Резидент валютный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Резидент валютный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заем в иностранной валюте
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии со статьей 9 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами запрещены.
(КонсультантПлюс, 2025)...В соответствии со статьей 9 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами запрещены.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 14 "Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Установленные данной нормой права требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)12.7. Выдача кредита в иностранной валюте резидентом недружественному нерезиденту, находящемуся под контролем дружественных нерезидентов или дружественных государств
("Официальный сайт Банка России", 2024)12.7. Выдача кредита в иностранной валюте резидентом недружественному нерезиденту, находящемуся под контролем дружественных нерезидентов или дружественных государств
Вопрос: С нерезидентом (Китай) заключен договор поставки товара. Если оплата товара будет произведена третьему лицу (резиденту РФ) с последующей оплатой этим лицом нерезиденту, то правомерна ли такая операция с точки зрения валютного контроля?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: С нерезидентом (Китай) заключен договор поставки товара. Если оплата товара будет произведена третьему лицу (резиденту РФ) с последующей оплатой этим лицом нерезиденту, то правомерна ли такая операция с точки зрения валютного контроля?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: С нерезидентом (Китай) заключен договор поставки товара. Если оплата товара будет произведена третьему лицу (резиденту РФ) с последующей оплатой этим лицом нерезиденту, то правомерна ли такая операция с точки зрения валютного контроля?
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Раздел III. Взаимодействие резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации. Осуществление уполномоченными банками проверки представленных резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)Раздел III. Взаимодействие резидентов (нерезидентов) с уполномоченными банками при представлении документов и информации. Осуществление уполномоченными банками проверки представленных резидентами (нерезидентами) документов и информации. Досье валютного контроля
"Стандарт Банка России "Финансовые сообщения в НПС. Обмен финансовыми сообщениями в рамках валютного контроля. Модели связей" СТО БР НПС-7.0-2020"
(принят и введен в действие приказом Банка России от 28.08.2020 N ОД-1406)4. Модель связей при представлении резидентом документов
(принят и введен в действие приказом Банка России от 28.08.2020 N ОД-1406)4. Модель связей при представлении резидентом документов
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В отношении двойного гражданства в Письме от 16.05.2022 N 12-4-2/3652 Банк России разъяснил, что контролирующее физическое лицо (бенефициар) будет признано именно российским, даже если у него одновременно имеются российское гражданство и гражданство недружественного иностранного государства, поскольку даже при наличии двойного гражданства гражданин РФ для целей валютного контроля является резидентом России независимо от времени пребывания за рубежом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)В отношении двойного гражданства в Письме от 16.05.2022 N 12-4-2/3652 Банк России разъяснил, что контролирующее физическое лицо (бенефициар) будет признано именно российским, даже если у него одновременно имеются российское гражданство и гражданство недружественного иностранного государства, поскольку даже при наличии двойного гражданства гражданин РФ для целей валютного контроля является резидентом России независимо от времени пребывания за рубежом.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Запрос о представлении подтверждающих документов и информации, созданный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа валютного контроля, направляется резиденту, осуществляющему валютные операции и получившему доступ к системе "Одно окно", с использованием системы "Одно окно" (п. 5(2) Правил N 98).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Запрос о представлении подтверждающих документов и информации, созданный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа валютного контроля, направляется резиденту, осуществляющему валютные операции и получившему доступ к системе "Одно окно", с использованием системы "Одно окно" (п. 5(2) Правил N 98).
Статья: Валютная "недоговорка": не предусмотренное законом основание для привлечения к ответственности
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)ВАС указал, что в Законе о валютном контроле для резидентов при осуществлении расчетов в рублях на территории РФ не предусмотрены требования об использовании специального счета и о резервировании. Поэтому подобные действия резидентов не охватываются объективной стороной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)ВАС указал, что в Законе о валютном контроле для резидентов при осуществлении расчетов в рублях на территории РФ не предусмотрены требования об использовании специального счета и о резервировании. Поэтому подобные действия резидентов не охватываются объективной стороной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Статья: Отчетность по форме 0409707 "Сведения об осуществлении депозитарной деятельности и деятельности по инвестиционному консультированию"
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Правильно ли отражать в графе 4 подраздела 1.1 раздела 1 отчетности по форме 0409707 код "00" в отношении клиента, который в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является резидентом, но постоянно проживает на территории зарубежного государства? Необходимо ли писать пояснение к отчетности по форме 0409707 относительно указанной ситуации?
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: Правильно ли отражать в графе 4 подраздела 1.1 раздела 1 отчетности по форме 0409707 код "00" в отношении клиента, который в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является резидентом, но постоянно проживает на территории зарубежного государства? Необходимо ли писать пояснение к отчетности по форме 0409707 относительно указанной ситуации?
Статья: Какие проблемы случаются при покупке недвижимости за рубежом россиянами
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)При этом четких критериев оценки, исполнил или не исполнил резидент свою обязанность по репатриации валюты, законодательно не установлено и решение во многом зависит от позиции органа валютного контроля, осуществляющего проверку выполнения резидентом требований валютного законодательства. К тому же ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ формулируют нарушение несколько по-иному - как нарушение обязанности по получению и обязанности по возвращению валюты, что приводит зачастую к разному подходу к оценке ситуаций, связанных с фактически нерепатриированными средствами, у резидентов и органов валютного контроля.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)При этом четких критериев оценки, исполнил или не исполнил резидент свою обязанность по репатриации валюты, законодательно не установлено и решение во многом зависит от позиции органа валютного контроля, осуществляющего проверку выполнения резидентом требований валютного законодательства. К тому же ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ формулируют нарушение несколько по-иному - как нарушение обязанности по получению и обязанности по возвращению валюты, что приводит зачастую к разному подходу к оценке ситуаций, связанных с фактически нерепатриированными средствами, у резидентов и органов валютного контроля.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)По смыслу положений статьи 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)По смыслу положений статьи 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300) <286>, которым соответственно утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300). Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. N 2078 в названные Правила с 1 января 2026 г. внесены изменения, в том числе их наименование изменено на следующее: Правила представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300) <286>, которым соответственно утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300). Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. N 2078 в названные Правила с 1 января 2026 г. внесены изменения, в том числе их наименование изменено на следующее: Правила представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;