Резервирование земельных участков для государственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Резервирование земельных участков для государственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Действующая в период предоставления ФИО66" земельного участка часть 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации содержала исчерпывающий перечень случаев, когда допускался отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относились: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускался отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом было разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с куплей-продажей земли: Покупатель хочет признать незаконным отказ Продавца - уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости Покупателя
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением муниципального образования с перечнем кадастровых номеров участков, расположенных в границах резервируемых земель для государственных или муниципальных нужд, не содержащим кадастровый номер спорного участка, разъяснением (письмом) госоргана об отсутствии испрашиваемого участка в границах резервируемых земель для госнужд - если отказано в связи с резервом земельного участка для государственных и муниципальных нужд (п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением муниципального образования с перечнем кадастровых номеров участков, расположенных в границах резервируемых земель для государственных или муниципальных нужд, не содержащим кадастровый номер спорного участка, разъяснением (письмом) госоргана об отсутствии испрашиваемого участка в границах резервируемых земель для госнужд - если отказано в связи с резервом земельного участка для государственных и муниципальных нужд (п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Факт резервирования может отразиться на стоимости земельного участка. Вместе с тем, если по истечении срока резервирования решение об изъятии не принято, резервирование отменено и ограничения прекращены, стоимость земельного участка может снова возрасти, поэтому временное уменьшение стоимости земельного участка не всегда будет считаться безусловным доказательством убытков <32>. Если после истечения срока резервирования земельный участок будет изъят для государственных нужд, собственнику будет выплачено возмещение без учета факта резервирования <33>, чем будет нивелирована разница в стоимости земельного участка до и после резервирования.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Факт резервирования может отразиться на стоимости земельного участка. Вместе с тем, если по истечении срока резервирования решение об изъятии не принято, резервирование отменено и ограничения прекращены, стоимость земельного участка может снова возрасти, поэтому временное уменьшение стоимости земельного участка не всегда будет считаться безусловным доказательством убытков <32>. Если после истечения срока резервирования земельный участок будет изъят для государственных нужд, собственнику будет выплачено возмещение без учета факта резервирования <33>, чем будет нивелирована разница в стоимости земельного участка до и после резервирования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Тогда как решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Тогда как решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
Статья: Возмещение убытков, возникающих в связи с резервированием земель
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Ограничения прав собственников (например, земельных участков) необходимо отличать от пределов их правомочий, предусмотренных законодательством. Например, запрет размещения на участке свалки отходов или определение этажности постройки являются не ограничениями, а законодательными пределами права частной собственности. Ограничения же возникают тогда, когда происходит сужение объема предоставленных законом правомочий собственника (например, в случаях, когда земельный участок попал в охранную зону заповедника). В целом же основные виды ограничений прав земельных собственников перечислены в ст. 56 ЗК РФ: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории; установление особых условий охраны окружающей среды (отдельных природных объектов); ограничения прав собственников в связи с резервированием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд. Дальнейшее развитие системы ограничений права собственности и иных прав на природные ресурсы (главным образом землю) в рамках задач перехода к зеленой экономике может идти в направлении нормативного закрепления экологических сервитутов; установлении ограничений прав собственников в интересах размещения объектов возобновляемой энергетики или объектов цифровой инфраструктуры; ограничений использования удобрений на участках, расположенных рядом с местами выращивания органических аграрных продуктов.
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Ограничения прав собственников (например, земельных участков) необходимо отличать от пределов их правомочий, предусмотренных законодательством. Например, запрет размещения на участке свалки отходов или определение этажности постройки являются не ограничениями, а законодательными пределами права частной собственности. Ограничения же возникают тогда, когда происходит сужение объема предоставленных законом правомочий собственника (например, в случаях, когда земельный участок попал в охранную зону заповедника). В целом же основные виды ограничений прав земельных собственников перечислены в ст. 56 ЗК РФ: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории; установление особых условий охраны окружающей среды (отдельных природных объектов); ограничения прав собственников в связи с резервированием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд. Дальнейшее развитие системы ограничений права собственности и иных прав на природные ресурсы (главным образом землю) в рамках задач перехода к зеленой экономике может идти в направлении нормативного закрепления экологических сервитутов; установлении ограничений прав собственников в интересах размещения объектов возобновляемой энергетики или объектов цифровой инфраструктуры; ограничений использования удобрений на участках, расположенных рядом с местами выращивания органических аграрных продуктов.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;