Руководитель органа, осуществляющего оперативно-Розыскную деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Руководитель органа, осуществляющего оперативно-Розыскную деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Нахождение сотрудников полиции в участковом пункте полиции не исключало проведение ими негласных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе опроса лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Проведение оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну и подлежит рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
(КонсультантПлюс, 2025)Нахождение сотрудников полиции в участковом пункте полиции не исключало проведение ими негласных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе опроса лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Проведение оперативно-розыскных мероприятий составляет государственную тайну и подлежит рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каких случаях право на тайну переписки может быть ограничено?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В отдельных случаях возможно ограничение права на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В течение 24 часов необходимо уведомить об этом суд и получить в течение 48 часов соответствующее судебное решение (ч. 3 ст. 8 Закона N 144-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В отдельных случаях возможно ограничение права на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В течение 24 часов необходимо уведомить об этом суд и получить в течение 48 часов соответствующее судебное решение (ч. 3 ст. 8 Закона N 144-ФЗ).
Ситуация: В каких случаях неприкосновенность жилища может быть нарушена?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов;
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2) при поступлении материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для ее производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу, от дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также материалов об изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, оборот которых осуществлялся с нарушением обязательных требований, от органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2) при поступлении материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-разыскных мероприятий изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для ее производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу, от дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также материалов об изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, оборот которых осуществлялся с нарушением обязательных требований, от органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
Статья: К вопросу о порядке рассмотрения судом материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий и некоторых проблемах обеспечения законности при направлении и исполнении поручений следователя органу дознания
(Красильников А.В.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Одной из процессуальных форм взаимодействия следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является дача обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о производстве некоторых иных процессуальных действий, в том числе связанных с применением мер уголовно-процессуального принуждения. Важно заметить, что при исполнении поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий должностные лица органа дознания вправе самостоятельно определять вид конкретных мероприятий и тактику их осуществления. При этом в случае принятия решения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, должен обратиться в суд за разрешением на их проведение. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) рассмотрение и разрешение такого рода материалов осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Отметим, что Закон об ОРД не определяет уровень суда (звено судебной системы), в который органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, надлежит обращаться с данным постановлением. По сложившейся практике постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как правило, представляется в районный суд по месту нахождения органа. Это представляется вполне целесообразным с точки зрения обеспечения быстроты принятия соответствующих судебных решений и в целом эффективности оперативно-розыскной деятельности. Однако данная практика выглядит весьма сомнительной в свете постановки вопроса о виде судопроизводства, в рамках которого судья рассматривает и разрешает постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
(Красильников А.В.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Одной из процессуальных форм взаимодействия следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является дача обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о производстве некоторых иных процессуальных действий, в том числе связанных с применением мер уголовно-процессуального принуждения. Важно заметить, что при исполнении поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий должностные лица органа дознания вправе самостоятельно определять вид конкретных мероприятий и тактику их осуществления. При этом в случае принятия решения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, должен обратиться в суд за разрешением на их проведение. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) рассмотрение и разрешение такого рода материалов осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Отметим, что Закон об ОРД не определяет уровень суда (звено судебной системы), в который органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, надлежит обращаться с данным постановлением. По сложившейся практике постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, как правило, представляется в районный суд по месту нахождения органа. Это представляется вполне целесообразным с точки зрения обеспечения быстроты принятия соответствующих судебных решений и в целом эффективности оперативно-розыскной деятельности. Однако данная практика выглядит весьма сомнительной в свете постановки вопроса о виде судопроизводства, в рамках которого судья рассматривает и разрешает постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Статья: Институт задержания подозреваемого нуждается в реформировании
(Чурилов С.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В пользу положительного решения вопроса о возможности задержания до возбуждения уголовного дела говорит право органа дознания проводить в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативный эксперимент. Это оперативно-розыскное мероприятие может проводиться до возбуждения уголовного дела органом дознания самостоятельно как в целях выявления и пресечения преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких, так и в порядке исполнения письменного поручения следователя в целях собирания доказательств, например, о вымогательстве и получении должностным лицом взятки, выявлении неустановленного лица, совершающего серийные преступления, торгующего наркотиками и пр. По результатам оперативного эксперимента проводится документирование преступных действий и задержание с поличным конкретного лица, обоснованно подозреваемого в преступной деятельности. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности в случае изъятия предметов, документов, иных материалов, имеющих доказательственное значение, составляется протокол в соответствии с требованиями УПК РФ. Данное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором конкретизируются основания для его проведения (например, указывается на наличие письменного поручения следователя о проведении оперативного эксперимента в порядке проверки заявления о вымогательстве взятки).
