Счетная комиссия ЖК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Счетная комиссия ЖК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФ"Из положений ст. 45. ч. 4 и ст. 47.1 ч. 5 ЖК РФ следует, что до проведения общего собрания, инициаторы собрания должны сформулировать повестку общего собрания собственников, определиться с формой голосования, выбрать время и место проведения собрания для обсуждения вопросов повестки дня, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии, подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, реестр собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47.1 "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы" ЖК РФ"Из положений ст. 45. ч. 4 и ст. 47.1 ч. 5 ЖК РФ следует, что до проведения общего собрания, инициаторы собрания должны сформулировать повестку общего собрания собственников, определиться с формой голосования, выбрать время и место проведения собрания для обсуждения вопросов повестки дня, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии, подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, реестр собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Обязан ли банк, объявивший об условиях договора банковского счета, заключить такой договор с любым обратившимся лицом
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на данную претензию общество "Газпромбанк" направило предприятию "ГКТХ" письмо от 06.10.2016 N 32-09/10515, в котором повторно указало на несоответствие протокола общего собрания собственников от 25.02.2016 N 15 положениям действующего законодательства, а именно: протокол не содержит информацию о дате, до которой принимались решения собственников, сведений о лицах, участвующих в голосовании, сведения о документах, подтверждающих право собственности, решения собственника по каждому вопросу, неясны результаты голосования по вопросам повестки дня, количество голосов "за", "против", "воздержались" в общей сложности не составляет 100% (ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации), отсутствуют подписи счетной комиссии на протоколе, повестка дня общего собрания не содержит вопроса об утверждении способа уведомления собственников о принятом решении.
Обязан ли банк, объявивший об условиях договора банковского счета, заключить такой договор с любым обратившимся лицом
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на данную претензию общество "Газпромбанк" направило предприятию "ГКТХ" письмо от 06.10.2016 N 32-09/10515, в котором повторно указало на несоответствие протокола общего собрания собственников от 25.02.2016 N 15 положениям действующего законодательства, а именно: протокол не содержит информацию о дате, до которой принимались решения собственников, сведений о лицах, участвующих в голосовании, сведения о документах, подтверждающих право собственности, решения собственника по каждому вопросу, неясны результаты голосования по вопросам повестки дня, количество голосов "за", "против", "воздержались" в общей сложности не составляет 100% (ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации), отсутствуют подписи счетной комиссии на протоколе, повестка дня общего собрания не содержит вопроса об утверждении способа уведомления собственников о принятом решении.
Ситуация: Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На этой стадии следует, в частности, сформулировать повестку общего собрания собственников и определиться с формой голосования, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии (если собрание проводится без использования ГИС "ЖКХ"). Кроме того, необходимо подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола (ч. 4 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Требований, утв. Приказом Минстроя России от 30.04.2025 N 266/пр).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На этой стадии следует, в частности, сформулировать повестку общего собрания собственников и определиться с формой голосования, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии (если собрание проводится без использования ГИС "ЖКХ"). Кроме того, необходимо подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола (ч. 4 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. п. 2, 4 Требований, утв. Приказом Минстроя России от 30.04.2025 N 266/пр).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.2025 N 7-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"В марте 2023 года, находясь на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации в звании подполковника, Ю.Б. Митрофанова подала заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в Санкт-Петербурге и принятии на соответствующий учет. Заявительница указывала, что общий срок ее военной службы по контракту превышает 20 календарных лет, а с момента ухудшения ее жилищных условий прошло более 5 лет. Однако, сославшись на обеспечение ее за счет государства жилым помещением, его приватизацию, отчуждение доли в праве собственности на это жилое помещение и невозможность сдачи его в установленном порядке, жилищная комиссия воинской части в Санкт-Петербурге отказала Ю.Б. Митрофановой в постановке на жилищный учет на основании статьи 51, пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 4 и 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768; далее также - Правила 2020 года).
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"В марте 2023 года, находясь на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации в звании подполковника, Ю.Б. Митрофанова подала заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в Санкт-Петербурге и принятии на соответствующий учет. Заявительница указывала, что общий срок ее военной службы по контракту превышает 20 календарных лет, а с момента ухудшения ее жилищных условий прошло более 5 лет. Однако, сославшись на обеспечение ее за счет государства жилым помещением, его приватизацию, отчуждение доли в праве собственности на это жилое помещение и невозможность сдачи его в установленном порядке, жилищная комиссия воинской части в Санкт-Петербурге отказала Ю.Б. Митрофановой в постановке на жилищный учет на основании статьи 51, пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 4 и 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768; далее также - Правила 2020 года).
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
(Извлечение)Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Статья: Форма и стороны договора управления многоквартирным домом как элементы юридического состава его заключения
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)<23> Природа данной конструкции ДУ практически не исследована и напоминает конструкцию договора комиссии (абз. 1 п. 1 ст. 990 ГК РФ), при которой одна сторона (комиссионер) обязуется за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Но застройщик и дольщики не заключают договор комиссии, и поручение другой стороны (комитента) (дольщиков) отсутствует, поскольку обязанность застройщика заключить сделку (такой ДУ) установлена ЖК РФ (в силу закона). В отношении данного ДУ имеется и схожесть с положением абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК РФ: по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер (застройщик), хотя бы комитент (дольщики и собственники помещений) и был назван в сделке. На этом внешняя схожесть заканчивается. Данная конструкция заключения ДУ застройщиком в интересах дольщиков в силу прямого указания п. 2 ст. 182 ГК РФ не может рассматриваться как представительство ("не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени").
