Саморегулирование в сфере рекламы
Подборка наиболее важных документов по запросу Саморегулирование в сфере рекламы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Саморегулирование рекламной отрасли: зарубежный опыт, возможности и пределы его использования в России
(Москвитин О.А., Наумова Е.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Международное развитие системы саморегулирования рекламы
(Москвитин О.А., Наумова Е.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Международное развитие системы саморегулирования рекламы
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
Письмо ВАС РФ от 08.09.1995 N С5-7/ОЗ-540
<О Федеральном законе "О рекламе">4. Вопросам государственного контроля и саморегулирования в области рекламы посвящена глава IV Федерального закона.
<О Федеральном законе "О рекламе">4. Вопросам государственного контроля и саморегулирования в области рекламы посвящена глава IV Федерального закона.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимость появления единого закона о СРО обусловлена введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Необходимость появления единого закона о СРО обусловлена введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе).
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в отношении саморегулируемых организаций в сфере рекламы);
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в отношении саморегулируемых организаций в сфере рекламы);
Статья: К вопросу об информации и рекламе вообще и рекламе лекарственных средств в частности
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Для общественности и специалистов очевидно, что необходимо совершенствовать правовое регулирование рекламы ЛС. Для этого предлагаются разные направления. Так, О.В. Сушкова предлагает пойти по пути "развитых европейских стран", в которых регулирование рекламы лекарственных средств осуществляется "правилами саморегулируемых организаций" <7>. Однако далее автор отмечает незначительный авторитет российских саморегулируемых организаций, но предлагает перенимать опыт "международных ассоциаций производителей лекарственных средств". Сегодня стало очевидным, что иностранные компании не хотят передавать нам свой опыт и делиться своими достижениями. Саморегулируемые организации недостаточно активно работают в России и не торопятся брать на себя какие-то значимые функции в сфере рекламы фармацевтических товаров.
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Для общественности и специалистов очевидно, что необходимо совершенствовать правовое регулирование рекламы ЛС. Для этого предлагаются разные направления. Так, О.В. Сушкова предлагает пойти по пути "развитых европейских стран", в которых регулирование рекламы лекарственных средств осуществляется "правилами саморегулируемых организаций" <7>. Однако далее автор отмечает незначительный авторитет российских саморегулируемых организаций, но предлагает перенимать опыт "международных ассоциаций производителей лекарственных средств". Сегодня стало очевидным, что иностранные компании не хотят передавать нам свой опыт и делиться своими достижениями. Саморегулируемые организации недостаточно активно работают в России и не торопятся брать на себя какие-то значимые функции в сфере рекламы фармацевтических товаров.
Статья: Анализ новейшего немецкого антимонопольного законодательства
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Второй законопроект представляет для нас интерес, а потому следует рассмотреть его подробнее. WettbRAndG внес масштабные изменения в UWG, касающиеся в первую очередь и в основном института предупреждения в антимонопольном законодательстве ФРГ [8] Предупреждение в данном контексте предполагает практику направления конкурентами <11> в одной сфере друг другу официальных документов о недопущении нарушения закона в сфере конкуренции, например, из-за вводящей в заблуждение рекламы [2], [33]; т.е. данный институт выступает механизмом саморегулирования рынка. Естественно, несовершенство данного механизма на протяжении нескольких лет использовалось недобросовестными лицами для оказания давления на конкурентов.
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Второй законопроект представляет для нас интерес, а потому следует рассмотреть его подробнее. WettbRAndG внес масштабные изменения в UWG, касающиеся в первую очередь и в основном института предупреждения в антимонопольном законодательстве ФРГ [8] Предупреждение в данном контексте предполагает практику направления конкурентами <11> в одной сфере друг другу официальных документов о недопущении нарушения закона в сфере конкуренции, например, из-за вводящей в заблуждение рекламы [2], [33]; т.е. данный институт выступает механизмом саморегулирования рынка. Естественно, несовершенство данного механизма на протяжении нескольких лет использовалось недобросовестными лицами для оказания давления на конкурентов.
Статья: Особенности информационно-правовых средств поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)Маркетплейсы стали крупными агрегаторами сделок купли-продажи, а также дополнительных сопутствующих услуг (перевозка, логистика, реклама, страхование, хранение и т.д.) [11, с. 29]. В то же время гражданский оборот на маркетплейсах находится в большей степени в плоскости саморегулирования. С одной стороны, это весьма отвечает принципам автономии и свободы усмотрения [8, с. 656; 29, P. 704]. С другой стороны, возникают риски злоупотреблений со стороны обладателей соответствующих площадок (давление на ценовую политику, установление необоснованно высоких комиссий, навязывание невыгодных условий торговли, вмешательство алгоритма в выбор потребителей, слабая защита от недобросовестной конкуренции и др. [11, с. 30]. Кроме того, малый и средний бизнес, построенный на использовании цифровой экосистемы, сильно зависим от решений обладателей соответствующих систем. Например, при введении ограничений на использование платформ (финансовых, зависящих от объемов оборота и т.д.) или ухода агрегаторов из региона фактически прекращается деятельность самих предпринимателей, поскольку те не смогут поддерживать конкурентные цены на продукцию и получать комплекс обеспечительных услуг (размещение на цифровых площадках, маркетинг и т.д.) [28, с. 106].
