Режим труда и отдыха водителей 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим труда и отдыха водителей 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ за выпуск на линию ТС без тахографа, несоблюдение норм времени управления ТС и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2021 N Ф05-13032/2021 по делу N А40-180866/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2021 N Ф05-13032/2021 по делу N А40-180866/2020
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Учет рабочего времени водителя, ненормированная и сверхурочная работа
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 97, 99, 101, 329 ТК РФ, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 97, 99, 101, 329 ТК РФ, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)Водителям устанавливается режим рабочего времени и времени отдыха с особенностями, которые обусловлены спецификой их деятельности. Например, увеличенная продолжительность рабочего дня (смены) для некоторых категорий водителей, ограничения при введении ненормированного рабочего дня, более длительный, чем у обычных работников, ежедневный и еженедельный отдых.
(КонсультантПлюс, 2025)Водителям устанавливается режим рабочего времени и времени отдыха с особенностями, которые обусловлены спецификой их деятельности. Например, увеличенная продолжительность рабочего дня (смены) для некоторых категорий водителей, ограничения при введении ненормированного рабочего дня, более длительный, чем у обычных работников, ежедневный и еженедельный отдых.
Статья: Зарубежный опыт обеспечения соблюдения режима труда и отдыха профессиональными водителями
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей утверждены Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 года N 424 [8].
(Коблов П.С.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей утверждены Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 года N 424 [8].
Нормативные акты
Приказ МВД России от 02.05.2023 N 264
"Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74087)<4> Раздел 26 Правил дорожного движения; приказ Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2020 года, регистрационный N 61352) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 12 января 2022 г. N 5 (зарегистрирован Минюстом России 15 февраля 2022 года, регистрационный N 67282), данный акт действует до 1 января 2027 года.
"Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74087)<4> Раздел 26 Правил дорожного движения; приказ Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2020 года, регистрационный N 61352) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 12 января 2022 г. N 5 (зарегистрирован Минюстом России 15 февраля 2022 года, регистрационный N 67282), данный акт действует до 1 января 2027 года.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации";
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к механику автотранспорта? Вправе ли водитель работать по совместительству или в порядке совмещения профессий (должностей) механиком автотранспорта?
(Консультация эксперта, 2025)Например, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (следует учитывать, что срок действия данного НПА ограничен 01.01.2027 в соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
(Консультация эксперта, 2025)Например, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (следует учитывать, что срок действия данного НПА ограничен 01.01.2027 в соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
Статья: Тактические особенности осмотра транспортных средств, имеющих бортовые компьютеры, при расследовании дорожно-транспортных преступлений
(Зубенко Е.В., Гирийчук В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Современный автомобиль является не только средством передвижения, но и из-за наличия большого количества электронных устройств его можно смело назвать "компьютером на колесах". Основная роль в управлении автомобилем отведена "бортовому компьютеру", или, как его еще называют: карпьютер (англ. carputer), (англ. onboarder) (другие названия - онборд, автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC, БК, автоБК, бортовик, электронно-бортовое устройство) <3>. Данное устройство работает как обыкновенный домашний персональный компьютер, что позволяет при определенных условиях получить необходимую информацию, хранящуюся в нем. Практически на каждом современном автомобиле есть бортовой компьютер <4>. Кроме того, Правительством Российской Федерации установлены Правила, согласно которым на автомобилях категорий M2, M3 и транспортных средствах категории N, используемых для перевозки опасных грузов, должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов <5>. Таковой аппаратурой являются тахограф, а также навигационно-мониторинговая система ГЛОНАСС, которые обеспечивают непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.
(Зубенко Е.В., Гирийчук В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Современный автомобиль является не только средством передвижения, но и из-за наличия большого количества электронных устройств его можно смело назвать "компьютером на колесах". Основная роль в управлении автомобилем отведена "бортовому компьютеру", или, как его еще называют: карпьютер (англ. carputer), (англ. onboarder) (другие названия - онборд, автомобильный компьютер, бортовой компьютер, car PC, БК, автоБК, бортовик, электронно-бортовое устройство) <3>. Данное устройство работает как обыкновенный домашний персональный компьютер, что позволяет при определенных условиях получить необходимую информацию, хранящуюся в нем. Практически на каждом современном автомобиле есть бортовой компьютер <4>. Кроме того, Правительством Российской Федерации установлены Правила, согласно которым на автомобилях категорий M2, M3 и транспортных средствах категории N, используемых для перевозки опасных грузов, должна быть установлена аппаратура спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов <5>. Таковой аппаратурой являются тахограф, а также навигационно-мониторинговая система ГЛОНАСС, которые обеспечивают непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей.
