Об особенностях законодательства о "дачной амнистии" с 14 февраля 2024 г. по 8 ноября 2024 г.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)В соответствии с современным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков <11> подходящим для этих целей является код 13.0 "Земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования", но никак не 12.0, включающий в себя вид 12.0.1 "Размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств" и вид 12.0.2 "Размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов", как это уже произошло с земельным участком ПСК "Приозерный" с кадастровым номером 50:20:0100805:108, который ставился на государственный кадастровый учет в судебном порядке. Присвоение землям общего пользования кода 12.0 чревато установлением публичного сервитута для пользования любым и каждым, вне зависимости от принадлежности к членству некоммерческого объединения. Говоря простыми словами, такой земельный участок невозможно даже огородить забором в силу того, что ограничивать доступ на него невозможно.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)В соответствии с современным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков <11> подходящим для этих целей является код 13.0 "Земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования", но никак не 12.0, включающий в себя вид 12.0.1 "Размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств" и вид 12.0.2 "Размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов", как это уже произошло с земельным участком ПСК "Приозерный" с кадастровым номером 50:20:0100805:108, который ставился на государственный кадастровый учет в судебном порядке. Присвоение землям общего пользования кода 12.0 чревато установлением публичного сервитута для пользования любым и каждым, вне зависимости от принадлежности к членству некоммерческого объединения. Говоря простыми словами, такой земельный участок невозможно даже огородить забором в силу того, что ограничивать доступ на него невозможно.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении сочетания видов разрешенного использования земельных участков необходимо отметить, что допустимые варианты такого сочетания должны быть определены в ЗК РФ; в качестве механизма решения данного вопроса можно предложить дополнить ст. 7 ЗК РФ положением о том, что в соответствии с федеральным законом отдельные виды объектов могут размещаться на земельных участках, относящихся к различным категориям земель и зонам, вне зависимости от видов разрешенного использования, в том числе линейные объекты, информационные и геодезические знаки, объекты благоустройства и защитные объекты.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В отношении сочетания видов разрешенного использования земельных участков необходимо отметить, что допустимые варианты такого сочетания должны быть определены в ЗК РФ; в качестве механизма решения данного вопроса можно предложить дополнить ст. 7 ЗК РФ положением о том, что в соответствии с федеральным законом отдельные виды объектов могут размещаться на земельных участках, относящихся к различным категориям земель и зонам, вне зависимости от видов разрешенного использования, в том числе линейные объекты, информационные и геодезические знаки, объекты благоустройства и защитные объекты.
Статья: Ордер на земляные работы: понятие, порядок получения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) комплексное благоустройство территории (в целях, не связанных со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) комплексное благоустройство территории (в целях, не связанных со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства);
Статья: Использование земли без предоставления и установления сервитута как фиктивная категория. Ее влияние на вещное право
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Словом, цели широко варьируются - от проведения инженерных изысканий и геологического изучения недр до строительства временных или вспомогательных сооружений, объекты же - от элементов благоустройства и ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы, др.) до сезонных аттракционов, палаток и лотков. Все они исчерпывающе обозначены в законе и иных актах. Масштаб их применения строго ограничен, "что сделано в виде отсылок на временный характер сооружений, технологическую обусловленность и т.д." <23>
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Словом, цели широко варьируются - от проведения инженерных изысканий и геологического изучения недр до строительства временных или вспомогательных сооружений, объекты же - от элементов благоустройства и ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы, др.) до сезонных аттракционов, палаток и лотков. Все они исчерпывающе обозначены в законе и иных актах. Масштаб их применения строго ограничен, "что сделано в виде отсылок на временный характер сооружений, технологическую обусловленность и т.д." <23>
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В этом же Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ речь также шла о требовании об устранении из госреестра (ЕГРН) записи о праве собственности на объект незавершенного строительства ("благоустроенную площадку"), не отвечающий признакам недвижимой вещи (всего 1,18% готовности). Таким образом, по существу был заявлен иск об устранении записи в госреестре. Поэтому сам по себе "иск о признании права отсутствующим", по крайней мере в рассмотренных ситуациях, представляется весьма сомнительным.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В этом же Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ речь также шла о требовании об устранении из госреестра (ЕГРН) записи о праве собственности на объект незавершенного строительства ("благоустроенную площадку"), не отвечающий признакам недвижимой вещи (всего 1,18% готовности). Таким образом, по существу был заявлен иск об устранении записи в госреестре. Поэтому сам по себе "иск о признании права отсутствующим", по крайней мере в рассмотренных ситуациях, представляется весьма сомнительным.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Нарушение порядка установления публичного сервитута, в том числе в части его целевого назначения, является основанием для признания решения об установлении сервитута незаконным. В моей практике в одном из судебных дел публичный сервитут был установлен для целей прохода пешеходов на весь земельный участок с нарушением порядка, при этом в действительности публичный сервитут, скорее, был установлен для целей воспрепятствования собственнику осуществлять строительство объекта в связи с возражениями местных жителей (дело N А56-117988/2020). В рамках этого дела удалось доказать нарушение порядка установления сервитута - суд указал, что администрация муниципального образования не представила доказательств наличия у нее оснований для наложения публичного сервитута, не обосновала необходимость установления сервитута в специальном порядке и соблюдение специального порядка установления указанного сервитута, в том числе не указала срок установления сервитута. Также суд учел, что установление публичного сервитута в рассматриваемом случае могло привести к возникновению в будущем препятствий при проведении собственником ремонтных работ нежилых зданий, работ по благоустройству и облагораживанию территории, при проведении капитального ремонта и, как следствие, к невозможности использования зданий и, соответственно, земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Нарушение порядка установления публичного сервитута, в том числе в части его целевого назначения, является основанием для признания решения об установлении сервитута незаконным. В моей практике в одном из судебных дел публичный сервитут был установлен для целей прохода пешеходов на весь земельный участок с нарушением порядка, при этом в действительности публичный сервитут, скорее, был установлен для целей воспрепятствования собственнику осуществлять строительство объекта в связи с возражениями местных жителей (дело N А56-117988/2020). В рамках этого дела удалось доказать нарушение порядка установления сервитута - суд указал, что администрация муниципального образования не представила доказательств наличия у нее оснований для наложения публичного сервитута, не обосновала необходимость установления сервитута в специальном порядке и соблюдение специального порядка установления указанного сервитута, в том числе не указала срок установления сервитута. Также суд учел, что установление публичного сервитута в рассматриваемом случае могло привести к возникновению в будущем препятствий при проведении собственником ремонтных работ нежилых зданий, работ по благоустройству и облагораживанию территории, при проведении капитального ремонта и, как следствие, к невозможности использования зданий и, соответственно, земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, отзыва решения о таком согласовании, отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Крыльцо является элементом благоустройства и в целях его обустройства для входа в здание не требуется предоставление разрешения на использование земельного участка и установление сервитута.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Крыльцо является элементом благоустройства и в целях его обустройства для входа в здание не требуется предоставление разрешения на использование земельного участка и установление сервитута.
Вопрос: Каковы правила выпаса крупного рогатого скота?
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Субъект Российской Федерации вправе принять закон об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Субъект Российской Федерации вправе принять закон об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования.
Статья: О перспективах развития земельно-имущественного законодательства Российской Федерации
(Окунев А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)<6> Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 (ред. от 21.03.2023) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Окунев А.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)<6> Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 (ред. от 21.03.2023) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" // СПС "КонсультантПлюс".