Самороспуск государственной думы

Подборка наиболее важных документов по запросу Самороспуск государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)
Для Государственной Думы обычное завершение полномочий также обусловлено избранием нового состава депутатского корпуса. Ни Конституция РФ, ни текущее законодательство не предусматривают досрочный самороспуск Государственной Думы, ее вправе распустить Президент Российской Федерации при наличии определенных обстоятельств (отказ трижды утвердить кандидатуру, предложенную им на пост Председателя Правительства РФ, выражение недоверия или отказ в доверии Правительству - ст. 111, 117 Конституции РФ). Естественно, каждый депутат Государственной Думы вправе лично заявить о досрочном прекращении своих полномочий; в предусмотренных законодательством случаях решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть принято Государственной Думой и при отсутствии личного желания депутата - в виде санкции. Процедуры достаточно сложны, в чем надо видеть защиту депутата: в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 22 декабря 2020 г.) депутатом является представитель народа (выделено мной. - С.А.), уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и данным Федеральным законом <17>.
Статья: Роспуск представительного органа муниципального образования как форма ответственности в системе местного самоуправления
(Исламов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 2)
6. Ломовских Н.Н. Право Президента РФ на роспуск Государственной Думы и отставку правительства / Н.Н. Ломовских // Студент и научно-технический прогресс: материалы XXXVIII Международной научной студенческой конференции (г. Новосибирск, 10-14.04.2000): Сб. науч. ст. Государство и право: Подсекция: "Публичное право". Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2000. 131 с.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.06.2014 N 19-П
"По делу о проверке конституционности положений части 18 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 10 и пункта 2 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 статьи 7 Закона Ивановской области "О муниципальных выборах" в связи с жалобой граждан А.В. Ерина и П.В. Лебедева"
Соответственно, отсутствие в федеральном законодательстве специальных норм, непосредственно регулирующих порядок самороспуска представительного органа муниципального образования, не ставит под сомнение необходимость обеспечения депутатам этого органа, чьи полномочия вследствие его самороспуска были прекращены досрочно, гарантий своевременной и эффективной судебной защиты их прав. Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 34-П применительно к досрочному прекращению полномочий депутата Государственной Думы: поскольку только суд в конечном счете может решить спор о праве между государственным органом и лицом, права которого затронуты оспариваемым правоприменительным решением, а решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего выборного лица, в свою очередь, непосредственно затрагивает гарантированные Конституцией Российской Федерации право гражданина быть избранным и его публично-правовой статус как выборного лица, такое решение может быть обжаловано в суд; признание же судом неправомерности досрочного прекращения полномочий влечет восстановление гражданина в его прежнем статусе - иное означало бы отрицание гарантий судебной защиты мандата выборного лица.