Статья: Типичные ошибки, допускаемые при предложении работы в выходные и нерабочие праздничные дни
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Для отдельных категорий работников требования к продолжительности междусменного отдыха устанавливаются специальными ведомственными документами. Так, например, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424, предусмотрено, что для водителей продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п. 18). Далее в документе установлено несколько деталей регулирования междусменного отдыха для водителей.
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2024, N 10)Для отдельных категорий работников требования к продолжительности междусменного отдыха устанавливаются специальными ведомственными документами. Так, например, Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424, предусмотрено, что для водителей продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п. 18). Далее в документе установлено несколько деталей регулирования междусменного отдыха для водителей.
Вопрос: Каков порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- водителям автомобилей - не позднее 4 ч 30 мин. времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва (за исключением случаев, предусмотренных п. 14 Особенностей) продолжительностью не менее 45 мин., если не наступает время отдыха или перерыва (п. 16 Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. При этом специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 мин., а последняя - не менее 30 мин., а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 мин. (п. п. 1, 13 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424);
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- водителям автомобилей - не позднее 4 ч 30 мин. времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва (за исключением случаев, предусмотренных п. 14 Особенностей) продолжительностью не менее 45 мин., если не наступает время отдыха или перерыва (п. 16 Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. При этом специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 мин., а последняя - не менее 30 мин., а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 мин. (п. п. 1, 13 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424);
Вопрос: Может ли организация установить в отношении работников с суммированным учетом рабочего времени учетные периоды разной продолжительности: например, охранникам - год, водителям - месяц?
(Консультация эксперта, 2025)Суммированный учет рабочего времени для водителей вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
(Консультация эксперта, 2025)Суммированный учет рабочего времени для водителей вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
Вопрос: Может ли работодатель устанавливать ненормированный рабочий день для работников производства, работающих по сменному графику?
(Консультация эксперта, 2025)Так, например, ненормированный день не допускается для инвалидов I и II групп, водителей такси (ст. 101 ТК РФ, Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2019 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований (утв. Рострудом), Письмо Минтруда от 30.05.2019 N 14-2/ООГ-3899, п. 8 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
(Консультация эксперта, 2025)Так, например, ненормированный день не допускается для инвалидов I и II групп, водителей такси (ст. 101 ТК РФ, Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2019 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований (утв. Рострудом), Письмо Минтруда от 30.05.2019 N 14-2/ООГ-3899, п. 8 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).
Статья: Проблемы правового регулирования режима рабочего времени
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Подобную рассогласованность можно встретить и в подзаконных актах. Так, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 (ред. от 12.01.2022), в п. 6 предусматривают, что водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников <4>. Подобная норма - явное противоречие ч. 3 ст. 8 ТК РФ, поскольку вариант согласования при принятии локального нормативного акта может быть предусмотрен только коллективным договором или партнерским соглашением. В других ситуациях при введении ненормированного, суммированного и разделенного на части рабочего времени анализируемый приказ Минтранса, следуя ТК РФ, упоминает локальные нормативные акты, принятые с учетом мнения представительного органа.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Подобную рассогласованность можно встретить и в подзаконных актах. Так, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 (ред. от 12.01.2022), в п. 6 предусматривают, что водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников <4>. Подобная норма - явное противоречие ч. 3 ст. 8 ТК РФ, поскольку вариант согласования при принятии локального нормативного акта может быть предусмотрен только коллективным договором или партнерским соглашением. В других ситуациях при введении ненормированного, суммированного и разделенного на части рабочего времени анализируемый приказ Минтранса, следуя ТК РФ, упоминает локальные нормативные акты, принятые с учетом мнения представительного органа.
Вопрос: Можно ли ввести суммированный учет рабочего времени водителям?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до 3 месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности)).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до 3 месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности)).
Вопрос: Какова административная ответственность за нарушение лицензионных требований?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616) (далее - Положение N 1616) грубым нарушением лицензионных требований является нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности несоблюдение установленных Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пп. "к" п. 8, п. 39 Положения N 1616).
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616) (далее - Положение N 1616) грубым нарушением лицензионных требований является нарушение, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ, в частности несоблюдение установленных Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пп. "к" п. 8, п. 39 Положения N 1616).
Вопрос: Может ли у водителя автомобиля быть график работы "сутки через двое" или "сутки через трое"?
(Консультация эксперта, 2023)Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее - Особенности).
(Консультация эксперта, 2023)Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее - Особенности).