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)<23> Природа данной конструкции ДУ практически не исследована и напоминает конструкцию договора комиссии (абз. 1 п. 1 ст. 990 ГК РФ), при которой одна сторона (комиссионер) обязуется за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Но застройщик и дольщики не заключают договор комиссии, и поручение другой стороны (комитента) (дольщиков) отсутствует, поскольку обязанность застройщика заключить сделку (такой ДУ) установлена ЖК РФ (в силу закона). В отношении данного ДУ имеется и схожесть с положением абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК РФ: по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер (застройщик), хотя бы комитент (дольщики и собственники помещений) и был назван в сделке. На этом внешняя схожесть заканчивается. Данная конструкция заключения ДУ застройщиком в интересах дольщиков в силу прямого указания п. 2 ст. 182 ГК РФ не может рассматриваться как представительство ("не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени").
Статья: Рассмотрение споров с участием банков при исполнении ими требований исполнительных документов
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)<19> 1) Списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ; 2) списание денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и (или) работ, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; 3) в случае смены специального счета перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, на другой специальный счет и зачисление на данный специальный счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме; 4) в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта перечисление денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме; 5) списание денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда; 6) списание ошибочно зачисленных на специальный счет денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем специального счета заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату; 7) зачисление взносов на капитальный ремонт, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов; 8) зачисление средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ; 9) начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора специального счета; 10) перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 174 ЖК РФ; 11) размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет; 12) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта.
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)<19> 1) Списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ; 2) списание денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и (или) работ, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; 3) в случае смены специального счета перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, на другой специальный счет и зачисление на данный специальный счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме; 4) в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта перечисление денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме; 5) списание денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда; 6) списание ошибочно зачисленных на специальный счет денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем специального счета заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату; 7) зачисление взносов на капитальный ремонт, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов; 8) зачисление средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ; 9) начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора специального счета; 10) перечисление денежных средств, находящихся на данном специальном счете, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 174 ЖК РФ; 11) размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет; 12) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта.
Вопрос: О вопросах и предложениях, касающихся регулирования и развития платежной сферы.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)Вопрос 7. С 1 июля 2024 года вступает в силу Закон N 602-ФЗ <9>, устанавливающий запрет на взимание комиссионного вознаграждения за прием оплаты за ЖКХ <10> от физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке <11>. По оценкам кредитных организаций, доля таких физических лиц в общем объеме плательщиков за ЖКХ может составить около 50%, что повлечет за собой значительные издержки по проведению платежей, которые не смогут быть компенсированы за счет взимания комиссии. Кроме того, в настоящее время у кредитных организаций отсутствует информация о принадлежности плательщика к такой категории физических лиц, что создает риски нарушения требований законодательства и применения санкций со стороны регуляторов.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)Вопрос 7. С 1 июля 2024 года вступает в силу Закон N 602-ФЗ <9>, устанавливающий запрет на взимание комиссионного вознаграждения за прием оплаты за ЖКХ <10> от физических лиц, нуждающихся в социальной поддержке <11>. По оценкам кредитных организаций, доля таких физических лиц в общем объеме плательщиков за ЖКХ может составить около 50%, что повлечет за собой значительные издержки по проведению платежей, которые не смогут быть компенсированы за счет взимания комиссии. Кроме того, в настоящее время у кредитных организаций отсутствует информация о принадлежности плательщика к такой категории физических лиц, что создает риски нарушения требований законодательства и применения санкций со стороны регуляторов.
Готовое решение: Какой порядок приемки выполненных работ по капитальному ремонту
(КонсультантПлюс, 2025)состава лиц, участвующих в приемке. Так, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то он обязан осуществлять приемку выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъекта РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)состава лиц, участвующих в приемке. Так, если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то он обязан осуществлять приемку выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъекта РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
Статья: Может ли региональный оператор возместить сумму произведенного капремонта, превышающую размер фонда, в случае признания дома аварийным?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Вследствие признания территориальным органом администрации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу во время выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества региональному оператору причинены убытки, которые не могли быть восполнены за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений указанного многоквартирного дома, поскольку на основании ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт собственниками домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не уплачиваются.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Вследствие признания территориальным органом администрации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу во время выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества региональному оператору причинены убытки, которые не могли быть восполнены за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений указанного многоквартирного дома, поскольку на основании ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт собственниками домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не уплачиваются.
Вопрос: Для чего нужна счетная комиссия в ТСЖ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, являются обязательными для исполнения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, являются обязательными для исполнения.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3.2.5. Председатель, секретарь и счетная комиссия ОСЧ
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)3.2.5. Председатель, секретарь и счетная комиссия ОСЧ
Статья: Жилищно-строительный кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подсчет голосов осуществляется счетной комиссией, ведение протокола поручается секретарю;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подсчет голосов осуществляется счетной комиссией, ведение протокола поручается секретарю;
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В состав согласительной комиссии включаются также представитель уполномоченного в области градостроительной деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представитель уполномоченного в области градостроительной деятельности органа местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, лицо, уполномоченное решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости (в том числе садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) либо членов потребительского кооператива (жилищного, жилищно-строительного или гаражного) либо иного гражданско-правового сообщества, в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет бюджетных средств, а в случае, если выполнение таких работ финансируется за счет внебюджетных средств, - заказчики комплексных кадастровых работ (их представитель).
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В состав согласительной комиссии включаются также представитель уполномоченного в области градостроительной деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представитель уполномоченного в области градостроительной деятельности органа местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, лицо, уполномоченное решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости (в том числе садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) либо членов потребительского кооператива (жилищного, жилищно-строительного или гаражного) либо иного гражданско-правового сообщества, в случае, если выполнение комплексных кадастровых работ финансируется за счет бюджетных средств, а в случае, если выполнение таких работ финансируется за счет внебюджетных средств, - заказчики комплексных кадастровых работ (их представитель).