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)Маркетплейсы стали крупными агрегаторами сделок купли-продажи, а также дополнительных сопутствующих услуг (перевозка, логистика, реклама, страхование, хранение и т.д.) [11, с. 29]. В то же время гражданский оборот на маркетплейсах находится в большей степени в плоскости саморегулирования. С одной стороны, это весьма отвечает принципам автономии и свободы усмотрения [8, с. 656; 29, P. 704]. С другой стороны, возникают риски злоупотреблений со стороны обладателей соответствующих площадок (давление на ценовую политику, установление необоснованно высоких комиссий, навязывание невыгодных условий торговли, вмешательство алгоритма в выбор потребителей, слабая защита от недобросовестной конкуренции и др. [11, с. 30]. Кроме того, малый и средний бизнес, построенный на использовании цифровой экосистемы, сильно зависим от решений обладателей соответствующих систем. Например, при введении ограничений на использование платформ (финансовых, зависящих от объемов оборота и т.д.) или ухода агрегаторов из региона фактически прекращается деятельность самих предпринимателей, поскольку те не смогут поддерживать конкурентные цены на продукцию и получать комплекс обеспечительных услуг (размещение на цифровых площадках, маркетинг и т.д.) [28, с. 106].
Статья: Предвзятость алгоритмов искусственного интеллекта: вопросы этики и права
(Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)2. Этический Bluewashing (декларация приверженности компании социально значимым целям): речь идет о принятии косметических мер, чтобы создать видимость существования этических принципов у технологических компаний. Акцент делается на распространение рекламы и маркетинг, чтобы создать видимость, что компания занимается этическими вопросами. Однако фактически ничего не делается, поскольку реализация эффективных мер по исправлению процессов или решений может повлечь расход многих ресурсов.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)2. Этический Bluewashing (декларация приверженности компании социально значимым целям): речь идет о принятии косметических мер, чтобы создать видимость существования этических принципов у технологических компаний. Акцент делается на распространение рекламы и маркетинг, чтобы создать видимость, что компания занимается этическими вопросами. Однако фактически ничего не делается, поскольку реализация эффективных мер по исправлению процессов или решений может повлечь расход многих ресурсов.
Статья: Зарубежный опыт правового регулирования прямого потребительского генетического тестирования
(Логачева М.Д., Пушкарев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В соответствии с действующим законодательством для австралийских компаний установлен достаточно строгий режим регулирования в отношении предоставляемых ими генетических тестов. Лаборатории, осуществляющие генетические тесты, должны быть аккредитованы Национальной Лабораторной Ассоциацией (National Association of Testing Authorities). Такие требования, с одной стороны, в состоянии обеспечить высокий уровень контроля качества генетического тестирования. С другой стороны, соблюдение этих стандартов весьма затратно для компаний и зачастую делает их неконкурентоспособными (в плане уровня цен) по сравнению с иностранными компаниями, которые могут продавать свои услуги через Интернет <38>. Потребителям при этом сложно определить, какая именно компания намерена предоставить им услуги - австралийская или зарубежная. Небезынтересно отметить, что австралийское законодательство (Therapeutic Goods (Medical Devices) Regulations 2002) прямо разрешает потребителям пользоваться услугами неаккредитованных зарубежных компаний, предоставляя потребителям так называемое "Self-importation exemption" (исключение на случай самостоятельного импорта). В 2014 году были утверждены Методические рекомендации Национального Совета по аккредитации в сфере патологии (National Pathology Accreditation Advisory Council, NPAAC), весьма подробно регламентирующие различные практические аспекты потребительского генетического тестирования. Особое внимание в рекомендациях уделено таким аспектам, как научная обоснованность тестов, отсутствие необоснованных заявлений в рекламных материалах компаний-поставщиков услуг, тестирование несовершеннолетних, использование биологических материалов и результатов тестирования третьими лицами <39>. Представляется, что такой широкий перечень рекомендаций может послужить хорошим образцом и удобной отправной точкой для формирования подходов к регулированию индустрии ППГТ (как на уровне нормативно-правовых актов, так и с помощью стандартов саморегулирования отрасли) в разных странах мира.
