Резервирование земель для государственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Резервирование земель для государственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с куплей-продажей земли: Покупатель хочет признать незаконным отказ Продавца - уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости Покупателя
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением муниципального образования с перечнем кадастровых номеров участков, расположенных в границах резервируемых земель для государственных или муниципальных нужд, не содержащим кадастровый номер спорного участка, разъяснением (письмом) госоргана об отсутствии испрашиваемого участка в границах резервируемых земель для госнужд - если отказано в связи с резервом земельного участка для государственных и муниципальных нужд (п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением муниципального образования с перечнем кадастровых номеров участков, расположенных в границах резервируемых земель для государственных или муниципальных нужд, не содержащим кадастровый номер спорного участка, разъяснением (письмом) госоргана об отсутствии испрашиваемого участка в границах резервируемых земель для госнужд - если отказано в связи с резервом земельного участка для государственных и муниципальных нужд (п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Общие положения о документах территориального планирования" Градостроительного кодекса РФ"В силу пункта 4 статьи 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено соответствующими документами территориального планирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Статья: Возмещение убытков, возникающих в связи с резервированием земель
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
Статья: Резервирование земель: некоторые проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)В настоящей статье анализируется малоисследованный в российской доктрине институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд <*>. Рассматриваются цели и основные черты института резервирования, а также ряд актуальных проблем в связи с применением норм о резервировании на практике, таких как ограничения правомочий собственника земельного участка в связи с резервированием, проблема опубличивания сведений о резервировании, способы защиты правообладателя участка, в отношении которого принято решение о резервировании, и т.д.
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)В настоящей статье анализируется малоисследованный в российской доктрине институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд <*>. Рассматриваются цели и основные черты института резервирования, а также ряд актуальных проблем в связи с применением норм о резервировании на практике, таких как ограничения правомочий собственника земельного участка в связи с резервированием, проблема опубличивания сведений о резервировании, способы защиты правообладателя участка, в отношении которого принято решение о резервировании, и т.д.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Тогда как решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Тогда как решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 56.1 "Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 56.1 "Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов (п. 1 ст. 70.1, ст. 102) <17>;
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов (п. 1 ст. 70.1, ст. 102) <17>;