Самовольное использование земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольное использование земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.3.9. Постройку нельзя признать самовольной из-за ограничений на использование земельного участка, о которых лицо, осуществившее постройку, не знало и не могло знать в том числе потому, что необходимых сведений не было в ЕГРН и уполномоченный орган согласовал (разрешил) строительство (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Самовольная постройка, созданная путем реконструкции объекта недвижимости, будет снесена, если ее невозможно привести в соответствие с градостроительным регламентом, действующим на день обращения в суд
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: ст. 222 ГК РФ, абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФРеконструировать объект недвижимости, вид разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры или предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту, можно только путем приведения его в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции (абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ). В связи с этим требование снести из-за несоответствия разрешенному использованию земельного участка самовольную постройку, возведенную (созданную) в результате реконструкции объекта недвижимости, который в силу абз. 4 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ допускалось использовать без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежит удовлетворению, если не будет установлено, что постройку можно привести в соответствие с градостроительным регламентом, действующим на день обращения в суд (абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: ст. 222 ГК РФ, абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФРеконструировать объект недвижимости, вид разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры или предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту, можно только путем приведения его в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции (абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ). В связи с этим требование снести из-за несоответствия разрешенному использованию земельного участка самовольную постройку, возведенную (созданную) в результате реконструкции объекта недвижимости, который в силу абз. 4 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ допускалось использовать без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежит удовлетворению, если не будет установлено, что постройку можно привести в соответствие с градостроительным регламентом, действующим на день обращения в суд (абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А56-15389/2015 суды также частично удовлетворили требования Комитета о взыскании неосновательного обогащения с общества за самовольное занятие и использование земельного участка. Установив, что спорный участок фактически использовался обществом для размещения на нем элементов благоустройства (мощеных дорожек, газонов, клумб, декоративного ограждения), что было подтверждено актами проверок контролирующих и надзорных органов, приняв во внимание вид деятельности общества (управление многоквартирным домом), суды пришли к выводу о необходимости расчета размера неосновательного обогащения с применением кода функционального использования территории Кн 0.02 (для размещения элементов благоустройства), а не 18.0.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А56-15389/2015 суды также частично удовлетворили требования Комитета о взыскании неосновательного обогащения с общества за самовольное занятие и использование земельного участка. Установив, что спорный участок фактически использовался обществом для размещения на нем элементов благоустройства (мощеных дорожек, газонов, клумб, декоративного ограждения), что было подтверждено актами проверок контролирующих и надзорных органов, приняв во внимание вид деятельности общества (управление многоквартирным домом), суды пришли к выводу о необходимости расчета размера неосновательного обогащения с применением кода функционального использования территории Кн 0.02 (для размещения элементов благоустройства), а не 18.0.
Статья: Правовые позиции судов по некоторым вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения (на примере Саратовской области)
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)- возведение на земельном участке сельскохозяйственного назначения самовольных построек является фактом использования земельного участка не по целевому назначению и может служить основанием для прекращения права на него <12>.
(Аверьянова Н.Н.)
("Российский судья", 2025, N 2)- возведение на земельном участке сельскохозяйственного назначения самовольных построек является фактом использования земельного участка не по целевому назначению и может служить основанием для прекращения права на него <12>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"1. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
(ред. от 04.03.2021)
"О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"1. Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о недопущении самовольного занятия земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о недопущении самовольного занятия земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него;
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по земельным спорам
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Примечательно, что вплоть до 2011 г. действовавшая ранее редакция правовой нормы, сформулированной в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, содержала наряду с понятиями "строительство", "реконструкция" также понятие "расширение существующих объектов недвижимости", хотя определение такого понятия отсутствовало в законодательных и подзаконных актах. В настоящее время такая формулировка не применяется. Также следует отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" акцентирует внимание на указанных ранее п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ. В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм о самовольной постройке Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что "судам необходимо учитывать, что требования о сносе по основанию несоответствия разрешенному использованию земельного участка самовольной постройки, возведенной (созданной) в результате реконструкции объекта недвижимости, использование которого допускалось без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежат удовлетворению, если не будет установлена возможность приведения постройки в соответствие с градостроительным регламентом, действующим на день обращения в суд" <14>.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2025, N 2)Примечательно, что вплоть до 2011 г. действовавшая ранее редакция правовой нормы, сформулированной в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, содержала наряду с понятиями "строительство", "реконструкция" также понятие "расширение существующих объектов недвижимости", хотя определение такого понятия отсутствовало в законодательных и подзаконных актах. В настоящее время такая формулировка не применяется. Также следует отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" акцентирует внимание на указанных ранее п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 9 ст. 36 ГрК РФ. В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм о самовольной постройке Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что "судам необходимо учитывать, что требования о сносе по основанию несоответствия разрешенному использованию земельного участка самовольной постройки, возведенной (созданной) в результате реконструкции объекта недвижимости, использование которого допускалось без приведения в соответствие с градостроительным регламентом, подлежат удовлетворению, если не будет установлена возможность приведения постройки в соответствие с градостроительным регламентом, действующим на день обращения в суд" <14>.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)б) самовольное занятие или нецелевое использование земельного участка, а также в случае признания недействительным договора, в соответствии с которым лицо использовало участок <301>;
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)б) самовольное занятие или нецелевое использование земельного участка, а также в случае признания недействительным договора, в соответствии с которым лицо использовало участок <301>;
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на нарушителя может быть наложен административный штраф за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) (ст. 7.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на нарушителя может быть наложен административный штраф за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) (ст. 7.1 КоАП РФ).
Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение разрешенного использования земельного участка в городе Москве
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Несмотря на то что арбитражные суды последовательно высказывают позицию о том, что использование земельного участка с самовольной постройкой на нем не является нарушением части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, ГИН также последовательно настаивает на привлечении к административной ответственности за "использование" как в арбитражных судах <3> (по делам против компаний), так и в судах общей юрисдикции <4> (по делам против должностных лиц), если не может доказать факт причастности "нарушителя" к самовольному строительству (реконструкции) объекта.
(Данилов К.С., Низовцев И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Несмотря на то что арбитражные суды последовательно высказывают позицию о том, что использование земельного участка с самовольной постройкой на нем не является нарушением части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, ГИН также последовательно настаивает на привлечении к административной ответственности за "использование" как в арбитражных судах <3> (по делам против компаний), так и в судах общей юрисдикции <4> (по делам против должностных лиц), если не может доказать факт причастности "нарушителя" к самовольному строительству (реконструкции) объекта.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)в) ст. 7.10 "Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом", предусматривающая административную ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)в) ст. 7.10 "Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом", предусматривающая административную ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка;