Риск выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПоэтому уточнять налоговые обязательства необязательно. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок, возможно, имеет смысл. Во всяком случае внимание со стороны налоговиков не станет для вас неожиданностью.
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: налоговая безопасность компании, риск выездной налоговой проверки, предпроверочный налоговый анализ, риск налоговых доначислений.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Ключевые слова: налоговая безопасность компании, риск выездной налоговой проверки, предпроверочный налоговый анализ, риск налоговых доначислений.
Нормативные акты
Справочная информация: "Безопасная доля вычетов по НДС в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Даже если доля вычетов у налогоплательщика находится в пределах так называемых "безопасных" значений, это не означает, что налоговые органы не включат его в план выездных проверок, так как доля вычетов - лишь один из критериев налоговых рисков (разделы 3 и 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Даже если доля вычетов у налогоплательщика находится в пределах так называемых "безопасных" значений, это не означает, что налоговые органы не включат его в план выездных проверок, так как доля вычетов - лишь один из критериев налоговых рисков (разделы 3 и 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Ключевые слова: предпроверочный анализ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, риск-ориентированный подход.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Ключевые слова: предпроверочный анализ, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, риск-ориентированный подход.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вопрос 1: Каковы риски назначения выездной налоговой проверки при смене юридического адреса на другой регион с учетом того, что в городе-1 ООО - довольно крупный налогоплательщик?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вопрос 1: Каковы риски назначения выездной налоговой проверки при смене юридического адреса на другой регион с учетом того, что в городе-1 ООО - довольно крупный налогоплательщик?
Статья: Признание старых ошибок: главное - не навредить казне
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 7)Уточненки подавать мало кому хочется - даже если в результате этого выявится переплата по налогу. К таким уточненкам обычно повышенное внимание со стороны проверяющих. И еще подача любой уточненки связана с риском проведения выездной налоговой проверки по корректируемому периоду. Причем даже если он выходит за пределы 3 лет, предшествующих году подачи такой уточненки <1>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 7)Уточненки подавать мало кому хочется - даже если в результате этого выявится переплата по налогу. К таким уточненкам обычно повышенное внимание со стороны проверяющих. И еще подача любой уточненки связана с риском проведения выездной налоговой проверки по корректируемому периоду. Причем даже если он выходит за пределы 3 лет, предшествующих году подачи такой уточненки <1>.
Статья: Проблемы проявления должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определила единые принципы построения открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы определения рисков при планировании выездных налоговых проверок. Она позволяет каждому налогоплательщику оценить путем использования 12 критериев, отраженных в документе, вероятность возникновения рисков при ведении финансово-хозяйственной деятельности, что в последующем приведет к возникновению вопросов со стороны налоговых органов. При этом необходимо понимать, что прогресс не стоит на месте: на сегодняшний день указанные критерии лишь частично позволяют определить риски добросовестного налогоплательщика при заключении договора с недобросовестным контрагентом.
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определила единые принципы построения открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы определения рисков при планировании выездных налоговых проверок. Она позволяет каждому налогоплательщику оценить путем использования 12 критериев, отраженных в документе, вероятность возникновения рисков при ведении финансово-хозяйственной деятельности, что в последующем приведет к возникновению вопросов со стороны налоговых органов. При этом необходимо понимать, что прогресс не стоит на месте: на сегодняшний день указанные критерии лишь частично позволяют определить риски добросовестного налогоплательщика при заключении договора с недобросовестным контрагентом.
Готовое решение: Как исправить ошибки в декларации по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подача уточненной декларации несет риск проведения в отношении вас выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подача уточненной декларации несет риск проведения в отношении вас выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Концепция носит открытый характер и ставит своей задачей профилактику правонарушений в налоговой сфере. Это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Концепция носит открытый характер и ставит своей задачей профилактику правонарушений в налоговой сфере. Это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
Готовое решение: Исправление ошибок в декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Однако нужно учитывать, что подача уточненной декларации несет риск проведения у вас выездной налоговой проверки, в том числе повторной (п. п. 4, 10 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако нужно учитывать, что подача уточненной декларации несет риск проведения у вас выездной налоговой проверки, в том числе повторной (п. п. 4, 10 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).
Статья: Особенности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности вне рамок налоговой проверки
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)<5> Минвалиева М.С. Содержание и организация мониторинга налоговых рисков для планирования выездных налоговых проверок и проведение предпроверочного анализа // Инновации в современной науке: Материалы XII Международного весеннего симпозиума: Сб. науч. трудов. Центр научной мысли, 2016; Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: Монография / Под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2012.
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)<5> Минвалиева М.С. Содержание и организация мониторинга налоговых рисков для планирования выездных налоговых проверок и проведение предпроверочного анализа // Инновации в современной науке: Материалы XII Международного весеннего симпозиума: Сб. науч. трудов. Центр научной мысли, 2016; Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: Монография / Под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2012.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время при проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются риск-ориентированным подходом <211>, который представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности <212>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время при проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются риск-ориентированным подходом <211>, который представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности <212>.
Статья: Налог на прибыль при корректировке КР при ИСОИ
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Представление уточненной декларации с целью исправления ошибок, которые привели к занижению налога, сопряжено с риском назначения выездной налоговой проверки, в том числе повторной. Вероятность назначения проверки оценить сложно, поскольку такие критерии не определены. Вместе с тем полагаем, что они в первую очередь зависят от частоты подачи уточненных деклараций и суммы налога, подлежащей возврату (зачету) (насколько она существенна).
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Представление уточненной декларации с целью исправления ошибок, которые привели к занижению налога, сопряжено с риском назначения выездной налоговой проверки, в том числе повторной. Вероятность назначения проверки оценить сложно, поскольку такие критерии не определены. Вместе с тем полагаем, что они в первую очередь зависят от частоты подачи уточненных деклараций и суммы налога, подлежащей возврату (зачету) (насколько она существенна).