Родовой объект правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Родовой объект правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
(КонсультантПлюс, 2025)Деяние не переквалифицируют на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции) в связи с разными родовыми объектами посягательств указанных правонарушений
(КонсультантПлюс, 2025)Деяние не переквалифицируют на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов) с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции) в связи с разными родовыми объектами посягательств указанных правонарушений
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФДеяния, предусмотренные часть 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют разные объективные стороны состава административного правонарушения, посягают на разные родовые объекты административного правонарушения, наказание за совершение каждого из которых при наличии их совокупности назначается самостоятельно."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения составляют родовой объект административных правонарушений, ответственность за которые предусматривается главой 12 КоАП РФ.
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения составляют родовой объект административных правонарушений, ответственность за которые предусматривается главой 12 КоАП РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 КоАП РФ, в которую входит статья 8.8, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, согласно положениям части 1 статьи 4.5 названного кодекса составляет один год.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Родовым объектом правонарушений, объединенных в главе 8 КоАП РФ, в которую входит статья 8.8, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, согласно положениям части 1 статьи 4.5 названного кодекса составляет один год.
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Статья 19.8 КоАП РФ включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Статья 19.8 КоАП РФ включена законодателем в главу 19 КоАП РФ, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.
Статья: Нравственное здоровье как объект административно-правовой охраны
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Как становится ясно, ни один из составов административных правонарушений, где в том или ином виде употребляется термин "нравственность", не относится к главе 6 КоАП РФ, хотя в наименовании данной главы она фигурирует как родовой объект административного правонарушения. Неясно поэтому, какую же цель преследует законодатель в первоочередном порядке - защиту общественной нравственности, нравственного здоровья или те цели, которые определяются родовыми объектами глав 5, 13, 20 КоАП РФ. На наш взгляд, и оскорбление, и распространение в оскорбительной форме информации, и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и мелкое хулиганство имеют ярко выраженную безнравственную окраску и должны быть составами главы 6 КоАП РФ.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Как становится ясно, ни один из составов административных правонарушений, где в том или ином виде употребляется термин "нравственность", не относится к главе 6 КоАП РФ, хотя в наименовании данной главы она фигурирует как родовой объект административного правонарушения. Неясно поэтому, какую же цель преследует законодатель в первоочередном порядке - защиту общественной нравственности, нравственного здоровья или те цели, которые определяются родовыми объектами глав 5, 13, 20 КоАП РФ. На наш взгляд, и оскорбление, и распространение в оскорбительной форме информации, и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, и мелкое хулиганство имеют ярко выраженную безнравственную окраску и должны быть составами главы 6 КоАП РФ.
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Термин "однородное административное правонарушение" законодатель не раскрывает. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ однородное административное правонарушение - это такое правонарушение, которое имеет единый родовой объект посягательства <7>. Из этого можно сделать вывод, что однородными будут являться правонарушения, закрепленные в одной главе КоАП РФ. Как правило, родовой объект административного правонарушения определяется именно исходя из наименования главы КоАП РФ.