(Чурилов С.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)В пользу положительного решения вопроса о возможности задержания до возбуждения уголовного дела говорит право органа дознания проводить в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативный эксперимент. Это оперативно-розыскное мероприятие может проводиться до возбуждения уголовного дела органом дознания самостоятельно как в целях выявления и пресечения преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких, так и в порядке исполнения письменного поручения следователя в целях собирания доказательств, например, о вымогательстве и получении должностным лицом взятки, выявлении неустановленного лица, совершающего серийные преступления, торгующего наркотиками и пр. По результатам оперативного эксперимента проводится документирование преступных действий и задержание с поличным конкретного лица, обоснованно подозреваемого в преступной деятельности. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности в случае изъятия предметов, документов, иных материалов, имеющих доказательственное значение, составляется протокол в соответствии с требованиями УПК РФ. Данное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором конкретизируются основания для его проведения (например, указывается на наличие письменного поручения следователя о проведении оперативного эксперимента в порядке проверки заявления о вымогательстве взятки).
Статья: Долгий путь к эффективной уголовно-правовой защите конкуренции в современной России: 30 лет реформ
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)<71> Так, результаты оперативно-разыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, а представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)<71> Так, результаты оперативно-разыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, а представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Статья 11 "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности" этого Закона предусматривает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Статья 11 "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности" этого Закона предусматривает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Статья: Актуальные проблемы использования геолокационных данных при розыске несовершеннолетних, пропавших без вести
(Ложис З.З., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)2. Осуществить пересмотр ведомственных правовых актов в анализируемой сфере и внести изменения в ст. 8 ФЗ "Об ОРД", предусмотрев, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, а также абонента (пользователя услуг связи) на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также уполномоченных ими лиц допускается получение информации о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи.
(Ложис З.З., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)2. Осуществить пересмотр ведомственных правовых актов в анализируемой сфере и внести изменения в ст. 8 ФЗ "Об ОРД", предусмотрев, что в случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, а также абонента (пользователя услуг связи) на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также уполномоченных ими лиц допускается получение информации о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи.
Статья: О практике использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в качестве доказательств
(Султанов А.Р.)
("Вестник Гуманитарного университета", 2021, N 4)Представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (часть 4 статьи 11 Закона).
(Султанов А.Р.)
("Вестник Гуманитарного университета", 2021, N 4)Представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (часть 4 статьи 11 Закона).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Закон об ОРД обязывает руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по требованию соответствующих прокуроров представлять им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Закон об ОРД обязывает руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по требованию соответствующих прокуроров представлять им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<2> Так, результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, а представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. - Прим. авт.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<2> Так, результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, а представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. - Прим. авт.
Статья: Заключение специалиста как маркер реализации принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве
(Соловьев С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 5)Дополнительно, на основании другого заключения этого же специалиста в области исследования почерка и подписи, в этом же уголовном деле была установлена подложность подписи руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проставленной в постановлении о направлении материалов ОРД в орган расследования.
(Соловьев С.А.)
("Уголовное право", 2025, N 5)Дополнительно, на основании другого заключения этого же специалиста в области исследования почерка и подписи, в этом же уголовном деле была установлена подложность подписи руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проставленной в постановлении о направлении материалов ОРД в орган расследования.
Статья: Допустимость электронных доказательств, полученных в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий
(Литвинова И.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)Во-вторых, действующая редакция ст. 86 УПК РФ не предусматривает легальной возможности предоставления сотрудниками оперативных подразделений следователю или в суд результатов оперативно-разыскной деятельности по собственной инициативе, что препятствует их использованию для формирования уголовно-процессуальных доказательств. Полагаем, что решением данной проблемы отчасти могло бы стать дополнение ст. 89 УПК РФ положением о наделении руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, инициативным правом предоставления субъекту доказывания ее результатов, в том числе представленных в виде компьютерной информации, в закрепленном Федеральным законом "Об ОРД" и ведомственными нормативными актами порядке.
(Литвинова И.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2023, N 3)Во-вторых, действующая редакция ст. 86 УПК РФ не предусматривает легальной возможности предоставления сотрудниками оперативных подразделений следователю или в суд результатов оперативно-разыскной деятельности по собственной инициативе, что препятствует их использованию для формирования уголовно-процессуальных доказательств. Полагаем, что решением данной проблемы отчасти могло бы стать дополнение ст. 89 УПК РФ положением о наделении руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, инициативным правом предоставления субъекту доказывания ее результатов, в том числе представленных в виде компьютерной информации, в закрепленном Федеральным законом "Об ОРД" и ведомственными нормативными актами порядке.