(Логачева М.Д., Пушкарев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В соответствии с действующим законодательством для австралийских компаний установлен достаточно строгий режим регулирования в отношении предоставляемых ими генетических тестов. Лаборатории, осуществляющие генетические тесты, должны быть аккредитованы Национальной Лабораторной Ассоциацией (National Association of Testing Authorities). Такие требования, с одной стороны, в состоянии обеспечить высокий уровень контроля качества генетического тестирования. С другой стороны, соблюдение этих стандартов весьма затратно для компаний и зачастую делает их неконкурентоспособными (в плане уровня цен) по сравнению с иностранными компаниями, которые могут продавать свои услуги через Интернет <38>. Потребителям при этом сложно определить, какая именно компания намерена предоставить им услуги - австралийская или зарубежная. Небезынтересно отметить, что австралийское законодательство (Therapeutic Goods (Medical Devices) Regulations 2002) прямо разрешает потребителям пользоваться услугами неаккредитованных зарубежных компаний, предоставляя потребителям так называемое "Self-importation exemption" (исключение на случай самостоятельного импорта). В 2014 году были утверждены Методические рекомендации Национального Совета по аккредитации в сфере патологии (National Pathology Accreditation Advisory Council, NPAAC), весьма подробно регламентирующие различные практические аспекты потребительского генетического тестирования. Особое внимание в рекомендациях уделено таким аспектам, как научная обоснованность тестов, отсутствие необоснованных заявлений в рекламных материалах компаний-поставщиков услуг, тестирование несовершеннолетних, использование биологических материалов и результатов тестирования третьими лицами <39>. Представляется, что такой широкий перечень рекомендаций может послужить хорошим образцом и удобной отправной точкой для формирования подходов к регулированию индустрии ППГТ (как на уровне нормативно-правовых актов, так и с помощью стандартов саморегулирования отрасли) в разных странах мира.
Вопрос: Какими правовыми нормами регулируются отношения в сфере рекламы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Законе о рекламе раскрываются основные определения в сфере рекламы, признаки и понятие рекламы, общие требования к рекламе и установленные ограничения по ее содержанию и распространению, а также особенности отдельных способов распространения рекламы (в телепрограммах и телепередачах, в периодических печатных изданиях, по сетям электросвязи, в сети Интернет, наружная реклама и установка рекламных конструкций и др.) и особенности рекламы отдельных видов товаров, например алкогольной продукции, лекарственных средств, финансовых услуг, ценных бумаг и т.п. Кроме того, раскрываются основные положения о саморегулировании в сфере рекламы, федеральном государственном контроле, в т.ч. полномочиях антимонопольного органа в сфере рекламы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Законе о рекламе раскрываются основные определения в сфере рекламы, признаки и понятие рекламы, общие требования к рекламе и установленные ограничения по ее содержанию и распространению, а также особенности отдельных способов распространения рекламы (в телепрограммах и телепередачах, в периодических печатных изданиях, по сетям электросвязи, в сети Интернет, наружная реклама и установка рекламных конструкций и др.) и особенности рекламы отдельных видов товаров, например алкогольной продукции, лекарственных средств, финансовых услуг, ценных бумаг и т.п. Кроме того, раскрываются основные положения о саморегулировании в сфере рекламы, федеральном государственном контроле, в т.ч. полномочиях антимонопольного органа в сфере рекламы.
Статья: Параллельный импорт как инструмент управления международными санкциями
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)В рамках реализации принципа "отслеживать деньги" используются четыре направления саморегулирования экономических отношений. Два наиболее продвинутых из них - инициатива по борьбе с продажей контрафактной продукции в сети Интернет и онлайновая реклама о правообладателях и их правах на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, проводится дополнительная работа с транспортно-логистическими компаниями в целях предотвращения перевозки контрафактных товаров в Европейском союзе.
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)В рамках реализации принципа "отслеживать деньги" используются четыре направления саморегулирования экономических отношений. Два наиболее продвинутых из них - инициатива по борьбе с продажей контрафактной продукции в сети Интернет и онлайновая реклама о правообладателях и их правах на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, проводится дополнительная работа с транспортно-логистическими компаниями в целях предотвращения перевозки контрафактных товаров в Европейском союзе.
Статья: Цифровые платформы: подходы к регулированию
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)В результате этих изменений цифровые платформы в значительной степени получают прибыль не от оказания услуг потребителям, а от продажи результатов обработанных данных пользователей. Более того, нередко оказываемые цифровыми платформами услуги являются бесплатными, но мы расплачиваемся за них информацией о себе, о наших предпочтениях, о нашем финансовом положении, о нашем здоровье, о наших потенциальных покупках и т.д. Созданные на этой основе новые прогнозные данные продаются на формирующихся рынках, что не охватывается рамками таргетированной онлайн-рекламы, и включают многие другие сферы, такие как страхование, розничную торговлю, финансы и т.д.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)В результате этих изменений цифровые платформы в значительной степени получают прибыль не от оказания услуг потребителям, а от продажи результатов обработанных данных пользователей. Более того, нередко оказываемые цифровыми платформами услуги являются бесплатными, но мы расплачиваемся за них информацией о себе, о наших предпочтениях, о нашем финансовом положении, о нашем здоровье, о наших потенциальных покупках и т.д. Созданные на этой основе новые прогнозные данные продаются на формирующихся рынках, что не охватывается рамками таргетированной онлайн-рекламы, и включают многие другие сферы, такие как страхование, розничную торговлю, финансы и т.д.