Самовольная установка дорожных знаков
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольная установка дорожных знаков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 22.02.2024 по делу N 7-1887/2024 (УИД 77RS0028-02-2022-012736-44)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
Решение: Отказано.Довод жалобы заявителя о том, что он припарковал свое транспортное средство за пешеходным переходом, данный участок дороги относится к придомовой адрес адрес, дорожный знак "Пешеходный переход" в районе действия знака адрес напротив корп. 3 дома 107 по адресу: адрес, были установлен самовольно, не свидетельствует об отмене вынесенного должностным лицом постановления и решения судьи районного суда, т.к. по отношению к пешеходному переходу машина стоит менее чем за 5 метров, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих самовольное установление дорожной разметки "Пешеходный переход" и дорожного знака "Пешеходный переход", заявителем не представлено ни в суд первой инстанции, ни в судебное заседание апелляционной инстанции.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
Решение: Отказано.Довод жалобы заявителя о том, что он припарковал свое транспортное средство за пешеходным переходом, данный участок дороги относится к придомовой адрес адрес, дорожный знак "Пешеходный переход" в районе действия знака адрес напротив корп. 3 дома 107 по адресу: адрес, были установлен самовольно, не свидетельствует об отмене вынесенного должностным лицом постановления и решения судьи районного суда, т.к. по отношению к пешеходному переходу машина стоит менее чем за 5 метров, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих самовольное установление дорожной разметки "Пешеходный переход" и дорожного знака "Пешеходный переход", заявителем не представлено ни в суд первой инстанции, ни в судебное заседание апелляционной инстанции.
Перспективы и риски арбитражного спора: Заявитель не согласен с предписанием об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель не обустроил объект придорожного сервиса: отсутствуют сигнальные столбики, дорожные знаки установлены с нарушением
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель не обустроил объект придорожного сервиса: отсутствуют сигнальные столбики, дорожные знаки установлены с нарушением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2023 N АКПИ23-957
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст>Пункт 1.5 Правил дорожного движения предусматривает, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5.7.18 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст>Пункт 1.5 Правил дорожного движения предусматривает, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.