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Если говорить о главе 6 КоАП РФ, то в данной главе законодатель соединил в родовом объекте административных правонарушений составы, которые могут показаться разнородными. Например, посягательство на общественную нравственность не всегда прямо соотносится со здоровьем и санитарно-эпидемиологическим благополучием, но отрицать такой связи мы не можем. Например, занятие проституцией создает помимо неблагополучного нравственного фона еще и угрозу распространения венерических заболеваний, хотя непосредственная связь порой дискутабельна <3>.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Если говорить о главе 6 КоАП РФ, то в данной главе законодатель соединил в родовом объекте административных правонарушений составы, которые могут показаться разнородными. Например, посягательство на общественную нравственность не всегда прямо соотносится со здоровьем и санитарно-эпидемиологическим благополучием, но отрицать такой связи мы не можем. Например, занятие проституцией создает помимо неблагополучного нравственного фона еще и угрозу распространения венерических заболеваний, хотя непосредственная связь порой дискутабельна <3>.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ действующего законодательства в части установления административной ответственности за нарушение режимов повышенной готовности, чрезвычайного и военного положения, правовых режимов противодействия терроризму, экстремистской деятельности следует начать с рассмотрения технико-юридических особенностей закрепления соответствующих норм административно-деликтного права. Так, исследуемые правовые нормы помещены в главу, которая посвящена административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, общественный порядок (гл. 20 КоАП РФ - ст. ст. 20.5, 20.5.1, 20.6, 20.7, 20.19, 20.27). Отметим, что рубрикация Кодекса, таким образом, отчасти не соответствует новым тенденциям развития законодательства об административных правонарушениях. В частности, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. правонарушения, посягающие на общественную безопасность, предлагается поместить в гл. 39, предусматривающую следующие статьи: 39.8, 39.9, 39.10, 39.14, 39.27. Таким образом, незакрепление в названии соответствующей главы словосочетания "общественный порядок" говорит о том, что законодатель представляет родовой объект административного правонарушения в несколько усеченном виде. Представляется некорректным представлять объект правонарушения в таком значении, поскольку это имеет существенное значение для квалификации правонарушения и правильного восприятия последовательности изложения нормативного материала.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Анализ действующего законодательства в части установления административной ответственности за нарушение режимов повышенной готовности, чрезвычайного и военного положения, правовых режимов противодействия терроризму, экстремистской деятельности следует начать с рассмотрения технико-юридических особенностей закрепления соответствующих норм административно-деликтного права. Так, исследуемые правовые нормы помещены в главу, которая посвящена административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, общественный порядок (гл. 20 КоАП РФ - ст. ст. 20.5, 20.5.1, 20.6, 20.7, 20.19, 20.27). Отметим, что рубрикация Кодекса, таким образом, отчасти не соответствует новым тенденциям развития законодательства об административных правонарушениях. В частности, в проекте КоАП РФ от 29 мая 2020 г. правонарушения, посягающие на общественную безопасность, предлагается поместить в гл. 39, предусматривающую следующие статьи: 39.8, 39.9, 39.10, 39.14, 39.27. Таким образом, незакрепление в названии соответствующей главы словосочетания "общественный порядок" говорит о том, что законодатель представляет родовой объект административного правонарушения в несколько усеченном виде. Представляется некорректным представлять объект правонарушения в таком значении, поскольку это имеет существенное значение для квалификации правонарушения и правильного восприятия последовательности изложения нормативного материала.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные правонарушения объединяет родовой объект - информационная безопасность. Рассматривая в качестве критерия классификации данных правонарушений единый видовой объект, можно выделить административные правонарушения против права на информацию, охраны информации от неправомерного доступа; против безопасности информационных ресурсов; против безопасности информационно-телекоммуникационных сетей.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные правонарушения объединяет родовой объект - информационная безопасность. Рассматривая в качестве критерия классификации данных правонарушений единый видовой объект, можно выделить административные правонарушения против права на информацию, охраны информации от неправомерного доступа; против безопасности информационных ресурсов; против безопасности информационно-телекоммуникационных сетей.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как показывает практика, контролирующие органы за отсутствие у УК офиса в пешей доступности привлекают ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которой установлена мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований. В этом случае судьи могут переквалифицировать правонарушение, руководствуясь правовой позицией Пленума ВС РФ, выраженной в п. 20 Постановления от 24.03.2005 N 5 (см., например, Постановление АС СЗО от 01.09.2020 N Ф07-8314/2020 по делу N А26-9361/2019). В указанном пункте рассмотрена такая ситуация: по делу об административном правонарушении выяснилось, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного нарушения. При таких обстоятельствах судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, где обозначен состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Как показывает практика, контролирующие органы за отсутствие у УК офиса в пешей доступности привлекают ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которой установлена мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований. В этом случае судьи могут переквалифицировать правонарушение, руководствуясь правовой позицией Пленума ВС РФ, выраженной в п. 20 Постановления от 24.03.2005 N 5 (см., например, Постановление АС СЗО от 01.09.2020 N Ф07-8314/2020 по делу N А26-9361/2019). В указанном пункте рассмотрена такая ситуация: по делу об административном правонарушении выяснилось, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного нарушения. При таких обстоятельствах судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, где обозначен состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.