Самовольное снятие плодородного слоя почвы
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольное снятие плодородного слоя почвы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.6 "Порча земель" КоАП РФ"Исходя из диспозиции части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше положений Земельного кодекса Российской Федерации, законодательства об охране окружающей среды самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли, а самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Ключевые слова: пользование недрами, плодородный слой почвы, рекультивация земель, самовольное снятие плодородного слоя почвы.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Ключевые слова: пользование недрами, плодородный слой почвы, рекультивация земель, самовольное снятие плодородного слоя почвы.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Постановлением начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по субъекту Российской Федерации лицо, являющееся арендатором земельного участка, за самовольное снятие плодородного слоя почвы на нем признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Постановлением начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по субъекту Российской Федерации лицо, являющееся арендатором земельного участка, за самовольное снятие плодородного слоя почвы на нем признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -
(ред. от 04.11.2025)1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Уделяя внимание проблемам разграничения земельных контрольно-надзорных полномочий, Конституционный Суд РФ, упоминая Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 50-КГ18-3 о том, что должностные лица органов муниципального земельного контроля в отличие от органов государственного земельного надзора не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания, подытожил: "...вопросы, связанные с земельным контролем, получили разрешение на началах взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти, требуемого для наиболее эффективного решения общих задач по использованию и сохранению земли, которая является основой жизни и деятельности народа (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации)" <1>. В сфере контроля за соблюдением законодательства о земле особенно важно ясное понимание о полномочиях муниципальных земельных контролеров, так как практика свидетельствует о его массовых нарушениях. Как правило, именно в этом виде муниципального контроля чаще всего проводятся проверки и осуществляются иные контрольные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков; сохранности межевых знаков границ земельных участков; надлежащего оформления права пользования земельными участками; об использовании земельных участков по целевому назначению; о запрете самовольного снятия и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; о проведении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, и проч.
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также с отходами производства и потребления;
(КонсультантПлюс, 2025)о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также с отходами производства и потребления;